Бытие 31 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Иаков услышал, как сыновья Лавана говорили: «Иаков забрал всё, чем владел наш отец, и скопил себе богатство за счет нашего отца».
2 И Иаков заметил, что Лаван относится к нему не так, как раньше.
3 Господь сказал Иакову:
— Возвращайся в землю отцов, к своей родне, и Я буду с тобой.
4 Иаков послал сказать Рахили и Лии, чтобы они вышли в поле, где были его отары.
5 Он сказал им:
— Я вижу, что ваш отец относится ко мне не так, как прежде, но Бог моего отца со мной.
6 Вы знаете, что я работал на вашего отца изо всех сил,
7 а ваш отец обманывал меня, десять раз меняя мою плату. Но Бог не дал меня ему в обиду.
8 Если он говорил: «Платой твоей будут крапчатые», то весь скот рождал крапчатых, а если он говорил: «Платой твоей будут пестрые», то весь скот рождал пестрых.
9 Так Бог забрал скот у вашего отца и отдал мне.
10 Однажды, в то время, когда спаривается скот, мне приснился сон: я поднял взгляд и увидел, что козлы, покрывавшие коз, были пестрыми, крапчатыми или пятнистыми.
11 Ангел Бога сказал мне во сне: «Иаков». Я ответил: «Я здесь».
12 Он сказал: «Взгляни, и ты увидишь: все козлы, покрывающие скот, — пестрые, крапчатые или пятнистые, потому что Я увидел как обошелся с тобой Лаван.
13 Я — Бог Вефиля, где ты возлил масло на памятный знак и поклялся Мне; оставь же немедленно эту землю и возвращайся в землю, где ты родился».
14 Рахиль и Лия ответили:
— Да есть ли у нас ещё доля в наследстве отца?
15 Разве не видно, что он считает нас за чужих? Он продал нас и истратил то, что за нас выручил.
16 Конечно же, всё богатство, которое Бог забрал у отца, принадлежит нам и нашим детям, так что поступай, как велит тебе Бог.
17 Иаков посадил детей и жен на верблюдов,
18 погнал весь скот впереди себя и, взяв всё добро, которое он скопил в Паддан-Араме[168], отправился в путь к своему отцу Исааку в землю Ханаана.
19 Когда Лаван ушел стричь овец, Рахиль украла его божков[169].
20 А Иаков обманул арамея Лавана, не известив его о своем уходе.
21 Он бежал со всем своим имуществом и, перейдя реку[170], направился к нагорьям Галаада.
22 На третий день Лавану сообщили, что Иаков бежал.
23 Взяв с собой родственников, он погнался за Иаковом и через семь дней настиг его в нагорьях Галаада.
24 Но ночью Бог явился арамею Лавану во сне и сказал ему: «Берегись, не говори ничего Иакову, ни хорошего, ни плохого».
25 Лаван догнал Иакова. Иаков уже поставил шатер в нагорьях Галаада, и Лаван с родней тоже стали там лагерем.
26 Лаван сказал Иакову:
— Что ты сделал? Ты обманул меня и увел моих дочерей, как пленников на войне.
27 Почему ты убежал тайком? Почему ты не сказал мне, чтобы я мог проводить тебя с радостью и с песнями, под музыку бубна и арфы?
28 Ты не дал мне даже поцеловать на прощание внуков и дочерей. Ты поступил безрассудно.
29 В моих силах причинить тебе зло, но прошлой ночью Бог твоего отца сказал мне: «Берегись, не говори Иакову ничего, ни хорошего, ни плохого».
30 Допустим, ты ушел, потому что тебе не терпелось вернуться в отцовский дом, но зачем ты украл моих божков?
31 Иаков ответил Лавану:
— Я боялся, потому что думал, что ты силой отнимешь у меня своих дочерей.
32 Если же ты найдешь у кого-нибудь здесь своих божков, тому не жить. В присутствии родни смотри сам, есть ли у меня что-нибудь твое, и если есть, то забирай обратно.
Иаков не знал, что божков украла Рахиль.
33 Лаван вошел в шатер Иакова, в шатер Лии и в шатер двух служанок, но ничего не нашел. После шатра Лии он вошел в шатер Рахили.
34 Рахиль же взяла домашних божков, положила их в верблюжье седло и села на них. Лаван обыскал весь шатер, но ничего не нашел.
35 Рахиль сказала отцу:
— Не гневайся, мой господин: я не могу встать перед тобой, потому что у меня то, что обычно бывает у женщин.
Как он ни искал, он не смог найти своих божков.
36 Иаков был вне себя от гнева и стал выговаривать Лавану:
— В чем мое преступление? — спросил он. — Какой грех я совершил, что ты пустился за мной в погоню?
37 Ты обыскал всё мое добро — что ты нашел из своего имущества? Положи, что нашел, перед твоей и моей родней, и пусть они нас рассудят.
38 Я двадцать лет прожил у тебя: твои овцы и козы не выкидывали, баранов из твоих стад я не ел.
39 Растерзанных диким зверем я не приносил к тебе, но сам возмещал убытки; ты же требовал с меня платы за всё, что было украдено, днем ли это случилось или ночью.
40 Вот каково мне было: зной палил меня днем, холод терзал меня ночью, и сон бежал от моих глаз.
41 Таковы были те двадцать лет, что я жил в твоем доме. Я работал на тебя четырнадцать лет за двух твоих дочерей и шесть лет за скот, а ты десять раз менял мою плату.
42 Если бы не был со мной Бог моего отца, Бог Авраама, Тот, Кого боялся Исаак, то ты, конечно, отослал бы меня с пустыми руками. Но Бог увидел мои лишения и труд моих рук и рассудил нас прошлой ночью.
43 Лаван ответил Иакову:
— Эти дочери — мои дочери, дети — мои дети, и стада — мои стада; всё, что ты видишь, — мое. Но что же я могу теперь сделать с моими дочерьми или с детьми, которых они родили?
44 Давай же заключим договор, ты и я, и пусть он будет свидетельством между нами.
45 Иаков взял камень и поставил его памятным знаком.
46 Он сказал своей родне:
— Наберите камней.
Они набрали камней, сложили их грудой и сели возле неё за трапезу.
47 Лаван назвал её Иегар-Сагадута, а Иаков — Гал-Эд[171].
48 Лаван сказал:
— Эта насыпь — свидетельство между тобой и мной сегодня.
Вот почему её назвали Гал-Эд,
49 а также Мицпа[172], ведь он сказал:
— Пусть Господь смотрит за тобой и мной, когда мы будем вдали друг от друга.
50 Если ты будешь плохо обходиться с моими дочерьми или возьмешь себе других жен, кроме моих дочерей, — даже если никого с нами нет, помни, что Бог — Свидетель между тобой и мной.
51 Ещё Лаван сказал Иакову:
— Вот груда камней и памятный знак, который я поставил между тобой и мной.
52 Эти камни — свидетельство, и этот памятный знак — во свидетельство того, что я не перейду за эту груду камней на твою сторону, чтобы причинить тебе зло, и ты не перейдешь за этот памятный знак и груду камней на мою сторону, чтобы причинить мне зло.
53 Пусть Бог Авраама и Бог Нахора, Бог их отца, судит между нами.
И Иаков поклялся Тем, Которого боялся его отец Исаак.
54 Он принес жертву там в нагорье и пригласил родственников разделить трапезу. Они поели и переночевали там,
55 а рано утром Лаван поцеловал внуков и дочерей, благословил их и отправился домой.

Новой Женевской Библии

31:1−55 Открывшись Иакову в сновидении, Бог Своей верховной властью возвращает его, уже испытавшего на себе очищающее Божие воздействие, в обетованную землю с большим богатством, нажитым у Лавана, и разрешает их конфликт мирным договором. Все это Господь даровал Иакову, несмотря на языческое идолопоклонство в его доме (Введение: Время и обстоятельства написания).

31:1 Иаков завладел всем. По благословению Божию.

31:2 увидел Иаков лице Лавана. Отношение Лавана было подобно той зависти, которую испытывали к Исааку филистимляне (26:14).

31:3 возвратись в землю отцов твоих. Так же, как в свое время Авраам, двенадцать будущих колен Израилевых переселились сначала из Месопотамии (12:1−9; 35:23 и ком.), а затем вышли из Египта в обетованную землю с огромным богатством (12:10−20; 35:24 и ком.). Исход Иакова с семьей из дома Лавана является прообразом исхода из Египта (Втор 26:5−8; Ос 12:12−13). Откликнувшись на призыв Бога, они отправились в путь (ст. 3), чтобы поклоняться Ему в земле Ханаанской (ст. 13:17). Они лишили своего врага богатства и его идолов (ст. 17−21), их преследовали и настигли (ст. 22−23), однако они спаслись благодаря Божественному вмешательству (ст. 24).

Я буду с тобой. См. 28:15 и ком.

31:4 послал Иаков. Иаков поступает в соответствии с полученным небесным откровением (12:4).

31:5 Бог отца моего был со мною. Т.е. «увеличение моего стада свидетельствует о том, что меня не оставляло благословение Всевышнего».

31:7 обманывал меня. Богатство, нажитое Иаковом у Лавана, принадлежало ему по праву (ст. 38 42).

десять. Символическое число, означающее завершенность, полноту.

но Бог не попустил ему. Иаков осознал, что именно Господь благословил его и защитил от происков Лавана.

31:9 отнял Бог скот у отца вашего. Бог проклинает тех, кто проклинает семя Авраама (12:3; 27:29).

31:10 во сне. Это откровение подтвердило, что именно благословение Господнее, а отнюдь не собственные усилия Иакова, обеспечило ему богатство, нажитое у Лавана.

31:11 Ангел Божий. См. 16:7 и ком.

31:12 Я вижу все. Праведный Бог вступается за притесняемых.

31:15 он продал нас. Дочери осуждали Лавана за то, что он «продал их в замужество». Платой за каждую из них была работа Иакова на Лавана (29:18, 22 и ком., 27).

съел... серебро наше. Эта фраза означает «растратить деньги» и встречается в аналогичных контекстах в клинописях из города Нузу (ок. 1500 г. до Р.Х.). По закону денежная сумма, подаренная Лавану при замужестве Лии и Рахили, хотя бы частично должна была достаться дочерям.

31:16 богатство... есть наше. Их утверждение противоречит заявлению Лавана (ст. 43).

отнял. В Исх 12:36 это древнееврейское слово переводится как «обобрал».

31:19 похитила идолов, которые были у отца ее. Считалось, что семейные идолы обеспечивали покровительство и благословение. В отличие от Сарры и Ревекки, которые, прийдя в обетованную землю, приняли Бога патриархов, Рахиль не могла расстаться со своими языческими представлениями и домашними идолами.

31:24 пришел Бог. Бог защищает Иакова, как когда-то защищал Авраама (12:17; 20:3) и Исаака (26:8).

ни доброго, ни худого. Ранее Бог открылся Лавану через провидение (24:50), а теперь — через сновидение.

31:27 Лаван выражает свое возмущение тайным бегством Иакова, напоминая ему о существовавшем тогда обычае (29:26).

31:35 у меня обыкновенное женское. Младшая дочь обманула своего отца, как в гл. 27 младший сын Иаков обманул Исаака.

31:42 Если бы не был со мною Бог. См. 28:15; Пс 123:1.

страх Исаака. Или «наводящий ужас Бог Исаака» (см. ст. 53 и ком.).

ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Иаков называет вещи своими именами и не ощущает страха перед Лаваном — он во всем положился на Бога.

31:43 все, что ты видишь, это мое. Все в этом мире принадлежит Тому, Кто этот мир создал и Кто управляет им, т.е. Богу.

31:44 заключим союз. Это же выражение встречается и в 21:27, и в 26:28 (ком.); этот союз подобен мирному договору, заключенному Авраамом и Исааком с филистимлянами.

31:47 назвал его. Используя язык Ханаана, а не арамейский, Иаков тем самым проявляет твердую решимость связать свою дальнейшую судьбу с обетованной землей.

31:50 если возьмешь жен сверх дочерей моих. В отличие от хананеев, семья Фарры дорожила семейным укладом (24:3−4; 26:34−35; 27:46; 28:9). Подобное запрещение повсеместно встречается в брачных договорах древнего Востока.

31:53 Бог Авраамов и Бог Нахоров... Бог отца их. Лаван считал Бога Авраама Богом своей семьи (Нав 24:14).

страхом отца своего Исаака. Иаков не отождествлял Бога Авраама с богом Нахора; он клялся «страхом Исаака», отождествляя его с Богом Авраама.

31:55 благословил. См. 24:60; 29:1.

Примечания:

 
Новый русский перевод
18 [168] — То есть в северо-западной Месопотамии.
19 [169] — Евр. терафи́м.
21 [170] — То есть Евфрат.
47 [171] — Арам.: Иегар-Сагадута, евр. Гал-Эд— оба означают: насыпь свидетельства.
49 [172] — Это название означает: сторожевой пост.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.