— Возвращайся в землю отцов, к своей родне, и Я буду с тобой.
— Я вижу, что ваш отец относится ко мне не так, как прежде, но Бог моего отца со мной.
— Да есть ли у нас ещё доля в наследстве отца?
— Что ты сделал? Ты обманул меня и увел моих дочерей, как пленников на войне.
— Я боялся, потому что думал, что ты силой отнимешь у меня своих дочерей.
Иаков не знал, что божков украла Рахиль.
— Не гневайся, мой господин: я не могу встать перед тобой, потому что у меня то, что обычно бывает у женщин.
Как он ни искал, он не смог найти своих божков.
— В чем мое преступление? — спросил он. — Какой грех я совершил, что ты пустился за мной в погоню?
— Эти дочери — мои дочери, дети — мои дети, и стада — мои стада; всё, что ты видишь, — мое. Но что же я могу теперь сделать с моими дочерьми или с детьми, которых они родили?
— Наберите камней.
Они набрали камней, сложили их грудой и сели возле неё за трапезу.
— Эта насыпь — свидетельство между тобой и мной сегодня.
Вот почему её назвали Гал-Эд,
— Пусть Господь смотрит за тобой и мной, когда мы будем вдали друг от друга.
— Вот груда камней и памятный знак, который я поставил между тобой и мной.
И Иаков поклялся Тем, Которого боялся его отец Исаак.
31:1−55 Открывшись Иакову в сновидении, Бог Своей верховной властью возвращает его, уже испытавшего на себе очищающее Божие воздействие, в обетованную землю с большим богатством, нажитым у Лавана, и разрешает их конфликт мирным договором. Все это Господь даровал Иакову, несмотря на языческое идолопоклонство в его доме (Введение: Время и обстоятельства написания).
31:1 Иаков завладел всем. По благословению Божию.
31:2 увидел Иаков лице Лавана. Отношение Лавана было подобно той зависти, которую испытывали к Исааку филистимляне (26:14).
31:3 возвратись в землю отцов твоих. Так же, как в свое время Авраам, двенадцать будущих колен Израилевых переселились сначала из Месопотамии (12:1−9; 35:23 и ком.), а затем вышли из Египта в обетованную землю с огромным богатством (12:10−20; 35:24 и ком.). Исход Иакова с семьей из дома Лавана является прообразом исхода из Египта (Втор 26:5−8; Ос 12:12−13). Откликнувшись на призыв Бога, они отправились в путь (ст. 3), чтобы поклоняться Ему в земле Ханаанской (ст. 13:17). Они лишили своего врага богатства и его идолов (ст. 17−21), их преследовали и настигли (ст. 22−23), однако они спаслись благодаря Божественному вмешательству (ст. 24).
Я буду с тобой. См. 28:15 и ком.
31:4 послал Иаков. Иаков поступает в соответствии с полученным небесным откровением (12:4).
31:5 Бог отца моего был со мною. Т.е. «увеличение моего стада свидетельствует о том, что меня не оставляло благословение Всевышнего».
31:7 обманывал меня. Богатство, нажитое Иаковом у Лавана, принадлежало ему по праву (ст. 38 42).
десять. Символическое число, означающее завершенность, полноту.
но Бог не попустил ему. Иаков осознал, что именно Господь благословил его и защитил от происков Лавана.
31:9 отнял Бог скот у отца вашего. Бог проклинает тех, кто проклинает семя Авраама (12:3; 27:29).
31:10 во сне. Это откровение подтвердило, что именно благословение Господнее, а отнюдь не собственные усилия Иакова, обеспечило ему богатство, нажитое у Лавана.
31:11 Ангел Божий. См. 16:7 и ком.
31:12 Я вижу все. Праведный Бог вступается за притесняемых.
31:15 он продал нас. Дочери осуждали Лавана за то, что он «продал их в замужество». Платой за каждую из них была работа Иакова на Лавана (29:18, 22 и ком., 27).
съел... серебро наше. Эта фраза означает «растратить деньги» и встречается в аналогичных контекстах в клинописях из города Нузу (ок. 1500 г. до Р.Х.). По закону денежная сумма, подаренная Лавану при замужестве Лии и Рахили, хотя бы частично должна была достаться дочерям.
31:16 богатство... есть наше. Их утверждение противоречит заявлению Лавана (ст. 43).
отнял. В Исх 12:36 это древнееврейское слово переводится как «обобрал».
31:19 похитила идолов, которые были у отца ее. Считалось, что семейные идолы обеспечивали покровительство и благословение. В отличие от Сарры и Ревекки, которые, прийдя в обетованную землю, приняли Бога патриархов, Рахиль не могла расстаться со своими языческими представлениями и домашними идолами.
31:24 пришел Бог. Бог защищает Иакова, как когда-то защищал Авраама (12:17; 20:3) и Исаака (26:8).
ни доброго, ни худого. Ранее Бог открылся Лавану через провидение (24:50), а теперь — через сновидение.
31:27 Лаван выражает свое возмущение тайным бегством Иакова, напоминая ему о существовавшем тогда обычае (29:26).
31:35 у меня обыкновенное женское. Младшая дочь обманула своего отца, как в гл. 27 младший сын Иаков обманул Исаака.
31:42 Если бы не был со мною Бог. См. 28:15; Пс 123:1.
страх Исаака. Или «наводящий ужас Бог Исаака» (см. ст. 53 и ком.).
ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Иаков называет вещи своими именами и не ощущает страха перед Лаваном — он во всем положился на Бога.
31:43 все, что ты видишь, это мое. Все в этом мире принадлежит Тому, Кто этот мир создал и Кто управляет им, т.е. Богу.
31:44 заключим союз. Это же выражение встречается и в 21:27, и в 26:28 (ком.); этот союз подобен мирному договору, заключенному Авраамом и Исааком с филистимлянами.
31:47 назвал его. Используя язык Ханаана, а не арамейский, Иаков тем самым проявляет твердую решимость связать свою дальнейшую судьбу с обетованной землей.
31:50 если возьмешь жен сверх дочерей моих. В отличие от хананеев, семья Фарры дорожила семейным укладом (24:3−4; 26:34−35; 27:46; 28:9). Подобное запрещение повсеместно встречается в брачных договорах древнего Востока.
31:53 Бог Авраамов и Бог Нахоров... Бог отца их. Лаван считал Бога Авраама Богом своей семьи (Нав 24:14).
страхом отца своего Исаака. Иаков не отождествлял Бога Авраама с богом Нахора; он клялся «страхом Исаака», отождествляя его с Богом Авраама.
31:55 благословил. См. 24:60; 29:1.