Бытие 32 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Иаков продолжил свой путь, и ангелы Божьи встретили его.
2 Когда Иаков увидел их, он сказал:
— Это Божий стан! — и назвал то место Маханаим[173].
3 Иаков послал впереди себя вестников к своему брату Исаву в землю Сеир, страну Эдом.
4 Он дал им такой наказ:
— Скажите моему господину Исаву так: «Твой слуга Иаков говорит: Я жил у Лавана и был там до этого дня.
5 У меня есть быки, ослы, овцы и козы, слуги и служанки. Я посылаю эту весть моему господину, чтобы найти милость в твоих глазах».
6 Посланцы вернулись и сказали Иакову:
— Мы были у твоего брата Исава, и теперь он сам идет тебе навстречу и с ним 400 человек.
7 В великом страхе и смятении Иаков разделил людей, которые были с ним, а также стада крупного и мелкого скота и верблюдов.
8 Он думал: «Если Исав нападет на одну половину[174], то другая[175] уцелеет и спасется».
9 Иаков взмолился:
— О Бог моего отца Авраама, Бог моего отца Исаака, о Господь, сказавший мне: «Вернись в твою землю, где ты родился, и Я дам тебе процветание»,
10 я недостоин той милости и верности, которые Ты явил Твоему слуге. У меня ничего не было, кроме посоха, когда я перешел Иордан, а теперь я возвращаюсь двумя станами.
11 Молю Тебя, спаси меня от руки моего брата Исава, потому что я боюсь, что он придет и нападет на меня и на матерей с детьми.
12 Ты ведь Сам сказал: «Я непременно дам тебе процветание и сделаю потомство твое многочисленным, как морской песок, который не сосчитать».
13 Он провел там ночь и из того, что у него было, выбрал подарок для своего брата Исава:
14 200 коз и 20 козлов, 200 овец и 20 баранов,
15 30 верблюдиц с верблюжатами, 40 коров и 10 быков, 20 ослиц и 10 ослов.
16 Он поручил их слугам, каждое стадо особо, и сказал им:
— Идите впереди меня и держите между стадами некоторое расстояние.
17 Он научил того, кто шёл первым:
— Когда мой брат Исав встретит тебя и спросит: «Чей ты? Куда идешь? Чей скот ты гонишь?» —
18 тогда ты скажи: «Скот твоего слуги Иакова. Это подарок от него моему господину Исаву, а сам он идет за нами».
19 Он научил и второго, и третьего, и всех других, шедших за стадами:
— И вы так же скажете Исаву, когда он вас встретит.
20 И ещё скажите: «Твой слуга Иаков идет позади нас».
Сам он думал: «Я умиротворю его этими дарами, которые посылаю впереди себя, а потом, когда мы встретимся, он, быть может, примет меня».
21 Так дары Иакова были отправлены вперед, а сам он провел ночь в лагере.
22 Той ночью Иаков встал и взял двух своих жен, двух служанок и 11 сыновей и вброд перешел через реку Яббок.
23 Он перевел их через поток и переправил всё свое добро.
24 И вот Иаков остался один, и Некто боролся с ним до самой зари.
25 Увидев, что не может пересилить, Он коснулся сустава бедра Иакова, так что бедро было вывихнуто, когда он боролся с Ним.
26 И Он сказал:
— Отпусти Меня, потому что восходит заря.
Но Иаков ответил:
— Не отпущу, пока не благословишь меня.
27 Он спросил:
— Как твое имя?
— Иаков, — ответил он.
28 Тогда Он сказал:
— Отныне твое имя будет не Иаков, а Израиль[176], потому что ты боролся с Богом и людьми и победил.
29 Иаков сказал:
— Прошу Тебя, скажи мне Твое имя.
Но Он ответил:
— Зачем ты спрашиваешь Мое имя?
И Он благословил его.
30 Иаков назвал то место Пениэл[177], сказав: «Это потому, что я видел Бога лицом к лицу и остался жив».
31 Солнце встало над ним, когда он проходил Пениэл[178], хромая из-за своего бедра.
32 Вот почему до сегодняшнего дня израильтяне не едят сухожилия на суставе бедра: ведь Он коснулся сустава бедра Иакова рядом с сухожилием.

Новой Женевской Библии

32:1−22 Ангелы Божии, повстречавшиеся Иакову, когда он покидал обетованную землю, встретили его и при возвращении домой. Новый Иаков стал смиренным и молящимся человеком, готовым отказаться от своего превосходства ради восстановления дружеского общения с братом.

32:1 встретили его Ангелы Божии. Ангелов Божиих он уже встречал в Вефиле (1Пар 12:22). Эти встречи знаменуют собой начало и конец пребывания Иакова в доме Лавана (28:10 22 и ком.; 28:11−12 и ком.) и служат подтверждением Божиего обетования, данного Иакову (28:15). Ангел Господень (16:7 и ком.) сопровождал Израиль на его пути из Египта в Ханаан.

32:2 ополчение. Это же древнееврейское слово переводится как «стан» в ст. 7:8. 11. Иаков имеет в виду множество ангелов, которых он видел на небесной лестнице (28:12 и ком.).

встретили. См. 28:11 и ком.; Нав 5:13−15.

нарек имя месту тому. См. 28:19 и ком.

Маханаим. Это имя означает «стан» либо «два стана». Если это форма двойственного числа, то Иаков, возможно, имел в виду и свой стан, и стан Божий, служивший ему небесным щитом и свитой. Подобно тому, как Вефиль был вратами небес (28:17), Маханаим был Божиим станом на земле. Точное местонахождение его неизвестно.

32:3 вестников. Это же слово переведено как «ангелы» в ст. 1.

Сеир. Гора Сеир и земля Сеир (14:6) дикая и пустынная область Едома, между Мертвым и Красным морями.

32:4 вот что говорит... Иаков. Посланники говорят от лица самого Иакова (16:7 и ком.).

господину... раб. Иаков отказывается от своих прав, которые он имеет как избранник Божий (27:29); точно так же в свое время Авраам поступил по отношению к Лоту (гл. 13). С соперничеством покончено; все передано в руки Божии.

32:5 дабы приобрести благоволение пред очами твоими. Это уже слова нового Иакова (25:31 и ком.).

32:6 четыреста человек. У Иакова были все основания опасаться Исава (14:14; 27:40), однако Бог избавил его даже от более сильного войска Лавана (31:29 и ком.).

32:9 сказал Иаков. Иаков впервые после возвращения вестников, посланных к Исаву (ст. 3−8, 13−21), обращается к Богу в молитве (ст. 9−12). Такая последовательность событий свидетельствует о том, что Иаков, посылая дары Исаву, полностью доверил Господу успех этого предприятия.

32:10 Недостоин я. С Иаковом произошло духовное перерождение: он уже не утверждает свое превосходство (как это было с получением благословения Исаака), а признает, что недостоин Божией милости.

милостей и ... благодеяний. Этими словами Иаков полностью связывает себя с Божиим заветом, заключенным с Авраамом и Исааком.

рабу Твоему. Теперь, став рабом Господа, он готов служить другим людям.

32:11 Избавь. В ст. 30 слово с тем же корнем переводится как «сохранилась».

32:12 Ты сказал. Вера Иакова основана на слове Божием.

сделаю потомство твое, как песок морской. Иаков применяет к себе обетования завета, данные Богом Аврааму (22:17).

32:13 в подарок. Это древнееврейское слово означает также «дань» (43:11); оно же переводится как «дар» в 4:4−5. В 33:11 Иаков называет свой дар «благословением». Иаков был готов признать Исава своим господином в пределах человеческих законов и обычаев, но в отношении «духовного первородства» право решать он оставляет за Господом.

32:19 третьему, и всем, которые шли за стадами. Многократное повторение Иаковом того, что он является рабом Исава, свидетельствует об искренности его слов.

32:20 умилостивлю его. В аналогичном контексте древнееврейское слово с тем же корнем переводится как «примиряет» (Притч 16:7). Буквально это означает «покрыть свое лицо» образное выражение, имеющее значение «покрыть вину» (см. 20:16 и ком.).

может быть, и примет меня. Дословно это выражение переводится как «поднимет мое лицо», что может означать также «простит меня».

32:22−32 В борьбе с Иаковом Бог лишает Иакова его природной силы. Однако Иаков, удерживая Бога для того, чтобы обрести благословение, выходит из этой борьбы победителем: он победил не Бога, а себя. Эта сцена символизирует борьбу плотских и духовных устремлений в Иакове. Бог пытается «побороть» в Иакове чисто человеческое (мирское), а Иаков, охваченный этой борьбой, изо всех сил «цепляется» за Бога. Ценой поражения плоти Бог делает Иакова победителем в духе Израилем.

32:24 остался... один. С ним не было никого, кто бы помог ему.

Некто. Этот таинственный Некто был невидимым Богом (ком. ниже), Ангелом Господним (Ос 12:4; Ос 16:7 и ком.).

боролся с ним. См. ком. к 32:22−32.

32:25 не одолевает его. Случай с получением отцовского благословения свидетельствует, что Иакова трудно «одолеть».

коснулся состава бедра его. Т.е., ослабив плоть, дал превосходство духу.

32:26 отпусти Меня. Иаков, стремясь к Богу, так упорно не хотел осваивать тот путь, который к Нему приводит, что Бог поставил его перед необходимостью принять решение: «Отпусти Меня и иди своим путем». Но Иаков готов не подчиниться Самому Господу, чтобы только быть с Ним.

ибо взошла заря. Т.е. заря взошла для Иакова «бедро» (плотские устремления) было ослаблено, дух возобладал и «стало видно».

не отпущу Тебя. Иаков всю свою жизнь (даже когда ошибался) держался за Бога.

32:27 как имя твое? «Некто» задает риторический вопрос (3:9), чтобы противопоставить прежнее имя Иакова (27:36) его новому имени.

32:28 имя тебе будет. Иаков стал другим, сущность его подверглась изменениям, теперь ему необходимо новое имя, которое будет выражать его новую сущность.

Израиль. Это имя можно перевести и как «борющийся с Богом», и как «правящий силой Бога».

32:29 на что ты спрашиваешь о имени Моем? Имя Бога не отражает Самого Бога, ибо Бог превосходит все имена и определения, доступные человеческому пониманию.

32:30 Пенуэл. Точное местонахождение Пенуэла неизвестно.

я видел. Он видел невидимого Бога не глазами; но это было переживание, равное зримой встрече с Ним.

сохранилась. См. ст. 11. Он был избавлен от смерти и облечен силою. Тот факт, что Иаков остался жив после встречи с Богом «лицем к лицу», предвещает его избавление от Исава, с которым ему также придется встретиться лицом к лицу.

32:32 доныне. Такое ограничение в пище, позднее упоминаемое лишь в иудейской литературе, стало постоянным напоминанием о том, что когда Иаков ослабел в борьбе с Богом, победителем из нее вышел Израиль.

Иаков возвращается в Ханаан.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [173] — Это название означает: два стана.
8 [174] — Или: на один стан.
8 [175] — Или: то другой стан.
28 [176] — Это название означает: он борется с Богом.
30 [177] — Это название означает: лицо Бога.
31 [178]Пенуэл— вариант названия Пениэл.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.