Бытие 35 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Бог сказал Иакову:
— Поднимись в Вефиль, поселись там и построй там жертвенник Богу, Который явился тебе, когда ты бежал от своего брата Исава.
2 Иаков сказал своим домашним и всем, кто был с ним:
— Избавьтесь от чужих богов, которые у вас с собой, очиститесь и переоденьтесь.
3 Потом соберитесь в дорогу, и мы отправимся в Вефиль, где я построю жертвенник Богу, Который ответил мне в день бедствия и был со мной, куда бы я ни шёл.
4 Они отдали Иакову всех чужих богов, которые у них были, и серьги из ушей,[186] и Иаков закопал их под дубом в Шехеме.
5 Потом они отправились в путь, и ужас Божий объял все города вокруг них, так что никто не преследовал детей Иакова.
6 Иаков и все, кто был с ним, пришли в Луз (то есть Вефиль) в земле Ханаана.
7 Там он построил жертвенник и назвал то место «Бог Вефиля», потому что там Бог открылся ему, когда он бежал от своего брата.
8 Девора, кормилица Ревекки, умерла и была похоронена под дубом близ Вефиля. Поэтому он был назван «Дуб плача».
9 Когда Иаков вернулся из Паддан-Арама[187], Бог вновь явился ему и благословил его.
10 Бог сказал ему:
— Твое имя Иаков[188], но отныне ты не будешь называться Иаковом. Имя тебе будет Израиль[189].
Так Он назвал его Израилем.
11 Бог сказал ему:
— Я — Бог Всемогущий[190], плодись и умножайся. Народ и множество народов произойдут от тебя, и цари будут твоими потомками.
12 Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я отдаю тебе и отдам её твоим потомкам.
13 И Бог поднялся от него там, где Он говорил с ним.
14 Иаков поставил памятный знак на том месте, где Бог говорил с ним, и возлил на него вино как жертву возлияния и масло.
15 Иаков назвал место, где Бог говорил с ним, Вефиль[191].
16 Они покинули Вефиль и были уже недалеко от Ефрафы, когда Рахиль начала рожать, и роды были очень трудные.
17 Она сильно мучилась при родах, и женщина, принимавшая роды, сказала ей:
— Не бойся — у тебя будет ещё один сын.
18 Когда Рахиль испускала дух, умирая, она назвала сына Бен-Они[192], но отец назвал его Вениамином.[193]
19 Рахиль умерла и была похоронена на пути в Ефрафу (то есть Вифлеем).
20 Над её могилой Иаков поставил памятный знак; это тот камень, что стоит над могилой Рахили до сегодняшнего дня.
21 Израиль продолжал путь и поставил шатер за Мигдал-Едером.
22 Когда Израиль жил в той земле, Рувим лег с наложницей отца Валлой, и Израиль узнал об этом.
У Иакова было 12 сыновей.
23 От Лии: Рувим, первенец Иакова, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон.
24 От Рахили: Иосиф и Вениамин.
25 От Рахилиной служанки Валлы: Дан и Неффалим.
26 От Лииной служанки Зелфы: Гад и Асир.
Вот сыновья Иакова, рожденные ему в Паддан-Араме.
27 Иаков пришёл к своему отцу Исааку в Мамре, что рядом с Кирьят-Арбой (то есть Хевроном), где жили пришельцами Авраам и Исаак.
28 Всего дней жизни Исаака было 180 лет;
29 Исаак испустил последний вздох, умер и отошел к своим предкам, будучи старым и насытившимся жизнью. Его сыновья Исав и Иаков похоронили его.

Новой Женевской Библии

35:1 встань, пойди в Вефиль. Иаков дал клятву, которую теперь нужно было исполнить (35:2 и ком.). Бог в Своем откровении (ст. 9−13) передает Иакову Свой завет с Авраамом (Авраам же поклонялся Господу в Вефиле, 13:3−4, 14−17).

35:2 бросьте. Раскаяние включает в себя отречение от всего того, что препятствует поклонению Богу и порочит Его имя. Изначальное требование завета состояло в преданности одному лишь Господу (Исх 20:3−5; Нав 24:14; Суд 10:16).

богов. См. 31:19; Нав 24:23.

35:4 отдали Иакову. Иаков вновь взял на себя духовное руководство в семье.

серьги. Это были амулеты (ср. ст. 2).

под дубом, который близ Сихема. Это священное дерево было связано с именем Авраама (12:6 и ком.; Нав 4:18).

35:5 ужас Божий. Бог вызвал панический ужас у жителей окрестных городов (Исх 23:27; Нав 2:9), что явилось для них подтверждением присутствия Господа с Иаковом. Теперь семья Иакова в глазах окрестных народов превратилась из мирных пастухов (34:21) в грозных воинов (34:30).

35:6 Луз. См. 28:19.

35:7 устроил... жертвенник. Поклоняясь Богу, семья завета тем самым сохраняла свою обособленность от хананеев и свидетельствовала им о Господе. Это было символическим подтверждением их права на обещанную Богом землю (12:7).

35:9−15 Бог, открывшись Иакову после его возвращения из Месопотамии в Вефиль, подтверждает Свои обетования (28:13−14). Основываясь на Своем завете с Авраамом относительно народов, царей и земли (17:5−8), Бог передает эти обетования Израилю Иакову (32:28), а через него его двенадцати сыновьям.

35:11 плодись. Благословение Божией благодати, адресованное всему человечеству (1:28; 9:1, 7), особенным образом было сосредоточено на народе завета (47:27; Исх 1:3).

множество народов. См. 28:3.

35:12 землю... потомству твоему. См. 12:7 и ком.

35:13 восшел от него Бог. См. 28:13 и ком.

35:16−20 Близ Ефрафы Рахиль родила Вениамина, двенадцатого сына Иакова; она умерла при родах и была похоронена здесь.

35:16 родила. Рождение Вениамина завершило собой образование двенадцати колен Израилевых.

35:17 это тебе сын. Ее молитва была услышана (30:24).

35:18 Бенони. Плач Рахили о своем ребенке предвещает муки рождения, которые позднее испытает ее народ, производя на свет новый век, век благодати (Иер 31:15−17; Мф 2:17−18).

Вениамином. Букв.: «сын силы моей».

35:22 Во время пребывания Израиля. В Библии нет ни одного упоминания о жертвеннике около башни Гадер (Мигдал-Эдер), где согрешил Рувим.

переспал... с наложницею отца своего. Вероятно, оба они стремились удовлетворить свою похоть и захватить власть (2Цар 16:15−23; 3Цар 2:22). За этот грех (Втор 22:30) Рувим вместе с Симеоном и Левием был лишен главенства (49:3−4). Оно будет отдано четвертому сыну Лии Иуде.

35:27 пришел... к Исааку. «Родословие Исаака» завершается его примирением с Иаковом.

35:28 сто восемьдесят лет. Долгая жизнь патриарха подошла к концу только теперь, однако Бог оставил ее без внимания еще с того момента, когда Исаак, передавая благословение, попытался воспрепятствовать осуществлению Божиего намерения (гл. 27).

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [186] — По-видимому, языческие амулеты.
9 [187] — То есть из северо-западной Месопотамии.
10 [188] — Это имя означает: он держится за пятку, в переносном смысле: он обманывает.
10 [189] — Вероятно, это имя означает: он борется с Богом.
11 [190] — Евр. Эль-Шадда́й.
15 [191]Вефиль означает: дом Бога.
18 [192]Бен-Они означает: сын моей скорби.
18 [193]Вениамин означает: сын моей правой руки.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.