Бытие 37 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Иаков жил в той земле, где пришельцем жил его отец, в земле Ханаана.
2 Вот повествование об Иакове.
Иосиф, которому было семнадцать лет, пас стада овец вместе со своими братьями — сыновьями Валлы и Зелфы, жен отца Иосифа. Иосиф рассказывал отцу, что плохого делали его братья.
3 Израиль же любил Иосифа больше всех других сыновей, потому что он был рожден ему в старости, и он сделал для него богато украшенную[200] одежду.
4 Когда братья увидели, что отец любит его больше, чем всех остальных, они возненавидели его и не могли с ним мирно разговаривать.
5 Однажды Иосифу приснился сон. Он рассказал о нём братьям, и те возненавидели его ещё больше.
6 Вот что он сказал им:
— Послушайте, какой мне приснился сон.
7 Мы вязали снопы в поле, и вдруг мой сноп поднялся и распрямился, а ваши снопы встали вокруг него и поклонились.
8 Братья сказали ему:
— Неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели мы будем у тебя в подчинении?
И они возненавидели его ещё больше за его сон и за этот рассказ.
9 Ему приснился ещё один сон, и он опять рассказал о нём братьям:
— Послушайте, мне приснился ещё один сон: на этот раз мне поклонялись солнце, луна и одиннадцать звезд.
10 Он рассказал сон не только братьям, но и отцу, и отец упрекнул его:
— Что это за сон тебе приснился? Неужто я, твоя мать и твои братья действительно придем и поклонимся тебе до земли?
11 Братья завидовали ему, но отец запомнил этот случай.
12 Братья ушли пасти отцовские отары в окрестности Шехема,
13 и Израиль сказал Иосифу:
— Ты знаешь, что твои братья пасут отары близ Шехема; я хочу послать тебя к ним.
— Я готов, — ответил Иосиф.
14 Отец сказал ему:
— Иди посмотри, всё ли благополучно с твоими братьями и с отарами, и принеси мне ответ.
Он дал ему этот наказ в долине Хеврона, и Иосиф отправился в Шехем.
15 Там он блуждал в полях, пока не повстречал его прохожий и не спросил его:
— Что ты ищешь?
16 Он ответил:
— Я ищу моих братьев. Прошу тебя, скажи мне, где они пасут свои отары?
17 — Они ушли отсюда, — ответил прохожий. — Я слышал, как они говорили: «Пойдем в Дотан».
Иосиф пошел следом за братьями и нашел их у Дотана.
18 Они увидели его издалека и, прежде чем он подошел к ним, сговорились его убить.
19 — Вон идет этот сновидец! — сказали они друг другу. —
20 Давайте убьем его и бросим в пересохший колодец, а отцу скажем, что его сожрал дикий зверь. Тогда посмотрим, что выйдет из его снов.
21 Но Рувим услышал и спас его от них, сказав:
— Нет, не будем лишать его жизни.
22 Он добавил:
— Не проливайте крови. Бросьте его в этот колодец здесь, в пустыне, но не поднимайте на него руки.
Рувим хотел спасти его от них и вернуть отцу.
23 Когда Иосиф подошел к братьям, они сорвали с него одежду — ту самую богато украшенную одежду, что была на нём, —
24 и бросили его в колодец. Колодец был пустой, без воды.
25 Они сели за еду и тут увидели караван измаильтян, идущий из Галаада. Их верблюды были нагружены специями, бальзамом и миррой[201], которые они везли в Египет.
26 Иуда сказал братьям:
— Какая нам польза, если мы убьем нашего брата и утаим это?
27 Лучше продадим его измаильтянам и не станем поднимать на него руки; ведь он наш брат, наша плоть и кровь.
Братья согласились с ним.
28 Когда мадианские купцы проходили мимо, братья[202] вытащили Иосифа из колодца и продали измаильтянам за двадцать шекелей[203] серебра. Измаильтяне взяли его в Египет.
29 Вернувшись к колодцу, Рувим увидел, что Иосифа там нет, и разорвал на себе одежду.
30 Он вернулся к братьям и сказал:
— Мальчика там нет! Куда мне теперь деваться?
31 Тогда они взяли одежду Иосифа, закололи козла и вымазали одежду в крови.
32 Затем они отнесли богато украшенную одежду отцу и сказали:
— Вот что мы нашли. Посмотри, не одежда ли это твоего сына?
33 Он узнал её и воскликнул:
— Это одежда моего сына! Его сожрал дикий зверь! Конечно, Иосиф был растерзан на куски!
34 Иаков разорвал на себе одежду, оделся в рубище и много дней оплакивал сына.
35 Все его сыновья и дочери пришли утешать его, но он отказывался от утешений, говоря:
— Нет, я так, скорбя, и сойду в мир мертвых[204], к моему сыну.
Так отец оплакивал своего сына.
36 А мадианитяне тем временем продали Иосифа в Египте Потифару, сановнику фараона, который был у него начальником стражи.

Новой Женевской Библии

37:2 — 50:26 «Родословие Иакова» посвящено его семье. Оно начинается с разлада в семье завета (гл. 37), затем следует рассказ о том, как члены этой семьи породнились с хананеями (гл. 38), и завершается все примирением семьи и ее переселением в Египет. Бог использовал благочестивого Иосифа, отверженного своими братьями, чтобы спасти Ханаан и Египет, сохранив в тех землях семью завета (50:24), а также для того, чтобы очистить эту семью. Иосиф олицетворял собой Божию власть во вселенной. Паскаль писал об этом: «Иосиф является прообразом Иисуса Христа. Любимый сын отца, он был послан к своим братьям и, будучи безвинным, был продан ими за двадцать Серебреников, а в результате всего этого стал их господином».

37:2−36 Мир в семье нарушен из-за безрассудства братьев и соперничества между ними, но, тем не менее, Бог использует эту ситуацию, чтобы исполнить предвозвещенное в пророческих снах: восстановить благополучие семьи завета (45:5−7) и привести народ Израиля в Египет (15:13; Пс 104:23).

37:2 житие. То же, что «родословие».

Иосиф. Единственный из всех сыновей назван здесь потомком Иакова. Это объясняется тем, что внешне и внутренне он больше всех похож на отца.

с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы. Это были Дан, Неффалим, Гад и Асир (30:4−13).

худые... слухи. Их зло обернулось против Иосифа (см. также 35:22; 38:1−26).

37:3 любил... более всех сыновей своих. Т.е. чувствовал духовное родство.

сын старости. См. 30:22−24; 31:41.

разноцветную одежду. Из раскопок в Бене-Хасейне в Египте известно, что одежда из разноцветного материала считалась отличительным признаком людей, наделенных властью и занимающих особое положение в обществе.

37:4 не могли говорить с ним дружелюбно. Или «не могли даже приветствовать его».

37:5 видел Иосиф сон. Иаков также получал откровения во сне (28:12). Этот дар Божий Иосиф унаследовал от отца (см. ком. к ст. 2), т.е. он стал, по определению Божию, духовным преемником своего отца — Израиля.

37:7 поклонились. Бог сообщает Иосифу (а через него всему семейству), о его избранничестве.

37:8 возненавидели. Возненавидев Иосифа, его братья тем самым возненавидели суверенного Бога, Который дал Иосифу откровение, а затем пытались помешать исполнению Его благого замысла о них самих.

37:9 другой сон. Сны в этой истории следуют по два (гл. 40−41). Это свидетельствует о том, что те проблемы, которые виделись в снах, окончательно решены Богом и что Он вскоре исполнит Свое намерение (см. 41:32). Согласно ВЗ, то, что повторяется дважды, — истинно и исходит от Бога.

братьям своим. В греческом переводе: «своему отцу и братьям своим».

37:10 побранил. Т.к. его слова вызвали недовольство и ропот братьев. Иаков — Израиль всегда стремился к миру и взаимопониманию (см. 32:20; 34:30).

мать. Возможно, Лия усыновила Иосифа после смерти Рахили.

37:11 отец... заметил это слово. Иаков понял, от Кого исходят сны Иосифа и что они означают.

15 нашел его... блуждающим. Благодаря этой задержке измаильтяне появились в самое подходящее время (ст. 21−28).

37:17 я слышал. Еще одно действие Божественного провидения.

37:20 увидим, что будет из снов его. Это пророческие слова — братья действительно все «увидят». Абстрагируясь от буквального прочтения текста и рассматривая эти слова в двух аспектах — человеческом и Божественном, можно представить, что они произносятся как бы одновременно братьями Иосифа и Богом; и каждая из сторон говорит: «Увидим, что будет из снов его».

37:21 Рувим. Как старший брат, он берет на себя роль отца во время пребывания братьев на пастбище (ст. 13−14).

37:25 сели они есть хлеб. Описание того, как на это отреагировал Иосиф, см. в 42:21

Измаильтян. См.39:1. Они же зовутся купцами Мадиамскими (ст. 28). Эти потомки Авраама (25:2, 18) были связаны между собой родственными браками (ср. 28:9).

37:27 продадим его. Продажа детей была преступлением, караемым смертью (Исх 21:16).

руки наши. В этом эпизоде усматривается рука Самого Бога (45:5; Пс 104:17).

37:28 двадцать сребренников. Это цена мальчика, не достигшего совершеннолетия (Лев 27:5).

37:29 Рувим же пришел опять. Рувим не желал смерти Иосифу и предпринял несколько попыток спасти его (см. ст. 21−22).

37:30 куда я денусь? Т.е. где укрыться от гнева отца, которому необходимо отчет.

37:31 козла. Иаков сам когда-то обманул отца при помощи козлиных шкур (27:9).

37:33 узнал ее. Иакова обманули, показав ему окровавленную одежду Иосифа. Точно так же и он когда-то обманул отца своего Исаака, воспользовавшись одеждой Исава (27:27).

хищный зверь. Братья, сами того не подозревая, отождествили себя с хищными зверями.

37:35 в преисподнюю. Евр: «шеол». Одно из названий места пребывания душ после смерти.

37:36 продали. См. Ам 1:6−7.

Потифару. Букв.: «принадлежащий Ра» (богу солнца).

Иосиф становится рабом в Египте.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [200] — Смысл этого места в евр. тексте неясен; так же в ст. 23 и 32.
25 [201] — Приятно пахнущая смола растущего в Аравии растения.
28 [202] — Букв.: они.
28 [203] — Около 230 г.
35 [204] — Евр. шео́л — место, где пребывают души умерших.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.