Бытие 9 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Бог благословил Ноя и его сыновей и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю.
2 Пусть страх и ужас перед вами охватит всех зверей земных и всех птиц небесных, всех пресмыкающихся и всех морских рыб: они отданы вам в руки.
3 Всё, что живет и движется, будет вам в пищу. Как прежде Я дал вам зеленые растения, так и теперь Я отдаю вам всё.
4 Но не ешьте мяса, в котором ещё есть кровь.
5 И за вашу кровь Я непременно потребую расплаты. Я потребую расплаты за неё с каждого животного; и со всякого человека Я тоже потребую ответа за жизнь его ближнего.
6 Кто бы ни пролил кровь человека, рукою человека прольется и его кровь, потому что человек создан по образу Божьему.
7 Вы же плодитесь и размножайтесь, расселяйтесь на земле и умножайтесь на ней».
8 Потом Бог сказал Ною и его сыновьям:
9 «Ныне Я заключаю завет с вами и вашими потомками,
10 и со всяким живым существом, которое было с вами, — птица ли, скот или дикий зверь — со всеми, кто вышел с вами из ковчега, и с каждым зверем на земле.
11 Я заключаю с вами завет: никогда впредь всё живое не будет истреблено водами потопа; никогда впредь не будет потоп губить землю».
12 Бог сказал: «Вот знак завета, который Я заключаю между Мной и вами, и каждым живым существом, которое с вами, на все грядущие поколения.
13 Я ставлю в облаках Мою радугу, и она будет знаком завета между Мной и землей.
14 Когда бы Я ни навел облака на землю, в облаках появится радуга,
15 и Я вспомню Мой завет между Мной и вами и каждым живым существом; никогда впредь воды не прольются потопом, чтобы погубить всё живое.
16 Всякий раз, когда радуга появится в облаках, Я увижу её и вспомню вечный завет между Богом и всеми живыми существами, какие есть на земле».
17 Так сказал Бог Ною: «Вот знак завета, который Я заключил между Мной и всем живым на земле».
18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были Сим, Хам и Иафет (Хам — отец Ханаана).
19 Эти трое — сыновья Ноя, и от них произошли люди, которые рассеялись по земле.
20 Ной принялся возделывать землю и сажать виноград.[46]
21 Однажды, выпив вина, он опьянел и лежал обнаженный в своем шатре.
22 Хам, отец Ханаана, увидел наготу своего отца и, выйдя, рассказал об этом братьям.
23 Но Сим и Иафет взяли одежду, положили её себе на плечи и, пятясь, вошли и прикрыли наготу отца. Их лица были обращены в другую сторону, чтобы им не увидеть наготы отца.
24 Когда Ной протрезвел и узнал, что сделал с ним младший сын,
25 он сказал:
«Будь проклят Ханаан! Последним из рабов будет он своим братьям».
26 Ещё он сказал:
«Благословен Господь, Бог Сима! Да будет Ханаан рабом Сима.
27 Да расширит Бог земли Иафета,[47] да живет Иафет в шатрах Сима, и да будет Ханаан его рабом».
28 После потопа Ной жил 350 лет.
29 Всего Ной прожил 950 лет и умер.

Новой Женевской Библии

9:1−17 Эти стихи напоминают благословения Божии при сотворении человека, но, скорее, по форме. По сути же грехопадение внесло существенные коррективы и в человека, и в творение в целом.

9:1 благословил. Бог в третий раз благословил человека (1:28; 5:2).

9:2 да страшатся и да трепещут вас. Это повеление звучит сильнее, чем «владычествуйте» в 1:28. Человек страшится Бога, а животные боятся человека (Ис 8:12−13). В 1:28 понятия «страх» не было.

в ваши руки отданы они. Это также нечто новое во взаимоотношениях человека и живой природы.

9:3 все... что живет, будет вам в пищу. См. 1:29 и ком.

9:4 с душею ее... не ешьте. См. Лев 3:17; Лев 7:27; Лев 19:26; Втор 12:16; 1Цар 14:32−34. Это концепция жертвоприношений (Лев 17:11) и искупительного дела Христа (Евр 9:14, 22). Кровь является символом души (жизни) и приобретает в системе жертвоприношения очистительно-искупительный характер.

9:5 Я взыщу. Фраза намеренно повторяется трижды. Кровь животных можно было проливать для определенных целей, но человеческую кровь нельзя проливать ни при каких обстоятельствах, за исключением возмездия за человекоубийство (ст. 6). Кровь человека, пролитая при убийстве, требовала отмщения. Господь мститель за нее (Пс 9:13; 4Цар 9:26; Евр 12:24). Кровь убитого оскверняет виновного (Чис 35:33; Пс 105:38), и это осквернение снимается смертью убийцы (ст. 6; 3Цар 2:31−32) или очищением (Втор 21:7−9). Если эти меры не приняты, приходит суд Господень (2Цар 21; Втор 19:13; 3Цар 2:9, 31−33).

брата. Это же древнееврейское слово используется в 4:8−11, что предполагает связь между данным повелением и Божиим отмщением за кровь Авеля. Но теперь за кровь Он требует крови.

9:6 рукою человека. См. ст. 5; 4:16 и ком. Бог облекает такой властью всех людей, полагая таким образом основание для общественных институтов (Рим 13:1−7).

по образу. В человеке, несмотря на грехопадение, сохраняется образ Божий (1:26 и ком.; 8:21); это объясняет, почему пролитие крови человека, в отличие от крови животного, требует отмщения. См. статью «Образ Божий в человеке».

9:9 Я поставляю завет. См. 6:18 и ком. Божие обетование сохранить землю и все, что на ней (8:20 22), подтверждается отныне заветом (см. 12:1−3 и гл. 15). В 6:18 завет был заключен только с Ноем, теперь же он расширен и распространяется на потомков Ноя. См. статью «Божий завет милости».

9:12 знамение. Все заветы скреплялись видимыми знаками. Этими знаками были: обрезание при заключении завета с Авраамом (17:11), суббота при заключении завета с Израилем (Исх 31:13, 17) и чаша при заключении Христова завета (Лк 22:20). Давидов завет не нуждался ни в чем подобном, поскольку Потомок Давида и был этим видимым Знамением (2Цар 7:11−16).

9:15 вспомню. См. ком. к 6:6.

9:16 вечный. Возможно, это древнееврейское слово в данном контексте приобретает относительное значение. Такая относительность придается ему выражением «во все дни земли» (8:22 и ком.).

увижу. См. ком. к 6:6.

9:19 земля. См. ком. к 5:32. Это же древнееврейское слово используется и в 5:29. Возможно, делая «вино, которое веселит сердце человека», Ной приносил людям утешение.

9:21 выпил он вина. С одной стороны, Писание одобрительно отзывается о вине (Чис 15:5−10; Втор 14:26; Пс 103:15; Ин 2:1−11),а с другой предупреждает о его опасности (Ис 5:22; Притч 21:17; Притч 23:20−21, 29−35; Ис 28:7) и особенно о том, что оно может стать причиной нравственной деградации (Авв 2:15; Плач 4:21).

опьянел. Т.е. впал в бессознательное состояние. Только высокий уровень сознания позволяет человеку отличать добро от зла. Ной, в данном эпизоде, оказался ниже этого уровня.

лежал обнаженным. См. 3:7, 21.

9:22 увидел... наготу отца своего. Увидел то, чего не должно было видеть, и разгласил то, что не подлежало разглашению.

9:23 покрыли наготу. Они поступили так же, как в свое время поступил Бог (3:21), и поэтому Господь благословил их обоих (ст. 26−27).

9:24−27 Слова, сказанные Богом в ст. 1−23, относятся к человеческой истории в целом; слова, сказанные Ноем, к истории искупления.

9:25 проклят Ханаан. Ной и его сыновья получили благословение от Бога. Тот, кто благословен, не может быть проклят, поэтому Ной обращает проклятие не на Хама, а на Ханаана.

раб рабов. Точнее: «раб из рабов». Этим проклятием Бог всевластно исключает нечестивых из завета благодати (25:23; Рим 9:12−13). Однако Он избирает некоторых людей даже из проклятых хананеев (см. Нав 2:11−12).

9:26 благословен Господь Бог. Ной прославляет Бога как Создателя жизни и распространяет это благословение на Сима.

Бог Симов. Ради мессианского рода Бог Своей верховной властью связал Себя обязательством по отношению к потомству Сима (3:15; 4:26).

9:27 да вселится он в шатрах Симовых. Иафет является прародителем индоевропейских народов. Он получает благословение «быть богатым и процветающим и распространить широко свои владения». Добрые отношения должны установиться между семитскими (произошедшими от Сима) народами и народами, произошедшими от Иафета. «В шатрах Симовых» обетование общего для потомков Сима и Иафета благословения.

9:28−29 Родословная, начатая в 5:32, теперь завершается по образцу, данному

Примечания:

 
Новый русский перевод
20 [46] — Или: был первым, кто посадил виноград.
27 [47] — По звучанию похоже на форму евр. глагола иа́фет, т. е. он расширит.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.