2 Царств 2 глава

Вторая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Спустя время Давид спросил Господа:
— Идти ли мне в какой-нибудь из городов Иудеи?
Господь сказал:
— Иди.
Давид спросил:
— Куда мне идти?
— В Хеврон, — ответил Он.
2 Давид поднялся туда и обе жены его: Ахиноамь из Изрееля и Авигайль, вдова Навала из Кармила.
3 Ещё Давид привел людей, которые были с ним, каждого вместе со своей семьей, и они поселились в городах Хеврона.
4 Жители Иудеи пришли в Хеврон и помазали[3] там Давида царем над домом Иуды.
Давиду сказали, что жители Иавеша Галаадского похоронили Саула,
5 и он послал к ним вестников сказать: «Благословенны вы у Господа за то, что явили эту милость Саулу, вашему господину, похоронив его.
6 Пусть же Господь явит вам милость и верность, и я также вознагражу вас за то, что вы сделали это.
7 Итак, будьте сильны и доблестны, потому что Саул, ваш господин, мертв, а дом Иуды помазал меня царем над собой».
8 Тем временем Авнер, сын Нира, начальник войска Саула, взял Иш-Бошета, сына Саула, и привел его в Маханаим.
9 Он сделал его царем над Галаадом, ашуритами и Изреелем, а также над Ефремом, Вениамином и над всем Израилем.
10 Иш-Бошету, сыну Саула, было сорок лет, когда он стал царем Израиля, и правил он два года. Но дом Иуды пошел за Давидом.
11 Всего Давид был в Хевроне царем над домом Иуды семь лет и шесть месяцев.
12 Авнер, сын Нира, вместе с людьми Иш-Бошета, сына Саула, покинул Маханаим и пошел к Гаваону.
13 Иоав, сын Саруи, и люди Давида вышли и встретили их у гаваонского пруда. Те засели на одной стороне пруда, а эти — на другой.
14 Авнер сказал Иоаву:
— Пусть юноши встанут и сразятся перед нами.
— Пусть встанут, — ответил Иоав.
15 Юноши встали, и было отсчитано двенадцать вениамитян за Иш-Бошета, сына Саула, и двенадцать человек за Давида.
16 Каждый из них схватил своего соперника за голову, вонзил ему в бок свой меч и пал вместе с ним. Вот почему это место в Гаваоне было названо «Хелкаф Гаццурим»[4].
17 Битва в тот день была очень жестокой, и Авнер с воинами Израиля был разбит людьми Давида.
18 Там были и три сына Саруи — Иоав, Авишай и Асаил. Асаил был быстроног, как дикая[5] газель.
19 Он погнался за Авнером, не сворачивая ни вправо, ни влево от его следов.
20 Авнер оглянулся назад и спросил:
— Это ты, Асаил?
— Да, я, — ответил он.
21 Тогда Авнер сказал ему:
— Поверни вправо или влево; схвати одного из юношей и возьми себе его оружие.
Но Асаил, не останавливаясь, гнался за ним.
22 Авнер вновь предостерег Асаила:
— Прекрати гнаться за мной! Зачем мне убивать тебя? Как тогда я смогу посмотреть в глаза твоему брату Иоаву?
23 Но Асаил не прекращал погоню. Тогда Авнер пронзил ему живот обратным концом своего копья, так, что оно вышло наружу у него через спину. Он упал и умер на месте. Каждый человек останавливался, поравнявшись с местом, где упал и умер Асаил.
24 Но Иоав и Авишай преследовали Авнера, и на закате солнца они добрались до холма Амма, близ Гиаха, на дороге к гаваонской пустоши.
25 Вениамитяне сплотились вокруг Авнера, объединились в одну группу и заняли место на вершине холма.
26 Авнер закричал Иоаву:
— Вечно ли будет разить меч? Разве ты не понимаешь, что конец будет горек? Сколько ещё пройдет времени, прежде чем ты прикажешь своим людям прекратить преследовать их братьев?
27 Иоав ответил:
— Верно, как и то, что жив Бог, если бы ты не сказал, воины продолжали бы преследовать своих братьев до утра.[6]
28 Иоав затрубил в рог, и все воины остановились. Они больше не преследовали израильтян и не сражались.
29 Всю эту ночь Авнер и его люди шли через Иорданскую долину. Они пересекли Иордан, прошли через весь Битрон[7] и пришли в Маханаим.
30 Иоав вернулся после преследования Авнера и собрал всех своих людей. Кроме Асаила недосчитались девятнадцати воинов Давида.
31 Слуги же Давида поразили триста шестьдесят человек вениамитян, которые были с Авнером.
32 Они взяли Асаила и похоронили его в гробнице его отца в Вифлееме. Иоав же со своими людьми шёл всю ночь и на рассвете прибыл в Хеврон.

Новой Женевской Библии

2:1 Давид вопросил Господа. Будучи полностью уверенным в том, что Бог избрал его преемником Саула на израильском престоле, Давид, тем не менее, не проявляет излишней самоуверенности и не торопит события, а напротив, как это он делал ранее (напр., 1Цар 23:2, 4, 9−12; 1Цар 30:7−8), просит совета у Господа.

в Хеврон. Древний город в гористой части Иудеи (ок. 900 м над уровнем моря) в тридцати километрах к юго-западу от Иерусалима. В силу своего стратегически выгодного местоположения, а также ряда других причин он более всех других городов Иудеи подходил в качестве места помазания Давида на царство. Ко времени прихода евреев из Египта в землю обетованную Хеврон являлся царской столицей хананеев (Нав 10:3), однако еще с эпохи патриархов этот город был связан с историей народа Божиего (см. Быт 13:18; Быт 23:2, 19; Быт 35:27).

2:2 Ахиноама... Авигея. См. ком. к 1Цар 25:40−44.

Изреелитянка. Под Изреелем, откуда была родом Ахиноама, следует понимать упоминаемое в Нав 15:56 поселение, располагавшееся южнее Хеврона, а не более известный одноименный город на севере Израиля.

Кармилитянка. См. ком. к 1Цар 15:12; 1Цар 23:14; 1Цар 25:2.

2:4 помазали там Давида на царство. См. 1Цар 2:10 и ком. Уже будучи помазанным Самуилом в знак Божиего избрания (1Цар 16:3, 12−13), Давид теперь получает второе помазание, на этот раз в качестве царя иудейского. Третье помазание (5:3) сделает его царем и над Израилем.

Триумф Давида.

2:5 благословенны вы у Господа. Восхваляя жителей Иависа Галаадского за милость, оказанную ими Саулу, Давид, во-первых, доказывает, что он не держит зла против покойного предшественника, и, во-вторых, подготавливает почву для того, чтобы обратиться к Галааду с предложением подчиниться его власти.

2:8 взял Иевосфея. См. ком. к 1Цар 31:2. Из последующего повествования становится ясно, что последний оставшийся в живых сын Саула был всего лишь марионеткой в руках Авенира.

привел его в Маханаим. Местоположение Маханаима окончательно не установлено: известно, что этот город располагался на реке Иавок.

2:9 воцарил его над Галаадом... и над всем Израилем. В этих словах отражены, скорее, претензии Иевосфея и Авенира, чем действительное положение дел.

2:11 семь лет и шесть месяцев. См. ком. к 5:4−5.

2:12 Гаваон. Гаваон принадлежал колену Вениаминову и располагался приблизительно в восьми километрах севернее Иерусалима.

2:13 Иоав, сын Саруи. См. ком. к ст. 18.

2:14 пусть встанут юноши и поиграют пред нами. Авенир предлагает Иоаву устроить бой, в котором бы приняли участие по несколько человек от каждой из сторон. Этот бой представлял собой то же, что и единоборство Давида с Голиафом (см. ком. к 1Цар 17:4). Однако этим поединком не удалось предотвратить массового кровопролития (ст. 17:31).

2:18 три сына Саруи. Согласно 1Пар 2:16, Саруя была одной из двух сестер Давида. Следовательно, ее сыновья приходились царю племянниками.

Иоав. Будучи «начальником войска» (8:16) Давида, Иоав играл видную роль в событиях его царствования. Иоав проявил себя горячим и преданным сторонником Давида, но, в то же время, порой он выходил из подчинения царю (3:39), преследуя личные цели (3:26−27; 18:5, 9−14). При царе Соломоне за свои проступки он был казнен (3Цар 2:28−35).

Авесса. Авесса так же, как и Иоав, являлся одним из военачальников Давида (10:10; 18:2); в 23:18 о нем говорится как о «главном из трех». Асаил Асаил, как и два его брата, также упоминается среди Давидовых военачальников (23:24). В данном эпизоде рассказано об упорном преследовании Асаилом Авенира, окончившемся его гибелью от руки преследуемого (ст. 23).

2:22 тогда с каким лицем явлюсь я к Иоаву, брату твоему? Нежелание Авенира убивать своего преследователя можно объяснить не только его страхом перед возможной местью Иоава, но также и стремлением сохранить возможность компромисса с Давидом. См. ком. к ст. 26.

2:26 доколе ты не скажешь людям, чтобы они перестали преследовать братьев своих? Авенир демонстрирует готовность примириться с Давидом; вероятно, к этому моменту он осознал, что никакая сила не сможет предотвратить воцарение Давида над всем Израилем.

2:28 затрубил Иоав трубою. См. ком. к 1Цар 13:3.

2:30−31 Большая разница в потерях, понесенных войском Давида и армией Вениамина, предопределяет дальнейший ход событий, связанных с воцарением Давида над всем Израилем.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [3] — Посредством обряда помазания человек посвящался на определенное служение. Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники.
16 [4] — Это название означает: поле мечей.
18 [5] — Букв.: в поле.
27 [6] — Или: « …если бы ты говорил сегодня утром, то воины не погнались бы за своими братьями»; или: « …если бы ты сказал, то воины перестали бы преследовать своих братьев к утру».
29 [7] — Или: шли всё утро; значение слова Битрон неясно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.