2 Царств 3 глава

Вторая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Между домом Саула и домом Давида шла продолжительная война. Давид становился всё сильнее и сильнее, а дом Саула всё слабее и слабее.
2 В Хевроне у Давида родились сыновья.
Его первенцем был Амнон, сын изреельтянки Ахиноамь;
3 вторым был Килеаб, сын Авигайль, вдовы Навала из Кармила;
третьим — Авессалом, сын Маахи, дочери гешурского царя Талмая;
4 четвертым — Адония, сын Аггифы;
пятым — Шефатия, сын Авиталы;
5 шестым — Итреам, сын жены Давида Эглы.
Они родились у Давида в Хевроне.
6 Во время войны между домом Саула и домом Давида Авнер укреплял свое собственное положение в доме Саула.
7 У Саула была наложница по имени Рицпа, дочь Айя. Иш-Бошет сказал Авнеру:
— Почему ты спишь с наложницей моего отца?
8 Авнер очень разгневался на слова Иш-Бошета и ответил:
— Разве я — собачья голова, служащая на стороне Иудеи? Сегодня я верен дому твоего отца Саула и его семье и друзьям. Я не предал тебя Давиду. А ты сейчас обвиняешь меня в преступлении из-за этой женщины!
9 Так пусть же Бог сурово накажет[8] Авнера, если я не сделаю для Давида того, о чем клялся ему Господь, —
10 не заберу царство у дома Саула и не поставлю престол Давида над Израилем и Иудеей от Дана до Вирсавии.
11 Иш-Бошет не осмеливался далее говорить с Авнером, потому что испугался его.
12 Авнер отправил послов от своего лица сказать Давиду: «Чья эта земля? Заключи со мной союз, и я помогу тебе перетянуть на свою сторону весь Израиль».
13 Давид ответил:
— Хорошо, я заключу с тобой союз. Но я требую от тебя одного: не приходи ко мне, если не приведешь с собой Михаль, дочь Саула, когда придешь увидеться со мной.
14 Затем Давид послал вестников к сыну Саула Иш-Бошету с требованием: «Дай мне мою жену Михаль, которую я взял себе за сто филистимских краеобрезаний».
15 Иш-Бошет отдал приказ, и её забрали от её мужа Фалтиила, сына Лаиша.
16 Но её муж пошел вслед и плакал, идя за ней, всю дорогу до Бахурима. Авнер сказал ему:
— Ступай домой!
И тот возвратился.
17 Авнер совещался со старейшинами Израиля и сказал:
— Некогда вы хотели поставить Давида своим царем.
18 Теперь сделайте это! Господь обещал Давиду: «Через Моего слугу Давида Я избавлю Мой народ Израиль от руки филистимлян и от руки всех его врагов».
19 Ещё Авнер говорил лично с вениамитянами. После этого он пошел в Хеврон рассказать Давиду всё, что готовы были сделать Израиль и весь дом Вениамина.
20 Когда Авнер, с которым было двадцать человек, пришёл к Давиду в Хеврон, Давид устроил пир для него и для его людей.
21 Авнер сказал Давиду:
— Позволь мне немедленно отправиться и собрать весь Израиль к господину моему царю, чтобы они заключили с тобой союз, а ты стал править надо всем, чего желает твое сердце.
Давид отпустил Авнера, и он ушел с миром.
22 В это время люди Давида и Иоав вернулись из набега и принесли с собой богатую добычу. Но Авнера у Давида в Хевроне уже не было, потому что Давид отпустил его, и он ушел с миром.
23 Когда пришли Иоав и с ним все воины, ему сказали, что Авнер, сын Нира, приходил к царю, царь отпустил его, и он ушел с миром.
24 Иоав пришёл к царю и сказал:
— Что ты сделал? К тебе ведь приходил Авнер! Почему ты отпустил его? Теперь он ушел!
25 Ты же знаешь Авнера, сына Нира, — он приходил, чтобы обмануть тебя и выведать всё, что ты делаешь и куда ты ходишь.
26 Иоав вышел от Давида, послал за Авнером вестников, и они вернули его от колодца Сира. Давид об этом не знал.
27 Авнер вернулся в Хеврон, и Иоав отвел его в сторону, в глубь ворот, словно для того, чтобы поговорить с ним наедине. И там, желая отомстить за кровь своего брата Асаила, Иоав поразил его в живот, и он умер.
28 После этого Давид, услышав о случившемся, сказал:
— Я и мое царство навеки неповинны перед Господом в крови Авнера, сына Нира.
29 Пусть его кровь падет на голову Иоава и на весь дом его отца! Пусть дом Иоава никогда не остается без больного с гноящейся язвой или с заразной болезнью[9], или опирающегося на костыль, или падающего от меча, или нуждающегося в пище.
30 (Иоав и его брат Авишай убили Авнера потому, что он убил их брата Асаила в битве при Гаваоне.)
31 Затем Давид сказал Иоаву и всем людям, которые были с ним:
— Разорвите свои одежды, оденьтесь в рубище и плачьте над Авнером.
Царь Давид сам пошел за похоронными дрогами.
32 Они похоронили Авнера в Хевроне, и царь громко плакал у могилы Авнера. Весь народ тоже плакал.
33 Царь оплакивал Авнера этой песней:
«Разве должен был Авнер умереть подлой смертью?
34 Руки твои не были связаны, ноги твои не были скованы. Ты пал, как падают перед разбойниками».
И весь народ заплакал над ним снова.
35 Затем все они пришли и убеждали Давида поесть, пока ещё продолжался день, но Давид дал клятву, говоря:
— Пусть Бог сурово накажет меня, если я поем хлеба или чего-нибудь ещё прежде, чем зайдет солнце!
36 Весь народ заметил это и был этим доволен; да и всё, что делал царь, нравилось всему народу.
37 Так в тот день весь народ и весь Израиль узнал, что царь не принимал никакого участия в убийстве Авнера, сына Нира.
38 И царь сказал своим людям:
— Разве вы не понимаете, что сегодня в Израиле пал вождь и великий человек?
39 И сегодня, хотя я и помазанный царь, я слаб, а эти сыновья Саруи для меня слишком сильны. Пусть Господь воздаст делающему злое по злобе его!

Новой Женевской Библии

3:1 была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым. Воцарение Давида над Израилем встретило сопротивление со стороны племен, населявших север страны, которые хотели видеть в качестве царя представителя дома Саулова. Ключевой фигурой этого сопротивления являлся бывший военачальник Саула Авенир, возведший на престол единственного оставшегося в живых сына Саула Иевосфея (2:8−9).

3:2−11 Перечень шести сыновей, родившихся у Давида в Хевроне (ст. 2−5), служит подтверждением сказанного в ст. 1 о том, что «Давид все более и более усиливался», тогда как распря между Авениром и Иевосфеем из-за бывшей наложницы Саула (ст. 6−11) делает лишь более убедительным утверждение, что «дом Саулов все более и более ослабевал» (ст. 1).

3:2 родились у Давида ... сыновей в Хевроне. Давид к этому времени взял себе несколько новых жен. После того как Давид обосновался в Иерусалиме, у него появились еще жены и наложницы (5:13−16), которые родили царю по меньшей мере еще одиннадцать детей (см. 1Пар 3:1−9).

Амнон. Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь (гл. 13), чем косвенным образом содействовал разрыву между Давидом и Авессаломом, который отомстил за бесчестие сестры, убив Амнона (13:28−29).

3:3 Авессалом. См. гл. 13−18.

сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского. Взять в жены иноплеменницу из маленького арамейского Гессурского царства Давида, по всей видимости, побудили соображения политического характера: благодаря этому браку он мог рассчитывать на помощь народа, населявшего территории к северу от владений Иевосфея.

3:4 Адония. См. ЗЦар., гл. 1−2.

3:7 Рицпа. См. 21:7−13.

зачем ты вошел к наложнице отца моего? Сожительство Авенира с бывшей наложницей Саула могло рассматриваться как свидетельство того, что он рассчитывал со временем занять престол покойного царя (см. 12:8; 16:21; 3Цар 2:22 и ком.). Ничто определенно не говорит, имел ли упрек Иевосфея основание или же сожительство Авенира с Рицпой являлось плодом фантазии. Так или иначе, но у Авенира появился предлог, чтобы перейти на сторону Давида (ст. 8−10).

3:9 Как клялся Господь Давиду. См. 5:2 и ком.; 1Цар 13:14; 15:28; 24:20; 25:28.

3:10 от Дана до Вирсавии. Крайние северная и южная точки Израиля.

3:12 чья эта земля? В ответ на этот вопрос Авенир предполагал услышать одно из двух: либо эта земля Авенирова, либо Давидова.

3:13 если не приведешь с собою Мелхолы, дочери Саула. Возвращение к Давиду его жены Мелхолы (1Цар 18:27) должно было не только загладить несправедливость поступка Саула, в отсутствие Давида отдавшего ее другому (1Цар 25:44), но также в определенной мере подтвердить права Давида на престол его покойного тестя. Запрещение повторного брака с одной и той же женщиной (Втор 24:1−4) на данную ситуацию не распространяется, поскольку Давид не сам оставил Мелхолу, а был с ней разлучен насильно.

3:14 отправил Давид послов к Иевосфею. Непрочность положения Иевосфея, помимо испытываемого им страха перед Авениром, сказывается также и в неспособности сына Саула противоречить повелениям Давида.

за сто краеобрезаний Филистимских. Давид имеет в виду своеобразный выкуп, назначенный Саулом за свою дочь Мелхолу (1Цар 18:25). Как известно, Давид принес вдвое больше трофеев, чем потребовал у него Саул (1Цар 18:27).

3:16 Пошел с нею и муж ее и с плачем провожал ее. См. ком. к ст. 13.

до Бахурима. Бахурима отождествляется специалистами с поселением приблизительно в двух километрах восточнее Иерусалима, на территории, в библейские времена принадлежавшей колену Вениаминову. Из Бахурима был родом Семей, сын Геры (16:5; ЗЦар 2:8).

3:17 вы желали, чтобы Давид был царем над вами. См. ком. к ст. 1. Очевидно, что на данном этапе покорению Израиля власти Давида противостояла уже только воля Иевосфея и Авенира. Оставшись без Авенира, Иевосфей прекратит сопротивление Давиду (гл. 4).

3:21 они вступят в завет с тобою. См. 5:3.

3:26 от колодезя Сира. Названный колодец мог находиться километрах в пяти к северу от Хеврона.

без ведома Давида. Повествователь в очередной раз подчеркивает непричастность Давида к убийству Авенира (ср. ст. 21−23, 28−29, 37).

3:27 за кровь Асаила, брата Иоавова. См. ст. 30. То обстоятельство, что Авенир убил Асаила, спасая свою собственную жизнь, а также то, что «убийство» это было совершено в битве, ставят под вопрос оправданность и правомочность мести Иоава (14:11; Чис 35:1−25; Втор 19:11−13; Нав 20:3). Помимо желания отомстить за смерть брата, на предательское убийство Авенира Иоава могло толкнуть и стремление избавиться от человека, который мог затмить его при дворе Давида (ср. 20:10).

3:28 невинен я и царство мое вовек. См. ст. 21:23; 26:37.

3:29 пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его. Решение Давида ограничиться проклятием Иоаву и его роду и воздержаться от какого бы то ни было иного наказания может объясняться тем, что царь считал, что у Иоава все же имелась веская причина желать смерти Авенира. Однако преступление Иоава не осталось безнаказанным (3Цар 2:5−6, 28−35).

3:33 смертью ли подлого. Как «подлого» здесь переведено древнееврейское слово, обозначающее «глупец»; именно от него образовано имя Навал (см., напр., 1Цар 25:3).

3:39 сильнее меня. См. ком. к ст. 29; ср. 16:10; 19:22.

Примечания:

 
Новый русский перевод
9 [8] — Букв.: « Пусть Бог так сделает… и так добавит…»; так же в ст. 35.
29 [9] — Это евр. слово означает несколько кожных заболеваний; его точное значение неизвестно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.