2 Царств 7 глава

Вторая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 После того как царь поселился в своем дворце и Господь дал ему покой от всех окружающих его врагов,
2 он сказал пророку Нафану:
— Смотри, я живу во дворце из кедра, а Божий ковчег остается в шатре.
3 Нафан ответил царю:
— Иди и делай всё, что у тебя на сердце, потому что Господь с тобой.
4 В ту ночь к Нафану было слово Господа:
5 «Пойди и скажи Моему слуге Давиду, что так говорит Господь: „Разве ты — тот, кто построит Мне дом для Моего обитания?
6 Я не жил в доме с того дня, как вывел израильтян из Египта и до сегодняшнего дня, но странствовал в шатре и в скинии.
7 Где бы Я ни ходил со всеми израильтянами, разве Я говорил с каким-либо из их родов[24], которым Я повелел пасти Мой народ Израиля: «Почему вы не построили Мне дом из кедра?»“
8 Итак, скажи Моему слуге Давиду, что так говорит Господь Сил: „Я взял тебя, когда ты смотрел и ухаживал на пастбище за овцами, чтобы ты стал правителем Моего народа Израиля.
9 Я был с тобой, куда бы ты ни ходил, и сокрушил перед тобой всех твоих врагов. Я уподоблю твое имя именам великих людей земли.
10 Я устрою место для Своего народа, Израиля, и укореню его, чтобы ему иметь свой дом, и никто его больше не тревожил. Нечестивые больше не будут притеснять его, как прежде,
11 с того времени, как Я поставил судей над Своим народом, Израилем. Я также дам тебе покой от всех твоих врагов.
Господь объявляет тебе, что Сам утвердит твой дом.
12 Когда твои дни завершатся и ты упокоишься со своими предками, Я возведу на престол твоего потомка, того, кто произойдет от тебя и упрочу его царство.
13 Он построит дом для Моего имени, и Я упрочу престол его царства навеки.
14 Я буду ему Отцом, и он будет Мне сыном.[25] Когда он согрешит, Я накажу его розгой людской, ударами, наносимыми людьми.
15 Но Я не отниму от него Своей милости, как отнял её от Саула, которого Я отверг ради тебя.
16 Твой дом и твое царство будут непоколебимы предо Мной[26] вовеки; твой престол будет упрочен навеки“».
17 Нафан пересказал Давиду все слова этого откровения.
18 Тогда царь Давид вошел, сел перед Господом и сказал:
«Кто я, о Владыка Господь, и что такое моя семья, что Ты так возвеличил меня?
19 И словно этого не было достаточно в Твоих глазах, о Владыка Господь, Ты ещё рассказал о будущем дома Твоего слуги. И это будет Закон для людей,[27] о Владыка Господь.
20 Что ещё может сказать Тебе Давид? Ты ведь знаешь Своего слугу, Владыка Господь!
21 Ради Твоего слова и по воле Своей Ты совершил это великое дело и открыл его Своему слуге.
22 Как Ты велик, Владыка Господь! Нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, как слышали мы своими ушами.
23 И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, к которому приходил Бог, чтобы выкупить его и сделать Своим народом? Чтобы все узнали имя Твое, Ты совершил великие и ужасные дела, выкупив Свой народ из Египта и изгнав перед ним другие народы и их богов.
24 Ты сделал Израиль Своим собственным народом навеки, и Ты, Господи, стал его Богом.
25 И теперь, Господи Боже, пусть обещание, которое Ты дал о Своем слуге и его доме, утвердится навеки, и сделай, как Ты обещал.
26 Пусть возвеличится Твое имя вовеки, чтобы люди говорили: „Господь Сил — Бог над Израилем!“ И дом Твоего слуги Давида утвердится пред Тобой.
27 О Господь Сил, Бог Израиля, Ты открыл это Своему слуге, говоря: „Я устрою тебе дом“. Поэтому Твой слуга набрался смелости молиться Тебе этой молитвой.
28 О Владыка Господь, Ты Бог! Твои слова истинны, и Ты обещал Своему слуге это благо.
29 Пусть же станет Тебе угодно благословлять дом Твоего слуги, чтобы он был перед Тобой вечно. Ты Сам, Владыка Господь, сказал это, и дом Твоего слуги будет благословен навеки Твоим благословением!»

Новой Женевской Библии

7:1 Господь успокоил его от всех окрестных врагов его. См. ком. к ст. 6 и 9; также см. ст. 11; Втор 12:10; Втор 25:19; Нав 23:1.

7:2 пророку Нафану. Это первое в ВЗ упоминание о Нафане. В дальнейшем этот пророк будет играть видную роль в событиях, которым посвящены гл. 12 настоящей книги и 3Цар, гл. 1. Он фигурирует также в 1Пар 29:29; 2Пар 9:29; 2Пар 29:25.

а ковчег Божий находится под шатром. Очевидно, что Давид считает свой дворец своего рода символом новоустановленного царского правления (5:11−12), и потому полагает, что и правление Божие должно символизироваться постоянным помещением для ковчега.

7:3 иди, делай. Одобрив сначала намерение Давида построить храм, Нафан, по повелению Господа, станет затем отговаривать царя от этого (ст. 4). Однако первоначальное одобрение замысла царя пророком нельзя связывать с желанием последнего угодить Давиду, ибо, как явствует, например, из 12:7−14, Нафан не был склонен к угождению.

7:4−17 В этих стихах говорится об обетовании Господа Давиду. Это обетование вечного царствования дома Давидова явилось апофеозом всего ВЗ. Завет благословения с Авраамом и избранным семенем его (Быт 17:16) конкретизировался благословением Давида и его потомков (ст. 5:9, 10:12), которые в будущем станут основой мессианских чаяний — краеугольного камня веры Израиля как до, так и после вавилонского пленения (Ис 11:1; Иер 23:5−6; Зах 3:8; Зах 6:12). Полное же свое исполнение эти чаяния обрели с пришествием Господа Иисуса Христа (Ис 9:1−7; Лк 1:32, 33, 69, 70; Деян 2:30−31; Деян 13:22−23; Рим 1:1−4; 2Тим 2:8; Откр 22:16).

7:5 рабу Моему Давиду. См. 3:18; Пс 88:4. Называя Давида «рабом Своим» (или, точнее, «слугой своим»), Господь тем самым ставит его в один ряд с Авраамом (Быт 26:24), Моисеем (Чис 12:7−8; Втор 34:5), Халевом (Чис 14:24) и Иисусом Навином (Нав 24:29).

7:6 Я не жил в доме. Бог сопутствовал избранному Им народу во всех его скитаниях (ст. 6:7) и не желал, чтобы дом имени Его (ст. 13) был построен прежде, чем Он «устроит место» Своему народу (ст. 10) и даст ему возможность пользоваться плодами мира (ст. 11). Подразумеваемые Богом мир и покой явно должны были стать более надежными и глубокими, чем те, что Израиль обрел с воцарением Давида в Иерусалиме (ст. 1).

7:9 был с тобою везде. См. ком. к 1Цар 16:18.

истребил всех врагов твоих. Ср. ст. 1 и 11. Эти слова следует понимать не в том смысле, что благодаря Божественной помощи у Давида вообще не осталось врагов, а, скорее, как утверждение того, что во всех предшествовавших столкновениях с врагами Бог отдавал победу Давиду.

сделал имя твое великим. Точнее: «сделаю имя твое великим». По-древнееврейски, в отличие от предыдущих фраз, эта стоит в будущем времени. Тем самым передается мысль о том, что, сколь бы ни были велики деяния Давида, Господь уготовил ему свершить в будущем нечто еще более великое. Этот обет Господа Давиду заставляет вспомнить о Его обещании «возвеличить имя» патриарха Авраама (Быт 12:2). Ср. 8:13, где о Давиде сказано, что он «сделал... себе имя».

7:11 Я успокою тебя от всех врагов твоих. См. ком. к ст. 1:6, 9.

Он устроит тебе дом. В ответ на отклоненное предложение Давида построить «дом» для Него (т.е. храм) Господь всемилостиво объявляет, что Он Сам «устроит дом» (т.е. царскую династию) для Давида.

7:12 семя твое. Имеется в виду Соломон (ср. ст. 13).

которое произойдет из чресл твоих. Эти слова являются дословным повторением слов, обращенных Богом к Аврааму (Быт 15:4).

7:13 дом. Т.е. храм (ср. ст. 5−7).

имени Моему. Именно «ради великого имени Своего» Господь не отверг Свой народ после того, как Израиль обратился к Самуилу с нечестивой просьбой поставить над ним царя (1Цар 12:22). Теперь Он объявляет Давиду, что его сын, который унаследует израильский престол, «построит дом имени» Божиему. Об имени Божием см. Исх 34:5−7, а также ком. к 1Цар 17:45.

7:14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Смысл этого обещания, определяющего особый характер взаимоотношений Бога с царями из рода Давидова (Пс 2:7; 88:19−38), в полной мере раскрылся во Христе (см., напр., Мф 1:11; Деян 13:33; Евр 1:5).

Я накажу его. Подобно отцу, Господь будет наказывать Своего царственного сына в случае провинности, но никогда не лишит его Своей любви, которую Он обещал по завету. Хотя наказание может оказаться и очень суровым, вплоть до лишения земель и даже храма (3Цар 9, 6−9), оно не упразднит обетования о вечном утверждении престола Давидова. Это обетование с течением времени стало пониматься в аспекте царствования грядущего Мессии (Ис 9:7; 11:1−5; Иер 33:14−26; Мих 5:1−5).

7:18 И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа. По всей видимости, Давид пошел в скинию (6:17), и встал там перед ковчегом. Как об этом говорится, например, в 6:16−17; Исх 25:22; 30:6; Втор 10:8; Нав 6:8; 1Цар 6:20, ковчег воплощал собой присутствие Божие среди Израиля.

кто я... что Ты меня так возвеличил. Решив почтить Бога строительством для Него храма, Давид был потрясен милостивостью Его объявления о том, что не Давид будет строить храм, а Он, Господь, утвердит дом Давидов на вечное царствование над Израилем. Смирение, звучащее в этих словах Давида, проявлялось прежде в неоднократном признании того, что только благодаря помощи Господа (см. ком. к 1Цар 16:18) он достиг высот могущества.

7:19 Это уже по-человечески. Соответствующая древнееврейская фраза весьма лаконична и потому несколько неоднозначна. Буквально ее можно перевести как «и это закон человека». В NIV она понимается как вопрос и переводится следующим образом: «Всегда ли так Ты поступаешь с людьми?» Возможен и третий вариант прочтения этой фразы: «и это да будет закон человечества». В 1Пар 17:17 соответствующее место обращения Давида к Господу звучит совсем иначе: «и взираешь на меня, как на человека великого» (точнее: «... как если бы я был наиболее превознесенным из людей»).

7:22−24 Осознание того, что он сам и его потомки имеют особое положение в мире (ст. 18, 21), заставляет Давида задуматься о величии Бога. Он — единственный истинный Бог, и Его несказанная милость выразилась не только в избрании Давида, но и в избрании Израиля в качестве того народа, через который будет прославлено великое имя Божие (Исх 15:11−13; Втор 7:6−8).

Примечания:

 
Новый русский перевод
7 [24] — Или: кому-нибудь из их правителей.
12 [25] — Эти слова также являются пророчеством об Иисусе Христе (см. Лк 1:32; Рим 1:3; Евр 1:5).
16 [26] — Так в одном из древн. переводов; в нормативном евр. тексте: перед тобой; ср. ст. 26 и 29.
19 [27] — Смысл этой фразы в евр. тексте неясен.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.