3 Царств 11 глава

Третья книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Но, кроме дочери фараоновой, царь Соломон полюбил ещё много других чужеземных женщин — моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хеттеянок.
2 Они были из тех народов, о которых Господь сказал израильтянам: «Не роднитесь с ними браком, потому что они непременно обратят ваше сердце к своим богам». Соломона тянуло к ним.
3 У него было семьсот жен царского рода и триста наложниц, и жёны сбили его с истинного пути.
4 Когда Соломон состарился, жёны обратили его сердце к чужим богам, и оно перестало быть полностью преданным Господу, его Богу, каким было сердце Давида, его отца.
5 Он пошел за Астартой[67], богиней сидонян, и Милхомом[68], омерзительным богом аммонитян.
6 Соломон делал зло в глазах Господа, он не следовал за Господом полностью, как Давид, его отец.
7 На холме к востоку от Иерусалима Соломон построил святилище[69] Кемошу[70], омерзительному богу Моава, и Молоху, омерзительному богу аммонитян.
8 То же самое он сделал для всех чужеземных жен, которые возжигали благовония и приносили жертвы своим богам.
9 Господь разгневался на Соломона, потому что его сердце отвернулось от Господа, Бога Израиля, Который дважды являлся ему.
10 Несмотря на то что Он запретил Соломону идти за чужими богами, Соломон не выполнил повеления Господа.
11 И Господь сказал Соломону:
— Раз ты таков и не сохранил Моего завета и Моих установлений, которые Я повелел тебе соблюдать, Я непременно отниму у тебя царство и отдам его одному из твоих подданных.
12 Но ради Давида, твоего отца, Я не сделаю этого при твоей жизни. Я вырву его из рук твоего сына.
13 Но Я отниму у него не всё царство — Я оставлю ему один род ради Давида, Моего слуги, и ради Иерусалима, который Я избрал.
14 Господь воздвиг Соломону врага — эдомитянина Гадада из царской семьи Эдома.
15 Прежде, когда Давид был в Эдоме, начальник войска Иоав пришёл хоронить погибших и перебил в Эдоме всех мужчин.
16 Иоав и все израильтяне оставались там шесть месяцев, пока не истребили в Эдоме всех мужчин.
17 Но Гадад — тогда ещё лишь ребенок — бежал в Египет с некоторыми эдомскими приближенными, служившими его отцу.
18 Они отправились в путь из страны Мадиана и пришли в пустыню Паран. Взяв с собой людей из Парана, они пришли в Египет, к фараону, царю Египта, который дал Гададу дом, пропитание и землю.
19 Гадад был так угоден фараону, что тот дал ему в жёны сестру своей жены, царицы Тахпенесы.
20 Сестра Тахпенесы родила ему сына Генувата, которого Тахпенеса вырастила в царском дворце. Генуват жил там вместе с детьми фараона.
21 Будучи в Египте, Гадад услышал о том, что Давид упокоился со своими предками и что начальник войска Иоав умер. Тогда Гадад сказал фараону:
— Отпусти меня в мою страну.
22 — Разве тебе чего-то недостает у меня, что ты так хочешь вернуться в свою страну? — спросил фараон.
— Нет, — ответил Гадад, — но все-таки отпусти меня!
23 Бог воздвиг Соломону и другого врага — Резона, сына Элиады, который убежал от государя своего, Ададезера, царя Цовы.
24 После того как Давид разбил войска Цовы, Резон собрал вокруг себя бунтовщиков и возглавил их. Они пришли в Дамаск, поселились там и сделали его царем Дамаска.
25 Резон был врагом Израиля всё время, пока был жив Соломон, умножая зло, чинимое Гададом. Он правил страной Арам и презирал Израиль.
26 Иеровоам, сын Навата, поднял мятеж против царя. Он был одним из приближенных Соломона, ефремит из Цереды, а матерью его была вдова по имени Церуа.
27 Вот история о том, как он поднял мятеж против царя: Соломон построил укрепление Милло[71] и заделал брешь в стене Города Давида, своего отца.
28 Иеровоам был очень сильным и храбрым, и когда Соломон заметил, как хорошо этот молодой человек исполняет свою работу, он поставил его над всеми подневольными работниками из дома Иосифа.
29 В то время Иеровоаму случилось выйти из Иерусалима, и на пути его встретил пророк Ахия из Шило, одетый в новую одежду. Они были в том поле лишь вдвоем,
30 и Ахия, взявшись за новую одежду, что была на нём, разорвал её на двенадцать кусков.
31 Затем он сказал Иеровоаму:
— Возьми десять кусков себе, потому что так говорит Господь, Бог Израиля: «Вот Я вырываю царство из руки Соломона и отдаю тебе десять родов.
32 Но ради Моего слуги Давида и города Иерусалима, который Я избрал среди всех родов Израиля, у него будет один род.
33 Я сделаю это, потому что они оставили Меня и поклонялись Астарте, богине сидонян, Кемошу, богу моавитян, и Милхому, богу аммонитян, и не следовали Моими путями, не делали того, что праведно в Моих глазах, и не соблюдали Мои установления и законы, как делал Давид, отец Соломона.
34 Но Я заберу из рук Соломона не всё царство. Я сделал его правителем во все дни его жизни ради Давида, Моего слуги, которого Я избрал и который исполнял Мои повеления и установления.
35 Я возьму царство из рук его сына и отдам тебе десять родов.
36 Я дам один род его сыну, чтобы у Давида, Моего слуги, всегда был светильник передо Мной в Иерусалиме, в городе, который Я избрал, чтобы поместить там Мое имя.
37 А тебя Я избираю, и ты будешь править всем, чем пожелает твое сердце, — ты будешь царем Израиля.
38 Если ты будешь исполнять всё, что Я тебе велю, ходить Моими путями и делать то, что праведно в Моих глазах, исполняя Мои установления и повеления, как делал Мой слуга Давид, то Я буду с тобой. Я создам тебе такой же крепкий дом, как тот, что Я создал Давиду, и отдам тебе Израиль.
39 Я накажу потомков Давида, но не навеки».
40 Соломон пытался убить Иеровоама, но Иеровоам бежал в Египет к царю Шишаку и оставался там до смерти Соломона.
41 Что же до прочих событий правления Соломона и всего, что он сделал, и его мудрости, то разве не записаны они в книге дел Соломона?
42 Соломон правил в Иерусалиме всем Израилем сорок лет.
43 Потом он упокоился со своими предками и был похоронен в Городе Давида, своего отца. А Ровоам, его сын, стал царем вместо него.

Новой Женевской Библии

11:1 Моавитянок... Хеттеянок. В начале своего царствования «возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего» (3:3), однако впоследствии он полюбил «многих чужестранных женщин». Хотя династические браки между царскими домами как средство заключения мирного договора были повсеместно приняты на Ближнем Востоке, «умножать жен» царям запрещал закон (Втор 17:17). Более того, существовал запрет на браки с представителями тех народов, земли которых завоевал Израиль (Исх 34:16; Втор 7:1−3; Нав 23:12−13).

11:2 чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам. См. Втор 7:4.

11:3 развратили жены его сердце его. Иноземные женщины огромного гарема Соломона отвратили его сердце от Бога и склонили к ложным богам (см. ст. 4 и ком. к 11:2).

11:4 как сердце Давида, отца его. В книгах Царств Давид предстает образцовым царем (3:14; 9:4; 14:8; 15:3; 4Цар 8:18−19; 4Цар 22:2). У него были прегрешения (15:5; 2Цар 11:12; 2Цар 24:1−15), но покаяние его было чистосердечным (2Цар 12:16−17; 2Цар 24:9−17). Никто не мог сравнится с ним в преданности Богу.

11:5 служить Астарте. Греческий вариант имени финикийской богини любви и плодородия Ашторет (Суд 2:13; 4Цар 23:13).

Милхому. Милхом (или Молох) — верховное божество аммонитян.

11:6 И делал Соломон неугодное. В своих многочисленных грехах Соломон нарушал основополагающие принципы религии Израиля: преумножал жен (см. ком. к ст. 2 и 3), преклонялся пред чужими богами и строил им святилища (ст. 7 и 8).

11:7 Хамосу. Божество из пантеона моавитян, в жертвы которому приносились люди (4Цар 3:26−27). См. статью «Синкретизм и идолопоклонство».

11:10 заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам. См. 3:14; 9:6−9.

11:11 Я отторгну от тебя царство. См. ст. 29−39.

11:12 но во дни твои Я не сделаю сего. Во имя любви к Давиду Бог дважды смягчает наказание Соломону: откладывает исполнение его до окончания царствования Соломона; не лишает престола потомков Давида (ст. 13).

11:13 одно колено дам сыну твоему. Речь, по-видимому, идет о колене Иудином (12:20; 4Цар 17:18), но если это так, то под другим, оставшимся коленом, по вычетании десяти отторгаемых (ст. 29−39), следует понимать колено Вениаминово либо Симеоново (12:21).

ради Иерусалима, который Я избрал. Иерусалим — богоизбранный город, местонахождение воздвигнутой Соломоном главной святыни Израиля. Через все Писание проходит мысль о том, что Иерусалим является символом любви и неразрывной связи Бога со Своим народом (Пс 67:30; Пс 121:2−6; Пс 134:21; Пс 136:5−7; Ис 62:1; Дан 9:25; Откр 3:12; Откр 21:2, 10).

11:15 Когда Давид был в Идумее. См. 2Цар 8:13−14. Плоды победы над Идумеей, которую в прежние времена одержал военачальник Давида Иоав, были утрачены, когда из Египта возвратился Адер и поднял успешное восстание против Соломона (ст. 25).

11:18 Отправившись из Мадиама. Мадиам — область к востоку от Моава и Едома.

Фаран. Местность на Синайском полуострове к юго-востоку от Кадеса.

дал ему дом ... дал ему землю. Видя укрепление власти Давида над Израилем, фараон давал приют противникам Давида в надежде, что рано или поздно они сумеют подорвать мощь Израиля (ст. 21).

11:22 отпусти меня. После смерти Давида Адер, несмотря на возражения фараона, пожелал вернуться в свою страну, мечтая, по-видимому, освободить ее от израильского господства (ст. 25).

11:23 И воздвиг Бог против Соломона еще противника. Ранее Соломон мог с полным на то основанием утверждать, что в его царствование «нет противника и нет более препон» (5:4), теперь же обстоятельства изменились.

Адраазара, царя Сувского. О победе Давида над Адраазаром см. 2Цар 8:3−6; 10:15−19.

11:24 и пошли они в Дамаск, и водворились там. Обосновавшись в Дамаске, Разон совершал постоянные набеги на владения Соломона.

11:26 И Иеровоам, сын Наватов... поднял руку на царя. Если Адер и Разон были врагами внешними, то Иеровоам ефремлянин был врагом внутренним, также посланным Соломону в наказание за грехи.

из Цареды. Поселение в тридцати трех километрах к востоку от Иоппии, в землях колена Ефремова.

11:27 Милло. См. ком. к 9:15.

11:28 поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Иеровоам начальствовал над работниками, взятыми Соломоном из колен Ефрема и Манассии (5:13−16), и хорошо знал об обидах, которые те таили на Соломона (12:4).

11:29 пророк Ахия Силомлянин. Силом — город в землях колена Ефремова, приблизительно в девятнадцати километрах к востоку от Цареды.

11:30 разодрал ее на двенадцать частей. Ахия совершил символическое действо, являющееся, по сути, своего рода инсценированной притчей. Подобные действия усиливали впечатление от речей пророков, в которых звучали Божии слова о судьбах Израиля (22:11; Ис 20; Иер 13:11). В данном случае разодранная одежда Ахии символизировала надвигающееся раздробление царства.

11:31 возьми себе десять частей. От имени Бога Ахия призывает Иеровоама взять десять из двенадцати частей, символизирующих десять северных колен, над которыми Иеровоаму вскоре предстояло воцариться. Как и восстания, поднятые Адером и Разоном, мятеж Иеровоама — это суд Господень над Соломоном.

11:32 одно колено. См. ком. к ст. 13.

11:34 Я оставляю его владыкою на все дни жизни его. См. ком. к ст. 12 и 13.

11:35 из рук сына его. Т.е. из рук наследника Соломона Ровоама (12:1−24).

11:36 дабы оставался светильник Давида... во все дни. Образ светильника метафорически передает идею «неугасимости» царствования рода Давидова в Иерусалиме (15:4; 2Цар 21:17; 4Цар 8:19; 2Пар 21:7; Пс 131:17).

11:37 будешь царем над Израилем. Т.е. над десятью северными коленами. Когда речь идет о периоде разделенного царства, под словом Израиль часто подразумеваются десять колен, образовавших северное царство, а Иуда, соответственно, означает ту часть страны, которой по-прежнему правили потомки Давида.

11:38 если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе. Требования завета, которым должны были подчиняться Саул, Давид и Соломон (см. 2:2−4 и ком.), теперь предъявляются и Иеровоаму.

Я буду с тобою. Эти слова служат заверением в том, что Божия помощь будет сопутствовать Иеровоаму (Втор 31:8, 23; Суд 2:18; Суд 6:12, 16; 1Цар 3:19; 2Цар 5:10; 2Цар 7:9).

11:39 смирю Я род Давидов за сие. Разделение царства послужит потомкам Давида наказанием, которое заставит их извлечь для себя урок из ошибок предков. но не на все дни. Эти слова предполагают восстановление в будущем власти дома Давидова. Попытка возвращения себе власти над всем Израилем была предпринята уже Иосией, царем иудейским (4Цар, гл. 22−23), но она окончилась неудачей (4Цар 23:29−30). Пророки уповали на возрождение царства Давидова (Иер 30:9; Иез 34:23; Иез 37:15−28; Ос 3:5; Ам 9:11−12). Их чаяния исполнились в Иисусе Христе (Мф 1:1; Мк 1:1).

11:40 убежал в Египет к Сусакиму. Сусаким — преемник того фараона, с которым Соломон в свое время заключил союз, взяв в жены его дочь (см. ком. к 3:1). Сусаким был основателем XXII династии и правил с 945 по 924 г. до Р.Х. (14:25−26).

11:41 описаны в книге дел Соломоновых. Эта книга — один из не дошедших до наших дней источников, использованных автором Третьей и Четвертой книг Царств (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

11:42 Времени царствования Соломонова ... было сорок лет. Приблизительно 970−930 гг. до Р.Х.

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [67]Астарта. Богиня любви и плодородия, богиня-воительница.
5 [68]Милхом. Или: Молох— люди приносили этому божеству в жертву детей.
7 [69] — Букв.: возвышенность.
7 [70]Кемош. Божество, в жертвы которому приносились люди.
27 [71] — См. сноску к 9:15.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.