— Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: «Родится дому Давида сын по имени Иосия. На тебе принесет он в жертву тех самых жрецов святилищ[77], которые возжигают на тебе благовония, и сожжет на тебе человеческие кости».[78]
— Вот знамение того, что это возвестил Господь: этот жертвенник расколется, а пепел на нём будет рассыпан.
— Возьмите его!
Но рука, которую он протянул к тому человеку, иссохла, и он не мог повернуть её к себе.
— Умилостиви Господа, твоего Бога, и помолись за меня, чтобы моя рука выздоровела.
Божий человек умилостивил Господа, и рука царя выздоровела и стала, как прежде.
— Пойдем ко мне в дом, подкрепись, а я одарю тебя.
— Даже если бы ты давал мне половину твоего добра, я не пошел бы с тобой и не стал бы ни есть здесь хлеба, ни пить воды.
— Какой дорогой он пошел?
И сыновья показали ему, какой дорогой пошел Божий человек из земель Иудеи.
— Оседлайте мне осла.
Они оседлали ему осла, он сел на него
— Ты ли Божий человек, который пришёл из земель Иудеи?
— Я, — ответил тот.
— Пойдем ко мне в дом, поешь.
— Я не могу вернуться с тобой и не могу здесь ни есть хлеба, ни пить воды.
— Я такой же пророк, как и ты. Ангел сказал мне по слову Господа: «Верни его к себе домой, чтобы он поел хлеба и попил воды». — (А это была ложь.)
— Так говорит Господь: «Ты не послушался слова Господа и нарушил повеление, которое дал тебе Господь, твой Бог.
— Это тот Божий человек, который не послушался слова Господа. Господь отдал его льву, который растерзал и умертвил его, как Господь и говорил ему Своим словом.
— Оседлайте мне осла.
И они сделали это.
— О, мой брат!
— Когда я умру, похороните меня в гробнице, где погребен Божий человек; положите мои кости рядом с его костями[80].
13:1 человек Божий. См. ком. к 12:22.
из Иудеи. Для того, чтобы осудить вероотступничество царя северян Иеровоама, Господь посылает пророка-южанина.
13:2 Иосия. Царь, правивший в Иудее в 640−609 гг. до Р.Х., т.е. приблизительно через триста лет после Иеровоама.
принесет... в жертву священников высот. Это пророчество действительно исполнилось в царствование Иосии (4Цар 23:15−20).
человеческие кости сожжет на тебе. Иосия сжег на жертвеннике человеческие кости, чтобы осквернить его и сделать более непригодным для языческих жертвоприношений (4Цар 23:16).
13:3 знамение. Иногда в доказательство истинности своих слов пророки предвещали знамения (4Цар 19:29; 4Цар 20:8−9; Ис 38:22; Иер 44:29).
пепел, который на нем, рассыплется. Т.е. жертвенник будет осквернен (Лев 6:10−13).
13:5 жертвенник распался. Знамение, обещанное пророком (ст. 3), явлено Господом. Оно не только подтверждает истинность слов пророка, но и свидетельствует о том, что установленный Иеровоамом культ проклят Богом.
13:6 чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. По милости Своей исцеляя Иеровоама, Господь дает еще одно подтверждение тому, что пророк говорит от Его имени.
13:8 не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте. Если бы пророк согласился разделить с Иеровоамом трапезу, это означало бы его молчаливое согласие с избранным царем образом действия.
13:9 не ешь... не пей... не возвращайся. Пророк получил от Бога конкретные указания относительно дальнейших действий, и не желает подвергаться наказанию за их нарушение.
13:11 В Вефиле жил один пророк-старец. Этот «пророк-старец», в отличие от человека Божиего из Иудеи, был лже-пророком.
13:18 Он солгал ему. Человек Божий не догадывается о том, что его собеседник лжет, хотя полное несоответствие слов пророка-старца указаниям, полученным пророком от Господа, должно было внушить ему подозрение.
13:20 слово Господне было к пророку. Подлинный пророк ослушался Его указаний, и Господь теперь вкладывает истинное пророчество в уста лживого «пророка» из Вефиля.
13:22 тело твое не войдет в гробницу отцов твоих. В израильской традиции считалось очень важным быть похороненным в семейной гробнице вместе с предками (1:21; Быт 47:30; Нав 24:32; 2Цар 2:32; 2Цар 17:23).
13:24 осел... и лев. В этой ситуации явно необычно то, что лев не тронул осла и не растерзал тело убитого им человека Божиего и что оба животных еще долгое время оставались на дороге у тела. Чудесный характер происшествия не укрылся от путников, когда же весть о нем дошла до пророка-старца, он сразу понял, что именно оно означало.
13:31 подле костей его положите кости мои. Пророк-старец признает истинность прорицательства человека Божиего о жертвеннике в Вефиле (ст. 32), и его желание быть похороненным вместе с пророком из Иудеи должно было, видимо, символизировать его присоединение к этому пророчеству. Много позже, оскверняя жертвенник, Иосия из уважения к памяти двух провидцев не стал тревожить их останки (4Цар 23:17−18).
13:34 Это вело дом Иеровоамов ко греху. См. ком. к 12:30.