3 Царств 15 глава

Третья книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 На восемнадцатом году правления Иеровоама, сына Навата, Авия стал царем Иудеи.
2 Он правил в Иерусалиме три года. Его мать звали Мааха, она была внучкой[89] Авессалома.
3 Он делал все те же грехи, что и его отец перед ним, и его сердце не было полностью предано Господу, его Богу, как сердце его предка Давида.
4 И всё же, ради Давида, Господь, его Бог, дал ему в Иерусалиме светильник, воздвигнув после него его сына и упрочив Иерусалим.
5 Давид делал то, что было правильным в глазах Господа, и во все дни жизни не отступал от Его повелений, не считая истории с хеттом Урией[90].
6 На протяжении всего времени правления Авии шла война, которая началась между царями Ровоамом и Иеровоамом.
7 Что же до прочих событий правления Авии и всего, что он сделал, то разве они не записаны в «Книге летописей царей Иудеи»? Между Авией и Иеровоамом шла война.
8 Авия упокоился со своими предками и был похоронен в Городе Давида. Аса, его сын, стал царем вместо него.
9 На двадцатом году правления Иеровоама, царя Израиля, царем Иудеи стал Аса.
10 Он правил в Иерусалиме сорок один год. Мать его отца звали Мааха, внучка Авессалома.
11 Аса делал то, что было правильным в глазах Господа, как и его предок Давид.
12 Он изгнал из страны мужчин-блудников и убрал всех идолов, которых сделали его предки.
13 Он даже лишил Мааху, свою бабку, положения царицы-матери за то, что она сделала отвратительный столб Ашеры. Аса срубил её столб и сжег его в долине Кедрон.
14 Он не упразднил святилищ на возвышенностях, но сердце его было всё же полностью предано Господу во все дни его жизни.
15 Он внес в Господень дом серебро, золото и различные предметы, которые посвятили он сам и его отец.
16 Между Асой и Баашей, царем Израиля, во все дни их правления шла война.
17 Бааша, царь Израиля, двинулся на земли Иудеи и укрепил Раму, чтобы никто не мог ни войти во владения Асы, царя Иудеи, ни покинуть их.
18 Тогда Аса взял все серебро и золото, которое оставалось в сокровищницах дома Господа и его собственного дворца. Он дал его своим приближенным и отправил их к Венададу[91], сыну Тавримона, внуку Хезиона, царю Арама, который правил в Дамаске, сказав:
19 — Пусть между мной и тобой будет союз, как он был между нашими отцами. Вот я посылаю тебе в дар серебро и золото. Расторгни же свой союз с Баашей, царем Израиля, чтобы он отступил от меня.
20 Венадад согласился с предложением царя Асы и послал своих военачальников против городов Израиля. Они захватили Ийон, Дан, Авел-Бет-Мааху и всю область Киннерет со всей землей Неффалима.
21 Услышав об этом, Бааша перестал укреплять Раму и отошел в Тирцу.
22 А царь Аса огласил по всей Иудее указ ко всем без исключения, чтобы они вынесли из Рамы камни и дерево, которыми строил Бааша. Царь Аса укрепил ими город Геву, что в земле Вениамина, и Мицпу.
23 Что же до всех прочих событий правления Асы, всех его свершений, всего, что он сделал, включая города, которые он построил, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Иудеи»? В старости он страдал от болезни ног.
24 Аса упокоился со своими предками и был похоронен с ними в городе своего предка Давида. Царем вместо него стал его сын Иосафат.
25 Надав, сын Иеровоама, стал царем Израиля на втором году правления Асы, царя Иудеи, и правил Израилем два года.
26 Он делал зло в глазах Господа, ходя путями своего отца и пребывая в его грехе, к которому тот склонил Израиль.
27 Бааша, сын Ахии из дома Иссахара, составил против него заговор и сразил его при Гиббетоне, филистимском городе, когда Надав и весь Израиль осаждали его.
28 Бааша убил Надава на третьем году правления Асы, царя Иудеи, и стал царем вместо него.
29 Едва начав править, он уничтожил всю семью Иеровоама. Он не оставил в живых у Иеровоама никого, истребил их всех, по слову Господа, изреченному через Его слугу Ахию из Шило[92],
30 за грехи, которые Иеровоам совершил и к которым склонил Израиль, и за то, что он гневил Господа, Бога Израиля.
31 Что же до прочих событий правления Надава и всего, что он сделал, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Израиля»?
32 Между Асой и Баашей, царем Израиля, во все дни их правления шла война.
33 На третьем году правления Асы, царя Иудеи, Бааша, сын Ахии, стал царем всего Израиля в Тирце и правил двадцать четыре года.
34 Он делал зло в глазах Господа, ходя путями Иеровоама и в его грехе, к которому тот склонил Израиль.

Новой Женевской Библии

15:1 В восемнадцатый год царствования Иеровоама. Автор соотносит по времени периоды правления иудейских и израильских царей. См. также ком. к 14:21.

15:2 Три года он царствовал в Иерусалиме. Т.е. с 913 по 910 г. до Р.Х.

имя матери его Мааха. Сведения о матерях приводятся только в связи с царями Иудеи. Это, возможно, объясняется наличием источников, доступных автору повествования (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

дочь Авессалома. Вероятно, древнееврейское слово «дочь», употреблено здесь в значении «внучка» (ср. 2Цар 3:3; 2Цар 14:27; 2Пар 13:2).

15:3 ходил во всех грехах отца своего. См. 14:22−24.

сердце его не было предано Господу... как сердце Давида. Давид был тем идеальным образцом, в сравнении с которым оценивались все последующие цари как Иудеи, так и Израиля.

отца его. См. ком. к ст. 2.

15:4 светильник. См. ком. к 11:36.

15:5 кроме поступка с Уриею Хеттеянином. Урия был мужем Вирсавии и одним из военачальников Давида (см. 2Цар 11).

15:7 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11:41, а также Введение: Время и обстоятельства написания.

война между Авиею и Иеровоамом. См. 2Пар 13:1−20 и ком. к 14:30.

15:10 сорок один год царствовал в Иерусалиме. Т.е. с 910 по 869 г. до Р.Х.

Ана, дочь Авессалома. См. ком. к ст. 2.

15:11 делал угодное пред очами Господа. Подразумевается искоренение Асой языческих культов и уничтожение их атрибутов (ст. 12−14).

15:12 блудников. См. ком. к 14:24.

отверг всех идолов, которых сделали отцы его. См. ком. к 14:23.

15:13 мать свою Ану лишил звания царицы. Аса был вынужден поступить таким образом, поскольку в силу своего положения царица-мать имела возможность влиять на государственные дела (1:11−14, 28−31; 4Цар 11:1−20).

у потока Кедрона. Долина потока Кедрон вплотную подходила к Иерусалиму с восточной стороны.

15:14 Высоты. Имеются в виду святилища, расположенные вне городов и посвященные Господу, одному из хананейских богов или Господу и хананейскому божеству одновременно (см. ком. к 3:2).

15:15 внес он в дом Господень. Аса пытался частично восполнить урон, нанесенный храму во время нашествия Сусакима (14:25−26).

15:16 война была между Асою и Ваасою... во все дни их. В данном случае имеются в виду, скорее, не крупномасштабные боевые действия, а постоянно возникавшие мелкие вооруженные конфликты (см. ком. к 14:30).

15:17 начал строить Раму. Этот город находился в землях колена Вениаминова, всего лишь в девяти с половиной километрах севернее Иерусалима. Он отличался местоположением, чрезвычайно выгодным с военной точки зрения. Северянам, утвердись они в Раме, не представило бы труда изолировать Иерусалим от страны. Таким образом, угроза, которую представляли для Иудеи действия Ваасы, была в высшей степени серьезной.

15:18 все серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня. См. ком. к ст. 15. Послав сокровища в дар сирийскому царю Венададу, Аса хотел убедить того расторгнуть союз с Израильским царством и встать на сторону Иудеи (ст. 19). Такой исход переговоров был бы крайне неприятен для Ваасы, поскольку Сирия была близким соседом Израильского царства и, кроме того, одной из сильнейших на Ближнем Востоке держав.

15:19 союз да будет между мною и между тобою. В случае заключения союза между Иудеей и Сирией Ваасе пришлось бы воевать уже не только с южным царством, но одновременно и с Венададом. Это было ему не по силам, и поэтому он вынужден был отступить.

15:20 послушался Венадад. Заключив союз с Асой и предав Ваасу, царь сирийский получил богатые подарки от иудеев и, кроме того, расширил свои владения за счет Израильского царства.

поразил Айн... по всей земле Неффалима. Завоевав перечисленные здесь города и области, располагавшиеся к северу и западу от Галилейского моря, Венадад взял под контроль важнейшие торговые пути и получил прямой доступ к финикийским городам на побережье Средиземного моря.

15:21 в Фирцу. См. ком. к 14:17.

15:22 созвал всех Иудеев, никого не исключая. При строительстве Гивы Вениаминовой и Мицпы Аса прибегал к использованию принудительного труда (см. 5:13, 15; 9:15−22 и ком.).

Гиву Вениаминову и Мицпу. Эти города находились поблизости от Рамы — Гива восточнее, а Мицпа северо-западнее ее. Укрепив их, Аса тем самым обрек на неудачу следующий поход северян против Иудеи (ср. 2Пар 14:6−7).

15:23 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11:41.

он был болен ногами. См. 2Пар 16:12.

15:24 воцарился Иосафат, сын его. О царствовании Иосафата см. 22:41−50.

15:25 царствовал над Израилем два года. Т.е. в 909−908 гг. до Р.Х.

15:26 во грехах его, которыми тот ввел Израиля в грех. См. ком. к 12:30.

15:27 при Гавафоне Филистимском. Филистимское поселение к северу от Екрона.

15:29 избил весь дом Иеровоамов. Придя к власти и желая упрочить свое положение, Вааса уничтожил всех потомков Иеровоама (возможных претендентов на престол). Тем самым исполнилось пророчество Ахии Иеровоаму (14:10−11). Автор не дает оценки этому поступку Ваасы (хотя позже и осуждает его за зло, «какое он делал пред очами Господа», 16:7) — истребление Ваасой дома Иеровоамова важно для него, главным образом, как доказательство истинности слов пророка.

15:30 за грехи Иеровоама. См. ком. к 12:30.

15:31 в летописи царей Израильских. См. ком. к 11:41.

15:32 война была между Асою и Ваасою. См. ком. к 14:30.

15:33 В третий год Асы. См. ком. к 14:21 и 15:1.

в Фирце. До построения Амврием Самарии (16:24) Фирца была столицей Израильского царства (см. ком. к 14:17).

15:34 ходил путем Иеровоама. См. ком. к 12:30.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [89] — Букв.: дочерью. Она была дочерью Уриила из Гивы (см. 2Пар 13:2) и Фамари, дочери Авессалома (см. 2Цар 14:27).
5 [90] — См. 2Цар 11.
18 [91] — Это Венадад I, правил примерно в 900-860 гг. до н. э.
29 [92] — См. 14:10-11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.