3 Царств 16 глава

Третья книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 К Ииую, сыну Ханани, было слово Господа о Бааше:
2 «Я поднял тебя, Бааша, из праха и сделал вождем Моего народа, Израиля, но ты ходил путями Иеровоама и склонял Мой народ, Израиль, к греху, вызывая Мой гнев.
3 И вот Я истреблю тебя и твой дом, и сделаю с твоим домом то же, что с домом Иеровоама, сына Навата.
4 Тех из твоей семьи, кто умрет в городе, пожрут псы, а тех, кто умрет в поле, склюют птицы».
5 Что же до прочих событий правления Бааши, того, что он сделал, и его свершений, то разве они не записаны в «Книге летописей царей Израиля»?
6 Бааша упокоился со своими предками и был похоронен в Тирце. Царем вместо него стал его сын Эла.
7 Но через пророка Ииуя, сына Ханани, уже было слово Господа о Бааше и о его доме за всё то зло, что он совершил в глазах Господа, вызывая Его гнев делами, которые творил, подражая дому Иеровоама, а также за то, что он его уничтожил.
8 На двадцать шестом году правления Асы, царя Иудеи, Эла, сын Бааши, стал царем Израиля и правил в Тирце два года.
9 Зимри, один из его приближенных, под началом у которого была половина его колесниц, составил против него заговор. Когда Эла был в Тирце и напился допьяна в доме Арсы, распорядителя его дворца,
10 Зимри вошел, сразил и убил его. Это было на двадцать седьмом году правления Асы, царя Иудеи. Зимри стал царем вместо Элы.
11 Как только он воцарился и воссел на престол, он тут же перебил всю семью Бааши. Он не оставил в живых ни одного мужчину — ни родственника, ни друга.
12 Зимри истребил всю семью Бааши, по слову, которое Господь сказал о Бааше через пророка Ииуя
13 за все грехи, которые Бааша и его сын Эла совершили сами и заставили совершить Израиль, вызывая гнев Господа, Бога Израиля, ничтожными идолами.
14 Что же до прочих событий правления Элы и всего, что он сделал, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Израиля»?
15 На двадцать седьмом году правления Асы, царя Иудеи, Зимри стал править в Тирце, но правил всего семь дней. Войско тогда стояло лагерем у филистимского города Гиббетона.
16 Израильтяне в лагере, услышав о том, что Зимри составил заговор против царя и убил его, в тот же день провозгласили царем Израиля военачальника Омри.
17 После этого Омри и с ним все израильтяне ушли из-под Гиббетона и осадили Тирцу.
18 Когда Зимри увидел, что город взят, он ушел во внутренние укрепления царского дворца и поджег его. Так он погиб
19 из-за грехов, которые он совершил, творя зло в глазах Господа и ходя путями Иеровоама и в грехе, который тот совершил сам и к которому склонил Израиль.
20 Что же до прочих событий правления Зимри и заговора, который он составил, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Израиля»?
21 Тогда народ Израиля разделился: половина народа хотела сделать царем Тивни, сына Гината, а другая половина стояла за Омри.
22 Но сторонники Омри оказались сильнее сторонников Тивни, сына Гината. И Тивни погиб, а Омри стал царем.
23 На тридцать первом году правления Асы, царя Иудеи, Омри стал царем Израиля и правил двенадцать лет, из них шесть — в Тирце.
24 Он купил самарийский холм у Семира за два таланта[93] серебра и построил на холме город, назвав его Самарией — по имени Семира, бывшего владельца холма.
25 Омри делал зло в глазах Господа и грешил больше, чем все, кто был до него.
26 Он ходил всеми путями Иеровоама, сына Навата, и в его грехе, к которому тот склонил Израиль, воспаляя гнев Господа, Бога Израиля, ничтожными идолами.
27 Что же до прочих событий правления Омри, того, что он делал и что смог совершить, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Израиля»?
28 Омри упокоился со своими предками и был похоронен в Самарии. Ахав, его сын, стал царем вместо него.
29 На тридцать восьмом году правления Асы, царя Иудеи, Ахав, сын Омри, стал царем Израиля и правил в Самарии Израилем двадцать два года.
30 Ахав, сын Омри, делал больше зла в глазах Господа, чем все, кто был до него.
31 Мало того, что он оставался в грехах Иеровоама, сына Навата, он ещё и женился на Иезавели, дочери Этбаала, царя сидонян, и начал служить Баалу[94] и поклоняться ему.
32 Он установил жертвенник Баалу в храме Баала, который построил в Самарии.
33 Ещё Ахав делал столбы Ашеры, и больше, чем все цари Израиля до него, он делал то, что вызывало гнев Господа, Бога Израиля.
34 Во времена Ахава Хиил из Вефиля восстановил Иерихон. Он заложил его основания ценой своего первенца Авирама и поставил его ворота ценой своего младшего сына Сегува, по слову Господа, сказанному через Иисуса, сына Навина.[95]

Новой Женевской Библии

16:1 к Иую, сыну Ананиеву. См. 2Пар 16:7−10; 2Пар 19:2; 2Пар 20:34.

16:2 пошел путем Иеровоама. См. ком. к 12:30.

16:3 дом Ваасы и дом потомства его. Находясь на Израильском престоле, Вааса вел себя так же, как до него Иеровоам, и потому закономерно, что Ваасу и его потомство ожидала та же судьба, что и дом Иеровоама (15:29).

16:4 съедят псы... склюют птицы небесные. Точно такие же проклятия были обращены к Иеровоаму (14:11).

16:5 в летописи царей Израильских. См. ком. к 11:41.

16:8 В двадцать шестой год Асы. Т.е. в 886 г. до Р.Х.

воцарился ... в Фирце, и царствовал два года. Ила царствовал в Израиле в 886−885 гг. до Р.Х.

16:10 Замврий, поразил его и умертвил его. Ила пал жертвой заговора, во главе которого стоял его военачальник Замврий.

в двадцать седьмой год Асы. Т.е. в 885 г. до Р.Х.

16:11 истребил весь дом Ваасы. Таким образом сбылось пророчество Иуя (16:3, 4; см. ком. к 15:29).

16:14 в летописи царей Израильских. См. ком. к 11:41.

16:15 В двадцать седьмой год Асы. Т.е. в 885 г. до Р.Х.

Гавафон Филистимский. См. ком. к 15:27.

царствовал семь дней в Фирце. Частая смена царей характерна для истории Израильского царства, и в особенности — для начального ее периода. Как правило, эти смены происходили в результате дворцовых переворотов. Если в Иудее с 930 по 586 г. до Р.Х. правили 20 царей, то в Израиле с 930 по 722 г. до Р.Х. их было 19. Относительная стабильность в Иудейском царстве объясняется отчасти тем, что там на престоле всегда находились представители одной династии — дома Давидова. Нестабильность же Израиля проистекала из упорного вероотступничества его царей, за что Бог одну за другой отвергал от престола царские династии (11:29−39; 14:7−18; 16:1−4; 21:19−22; 22:17; 4Цар 1:2−4).

16:16 Израильтяне воцарили Амврия. Израильские воины отказались принять Замврия в качестве своего царя.

16:19 ходя путем Иеровоама. См. ком. к 12:30.

16:20 в летописи царей Израильских. См. ком. к 11:41.

16:21 разделился народ Израильский надвое. Помимо Амврия на освободившийся со смертью Замврия престол претендовал также некий Фамний.

16:22 и умер Фамний. Остается неясным, умер Фамний естественной смертью или был убит сторонниками Амврия.

16:23 В тридцать первый год Асы. Т.е. в 880 г. до Р.Х. Таким образом, борьба за израильский престол между Амврием и Фамнием продолжалась четыре года (ст. 15).

В Фирце он царствовал шесть лет. Т.е. с 885 по 874 г. до Р.Х.

16:24 назвал построенный им город Самариею. Амврий, по примеру Давида (2Цар 5:6−16), основывает новую столицу. Самария располагалась приблизительно в десяти милях западнее Фирцы и отличалась очень выгодным в военном отношении местоположением, благодаря которому она стала постоянной столицей Израиля. В отдельных местах ВЗ под Самарией подразумевается Израильское царство (4Цар 17:24; Ам 3:10−15).

16:25 поступал хуже всех бывших пред ним. Амврий заключил союз с царем тирским Ефваалом, женив своего сына Ахава на его дочери Иезавели (ст. 31). Результатом этого союза явилась широкая официальная поддержка в Израиле культа Ваала. Поклонение Ваалу имело роковые последствия как для Израиля (ст. 31−33), так и для Иудеи (4Цар 10).

16:26 ходил путем Иеровоама. См. ком. к 12:30.

16:27 Прочие дела Амврия. С политической и военной точек зрения правление Амврия было вполне успешным. Как явствует из надписи на так называемом «Моавитском камне», Амврий подчинил себе Моав и Медеву, а относящиеся к значительно более позднему времени (приблизительно к 732 г. до Р.Х.) ассирийские надписи все еще называют Израиль «домом Амвриевым».

16:29 в тридцать восьмой год Асы. Т.е. в 874 г. до Р.Х.

царствовал Ахав... двадцать два года. С 874 по 853 г. до Р.Х.

16:30 делал Ахав... неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Ахав был худшим из царей, правивших до него в Израиле (см. ст. 25 и 14:9).

16:31 взял себе в жену Иезавель. См. ком. к ст. 25.

Ваалу. Имя этого божества означает «господин», «муж». Ваал занимал центральное место в хананейском пантеоне и считался богом грома и молний, дождя и плодородия. Как олицетворение природных явлений Ваал почитался за способность посылать дожди и богатый урожай, оберегать людей и скот от смерти и бесплодия.

16:33 сделал Ахав дубраву. См. ком. к 14:23.

16:34 Ахиил Вефилянин построил Иерихон. После разрушения (Нав 5:13 — 6:27) Иерихон долгое время оставался небольшим поселением (Нав 18:21; 2Цар 10:5). Решив отстроить город, Ахиил преступил запрет на это и вызвал на себя проклятие, адресованное Иисусом Навином всякому, кто пожелал бы восстановить Иерихон (Нав 6:25).

Примечания:

 
Новый русский перевод
24 [93] — Около 68 кг.
31 [94]Баал. Ханаанский бог плодородия и бог-громовержец.
34 [95] — См. Нав 6:25.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.