3 Царств 18 глава

Третья книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Спустя долгое время, на третьем году засухи, к Илии было слово Господа:
— Иди и предстань перед Ахавом, и Я пошлю на землю дождь.
2 И Илия пошел, чтобы предстать перед Ахавом.
В Самарии был страшный голод,
3 и Ахав призвал Авдия, распорядителя его дворца. (Авдий боялся Господа.
4 Когда Иезавель истребляла Господних пророков, Авдий взял сто пророков и спрятал их в двух пещерах, по пятьдесят в каждой, и снабжал их пищей и водой.)
5 Ахав сказал Авдию:
— Иди по стране ко всем источникам воды и рекам. Может быть, мы сможем найти траву, чтобы прокормить лошадей и мулов, и нам не придется их убивать.
6 Они поделили между собой землю, которую собирались обойти, и Ахав пошел в одну сторону, а Авдий — в другую.
7 Когда Авдий был в пути, ему повстречался Илия. Авдий узнал его, поклонился до земли и сказал:
— Ты ли это, мой господин Илия?
8 — Я, — ответил он. — Иди, скажи хозяину: «Илия здесь».
9 — Чем я согрешил, — спросил Авдий, — что ты отдаешь твоего слугу в руки Ахава на казнь?
10 Верно, как и то, что жив Господь, твой Бог: нет ни такого народа, ни царства, куда мой господин не посылал бы искать тебя. И всякий раз, когда в том царстве или в народе говорили, что тебя там нет, он брал с них клятву, что они не смогли тебя отыскать.
11 А теперь ты говоришь: «Пойди, скажи хозяину, что Илия здесь».
12 Я уйду от тебя, а Дух Господень унесет тебя, не знаю куда. Я приду и скажу Ахаву, он тебя не найдет и убьет меня. А я, твой слуга, чту Господа с юности.
13 Разве моему господину не рассказывали, что я сделал, когда Иезавель убивала пророков Господа? Я спрятал сто пророков Господа в двух пещерах, по пятьдесят в каждой, и снабжал их пищей и водой.
14 А теперь ты говоришь мне пойти к моему хозяину и сказать: «Илия здесь». Да он меня убьет!
15 Илия сказал:
— Верно, как и то, что жив Господь Сил[98], я непременно предстану сегодня перед Ахавом.
16 Авдий отправился навстречу Ахаву и все рассказал ему. Тогда Ахав пошел навстречу Илии.
17 Увидев Илию, он сказал ему:
— Это ты навел беду на Израиль?
18 — Не я навел беду на Израиль, — ответил Илия, — а ты и дом твоего отца. Вы оставили повеления Господа и пошли за Баалами.
19 Пошли же людей и собери народ со всего Израиля ко мне на гору Кармил. Приведи четыреста пятьдесят пророков Баала и четыреста пророков Ашеры, которые едят со стола Иезавели.
20 Ахав послал известить всех израильтян и собрал пророков на гору Кармил.
21 Илия вышел к народу и сказал:
— Сколько ещё вы будете пытаться усидеть на двух стульях? Если Господь — это Бог, идите за Ним, а если Баал, то идите за ним.
Народ не отвечал ему ни слова.
22 Тогда Илия сказал им:
— Из Господних пророков остался я один, а у Баала пророков — четыреста пятьдесят человек.
23 Пусть нам приведут двух быков. Затем пусть они выберут себе одного, разрежут его на куски и положат на дрова, но не поджигают их. Я подготовлю другого быка, положу его на дрова, но не подожгу их.
24 И тогда вы призовете имя вашего бога, а я призову имя Господа. Бог, Который ответит огнем, — и есть истинный Бог.
И весь народ сказал:
— То, что ты говоришь, хорошо.
25 Илия сказал пророкам Баала:
— Выберите одного из двух быков и приготовьте его первыми, раз вас так много. Призывайте имя своего бога, но не зажигайте огня.
26 Они взяли быка, которого им дали, и подготовили его. Они призывали имя Баала с утра до полудня.
— Баал, ответь нам! — кричали они. Но отклика не было, никто не отвечал. Они скакали вокруг сделанного ими жертвенника.
27 В полдень Илия начал насмехаться над ними.
— Кричите громче! — говорил он. — Он же бог! Наверное, он задумался, занят или путешествует. А может быть, он спит, и его нужно разбудить.
28 Они кричали громче и, по своему обычаю, резали себя мечами и копьями, пока не полилась кровь.
29 Миновал полдень, а они продолжали неистовствовать до времени вечернего жертвоприношения[99]. Но ни отклика, ни ответа, ни отзыва не было.
30 Тогда Илия сказал народу:
— Подойдите ко мне.
Они подошли к нему, и он восстановил разрушенный жертвенник Господа.
31 Илия взял двенадцать камней — по числу родов, произошедших от Иакова, к которому было обращено слово Господа: «Твое имя будет Израиль».
32 Из этих камней он сложил жертвенник во имя Господа и выкопал вокруг него ров в 2 саты[100] зерна.
33 Он разложил дрова, разрезал быка на части и положил его на дрова.
34 Затем он сказал:
— Наполните четыре больших кувшина водой и вылейте её на жертву всесожжения и на дрова.
— Повторите, — сказал он. И они повторили.
— Сделайте это в третий раз, — сказал он. И они сделали это в третий раз.
35 Вода лилась вокруг жертвенника и даже наполнила ров.
36 Когда пришло время жертвоприношения, пророк Илия подошел и сказал:
— Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, пусть откроется сегодня, что Ты — Бог в Израиле, а я — Твой слуга и совершил всё это по Твоему слову!
37 Ответь мне, Господи, ответь мне, чтобы этот народ узнал, что Ты, Господи, Бог и что Ты вновь обращаешь их сердца.
38 Тогда сошел огонь Господень и пожрал жертву всесожжения, дрова, камни и почву и поглотил воду во рву.
39 Увидев это, весь народ пал ниц и закричал:
— Господь есть Бог! Господь есть Бог!
40 А Илия приказал им:
— Схватите пророков Баала! Смотрите, чтобы ни один не скрылся!
Они схватили их, а Илия отвел их к реке Кишон и там перебил.[101]
41 Илия сказал Ахаву:
— Иди, ешь и пей, потому что вот он, шум ливня.
42 И Ахав пошел есть и пить, а Илия поднялся на вершину Кармила, где склонился до земли и положил свое лицо между колен.
43 — Пойди, посмотри в сторону моря, — сказал он слуге.
Тот пошел и посмотрел.
— Ничего нет, — сказал он.
Семь раз Илия говорил: «Иди снова».
44 На седьмой раз слуга сказал:
— С моря поднимается облако, размером не больше ладони.
Илия сказал:
— Пойди и скажи Ахаву: «Запрягай колесницу и поезжай, чтобы тебя не застал дождь».
45 Тем временем небо потемнело от облаков, поднялся ветер, начался сильный ливень, и Ахав поехал в Изреель.
46 А на Илию сошла Господня сила, и, заправив плащ под пояс, он бежал всю дорогу до Изрееля перед Ахавом.

Новой Женевской Библии

18:3 начальствовавшего над дворцом. Одна из высших должностей (см. ком. к 4:6).

18:4 Иезавель истребляла пророков Господних. Не ограничиваясь насаждением в Израиле религии своей родины, Иезавель жестоко преследовала приверженцев Господа и физически истребляла Его пророков.

18:5 чтобы нам прокормить коней и лошаков. Засуха ощутимо снижала боеспособность армии, которая во многом зависела от количества и состояния коней, впрягаемых в колесницы, а также лошаков и мулов, используемых в качестве вьючных животных. С наступлением засухи Ахав велел предпринимать практические меры для борьбы с ней (в частности, выискивать оставшиеся источники воды). От него, однако, осталась сокрытой главная ее причина, поскольку он так и не задумался над тем, Кто является подлинным Властелином природы и самой жизни.

18:12 Дух Господень унесет тебя, не знаю, куда. В прошлый раз Илия, укрывшись в заиорданской пустыне, появился в Сарепте, т.е. весьма далеко от этой пустыни.

18:17 ты ли это, смущающий Израиля? Ахав видит в Илии лишь смутьяна, старающегося нарушить нормальное течение жизни народа, истинный же масштаб его личности остается неведомым царю.

18:18 не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего. На самом деле причиной нарушения нормальной жизни в стране были не Илия и не засуха, а поклонение Амврия и его сына Ахава ложному богу Ваалу.

идете вслед Ваалам. Обобщенное именование языческих богов.

18:19 на гору Кармил. Эта гора находится недалеко от побережья Средиземного моря. В связи с тем, что поблизости от горы Кармил пролегала граница финикийских владений, жители ее окрестностей, должно быть, в большинстве своем были поклонниками Ваала.

пророков Вааловых. См. ком. к 16:31.

пророков дубравных. См. ком. к 14:15.

питающихся от стола Иезавели. Это выражение означает, что пророки Ваала и Астарты находились на полном содержании у государства (см. ком. к 2:7).

18:24 Тот Бог, Который даст ответ посредством огня. Поклонники Ваала почитали его как бога грома и молнии, и поэтому назначенное Илией испытание было призвано опровергнуть способность этого божества продемонстрировать одну из основных приписываемых ему функций.

18:26 И скакали они у жертвенника. Посредством ритуальных танцев пророки Ваала надеялись подвигнуть к действию свое безответное божество.

18:27 кричите громким голосом. Согласно языческим мифам, бог Ваал совершал путешествия, сражался в битвах, сходил в подземный мир и даже вернулся к жизни после смерти. Илия знает эти мифы и умело использует их для насмешек над его пророками.

или занят чем-либо. Эти слова, вероятно, являются эвфемизмом, обозначающим «отправление нужды».

18:28 кололи себя по своему обыкновению. Для того, чтобы получить ответ от своего бога, пророки Ваала прибегали к самоистязанию. В Израиле самоистязание запрещалось законом (Лев 19:28; Втор 14:1), хотя время от времени и практиковалось (Иер 41:5; 47:5).

18:29 они все еще бесновались. Т.е., видимо, продолжали пребывать в экстатическом состоянии.

до самого времени вечернего жертвоприношения. Вечернее жертвоприношение в Израиле совершалось около 3 часов пополудни (Исх 29:38−41; Чис 28:3−8; 4Цар 16:15; Деян 3:1).

18:31 взял Илия двенадцать камней. Илия показывает, что народ Израиля един, несмотря на два царства, и что происходящее на горе Кармил имеет значение как для северных племен, так, в равной степени, и для южных (Исх 20:25; Исх 24:4; Нав 4:1−24).

Израиль будет имя твое. Эта фраза повторяет Быт 35:10, где приведены слова Господа, нарекающего Иакова этим именем.

18:34 выливайте на всесожигаемую жертву. Веля лить воду на сложенные на жертвеннике дрова, Илия усложняет задачу и одновременно полностью отводит от себя возможные подозрения в использовании им каких-либо уловок.

18:36 Во время приношения вечерней жертвы. См. ком. к ст. 29. сказал. В отличие от пророков Ваала, в иступлении пытавшихся получить ответ своего бога, Илия взывает к Господу с помощью простой молитвы.

18:37 Ты обратишь сердце их к Тебе. Покаяние дается человеку лишь по милости Божией.

18:40 к потоку Киссону. Этот поток протекает севернее горы Кармил.

заколол их. Израиль был теократическим государством, основанным Богом и управляемым Его волей. С учетом этого вполне понятно, почему Втор 13:1−5 предписывает предавать смерти ложных пророков, а Втор 13:13−18 и 17:2−7 обязывают израильтян казнить всякого, кто станет поклоняться чужим богам или склонять к идолопоклонству других. «Истреби зло из среды себя» — таково, согласно Втор 13:5, было одно из повелений Господа Израилю.

18:41 ешь и пей. Илия полностью уверен в скором окончании засухи и потому говорит Ахаву, что уже можно отказаться от мер экономии (Иак 5:17−18).

18:45 Ахав... поехал в Изреель. Город Изреель, располагавшийся неподалеку от горы Галвуй, Ахав использовал в качестве своей резиденции наряду с Самарией.

Примечания:

 
Новый русский перевод
15 [98] — Евр. ЙГВГ Цевао́т (Яхве-Саваоф).
29 [99] — То есть примерно до трех часов пополудни (см. Исх 29:38-41; Чис 28:3-8).
32 [100] — По-видимому, около 11 кг.
40 [101] — См. Втор 13:1-5, 12-15; Втор 17:2-7.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.