3 Царств 21 глава

Третья книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Через некоторое время произошли следующие события. У Навота из Изрееля был виноградник в Изрееле, рядом с дворцом Ахава, царя Самарии.
2 Ахав сказал Навоту:
— Отдай мне твой виноградник под огород, ведь он расположен вблизи моего дворца. В обмен я дам тебе виноградник ещё лучше или, если хочешь, заплачу тебе его цену.
3 Но Навот ответил:
— Не приведи Господь, чтобы я отдал наследие моих отцов.
4 Ахав пошел домой мрачный и разгневанный, потому что Навот из Изрееля сказал: «Я не отдам тебе наследия моих отцов». Он лег в постель, отвернулся и отказывался есть.
5 Его жена Иезавель вошла к нему и спросила:
— Почему ты такой мрачный? Почему ты не ешь?
6 Он ответил ей:
— Потому что я сказал Навоту из Изрееля: «Продай мне виноградник, или, если хочешь, я дам тебе вместо него другой». А он сказал: «Я не отдам тебе виноградник».
7 Его жена Иезавель сказала:
— Разве ты поступаешь как царь Израиля? Встань и поешь! Ободрись, я добуду тебе виноградник Навота из Изрееля.
8 Она написала письма от лица Ахава, скрепила их его печатью и разослала старейшинам и знатным людям, жившим в городе Навота.
9 В этих письмах она написала:
«Объявите день поста и усадите Навота на почетное место среди народа.
10 Но напротив него посадите двух негодяев, и пусть они произнесут свидетельство, что он оскорбил и Бога, и царя[111]. После этого выведите его и забейте камнями до смерти».
11 Старейшины со знатными людьми, которые жили в городе Навота, сделали так, как приказала им в письмах Иезавель.
12 Они объявили пост и усадили Навота на почетное место среди народа.
13 Затем пришли два негодяя, сели напротив него и обвинили Навота перед народом:
— Навот оскорблял и Бога, и царя.
После этого его вывели за город и забили камнями.
14 Потом они послали известить Иезавель:
— Навота забили камнями, и он умер.
15 Как только Иезавель услышала о том, что Навота забили камнями, она сказала Ахаву:
— Вставай и бери себе виноградник Навота из Изрееля, который он отказался продать тебе. Его больше нет в живых, он мертв.
16 Когда Ахав услышал, что Навот мертв, он встал и пошел, чтобы взять себе виноградник Навота.
17 И к Илии из Тишбы было слово Господа:
18 «Иди навстречу Ахаву, царю Израиля, который правит в Самарии. Он сейчас в винограднике Навота, куда он пришёл, чтобы завладеть им.
19 Скажи ему, что так говорит Господь: „Ты убил человека, а теперь ещё захватываешь его имущество?“. Потом скажи ему, что так говорит Господь: „Там, где псы лизали кровь Навота, псы будут лизать и твою кровь!“»[112]
20 Ахав сказал Илии:
— Итак, ты нашел меня, мой враг!
— Нашел, — ответил он, — потому что ты решил творить зло в глазах Господа.
21 Так говорит Господь: «Я наведу на тебя беду. Я истреблю твоих потомков и искореню у Ахава всякого человека мужского пола — и раба, и свободного.[113]
22 Я уподоблю твой дом дому Иеровоама, сына Навата, и дому Бааши, сына Ахии, потому что ты вызвал Мой гнев и склонил Израиль к греху»[114].
23 Также и о Иезавели Господь говорит: «Псы сожрут Иезавель у стены Изрееля».
24 Тех из принадлежащих Ахаву, кто умрет в городе, сожрут псы, а тех, кто умрет у него в поле, склюют птицы.[115]
25 (Не было ещё подобного Ахаву, который решил делать зло в глазах Господа, подстрекаемый своей женой Иезавелью.
26 Он поступал крайне омерзительно, поклоняясь идолам, подобно аморреям, которых Господь прогнал от израильтян.)
27 Когда Ахав услышал эти слова, он разорвал на себе одежды, надел рубище и постился. Он спал на рубище и ходил мрачный.
28 К Илии из Тишбы было слово Господа:
29 «Ты видел, как Ахав смирился передо Мной? Из-за того, что он смирился передо Мной, Я не наведу беду при его жизни, но наведу её на его дом при жизни его сына».

Новой Женевской Библии

21:1 в Изреели. Город в тридцати четырех километрах к северу от Самарии. В нем у Ахава, так же как и в Самарии, был дворец (18:45).

21:2 отдай мне свой виноградник. У народов, населявших ханаанскую землю до прихода израильтян, считалось, что владельцем любой собственности в стране является царская семья, лишь передающая эту собственность в пользование своим подданным. Царь естественным образом обладал правом отобрать у любого из подданных все, что ему заблагорассудится. У израильтян понятия о собственности были иными. В частности, хозяином земли для них был Бог (Исх 19:3−8; Лев 25:23), и Он лишь вверял ее в пользование и управление Своему народу (Чис 14:8; Чис 35:33; Втор 1:8; Втор 8:7; Втор 34:1). Таким образом, израильские цари могли распоряжаться собственностью, в том числе земельной, своих подданных с гораздо меньшей свободой, нежели цари языческих народов Ханаана (Втор 17:14−20; 1Цар 8:9−17; 1Цар 10:25). Поэтому Ахав не отбирает силой понравившийся ему виноградник Навуфея, а сначала предпринимает попытку сторговаться с его владельцем (ср. 16:24).

21:3 сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! Когда земля обетованная была поделена между коленами Израиля (Нав 13:6 — 21:45), каждая семья получила свой надел, считавшийся с тех пор даром Божиим. Поскольку виноградник являлся долей Навуфея в наделе его семьи, продать или обменять его значило бы для Навуфея лишить своих потомков доли в наследии предков (Лев 25:23; Чис 27:1−11; Чис 36:1−12).

21:8 написала ... письма к старейшинам и знатным ... живущим с Навуфеем. Иезавель предпринимает попытку привлечь на свою сторону тех, кто вершил правосудие в Изрееле.

21:9 объявите пост. Предлагая жителям Изрееля объявить пост, Иезавель совместно с Ахавом стремится внушить им мрачные предчувствия, ибо пост часто связан с наступлением периода испытаний или с чьим-либо тяжким грехом (Суд 20:26; 1Цар 7:5−6; 1Цар 14:24; 2Пар 20:3; Иона 3:5, 7−9).

21:10 против него посадите двух негодных людей. По израильскому законодательству обвинение в тяжком преступлении должно было быть поддержано показаниями сразу двух свидетелей (Чис 35:30; Втор 17:5−6; Втор 19:15).

которые... бы ... сказали: «ты хулил Бога и царя». Таким образом, двое «негодных людей» обрекли бы ничего не подозревающего Навуфея на смерть, поскольку по израильским законам именно смертью каралась хула на Бога (Исх 22:28; Лев 24:10−16).

21:13 И вывели его за город, и побили его камнями. См. Лев 24:14; Чис 15:35−36. В 4Цар 9:26 сообщается, что убиты были также и сыновья Навуфея, и, таким образом, уже никто не мог в законном порядке претендовать на его виноградник.

21:22 поступлю с домом твоим так, как поступил с домом Иеровоама. См. 14:10; 15:29.

и с домом Ваасы. См. 16:1−4, 11−13.

21:24 того съедят псы... того расклюют птицы. См. ком. к 14:11.

21:25 не было еще такого, как Ахав. См. ком. к 16:30−33.

21:26 Аморреи. В данном случае этим словом обозначены все народы, населявшие Ханаан до прихода туда израильтян (см. Быт 15:16; Втор 1:7; 2Цар 21:2).

21:27 разодрал одежды свои, возложил на тело свое вретище. Переданный через Илию суд Божий возымел должное воздействие на Ахава. Разрывание одежд и ношение вретища были в Израиле знаками скорби и раскаяния (Быт 37:34; 2Цар 3:31; 4Цар 6:30; Плач 2:10; Иоиль 1:13).

21:29 Я не наведу бед в его дни. Господь не отменяет наказания Ахаву и его дому, о котором говорится в ст. 21−24, но лишь откладывает его исполнение. во дни сына его. Т.е. Иорама (4Цар 9:25−26). Хотя Ахаву и не суждено было стать свидетелем гибели своего дома, его самого и Иезавель ожидала бесславная смерть (22:37−38; 4Цар 9:10, 34−37).

Примечания:

 
Новый русский перевод
10 [111] — См. Лев 24:16; Втор 17:6-7.
19 [112] — Об исполнении этого пророчества см. 22:29-38; 4Цар 9:24-26.
21 [113] — Или: и правителя, и вождя.
22 [114] — См. 14:10-11; 16:3-4.
23 [115] — Об исполнении этих пророчеств см. 4Цар 9:24-26, 30-37; 4Цар 10:1-11, 17.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.