3 Царств 22 глава

Третья книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Три года между Арамом и Израилем не было войны.
2 Но на третий год Иосафат, царь Иудеи, отправился к царю Израиля.
3 Царь Израиля сказал своим приближенным:
— Разве вы не знаете, что Рамот Галаадский принадлежит нам, а мы и не пытаемся забрать его у царя Арама?
4 Он спросил Иосафата:
— Пойдешь ли ты со мной воевать за Рамот Галаадский?
Иосафат ответил царю Израиля:
— Как ты, так и я, мой народ — твой народ, мои кони — твои кони.
5 Но ещё Иосафат сказал царю Израиля:
— Спроси сперва совета у Господа.
6 Царь Израиля собрал пророков — около четырехсот человек — и спросил их:
— Идти ли мне войной на Рамот Галаадский или нет?
— Иди, — ответили они. — Владыка отдаст его в руки царя.
7 Но Иосафат спросил:
— Разве нет здесь ещё пророка Господа, которого мы могли бы спросить?
8 Царь Израиля ответил Иосафату:
— Есть ещё один человек, через которого мы можем вопросить Господа, но я ненавижу его, потому что он никогда не пророчествует обо мне ничего доброго, а только плохое. Это Михей, сын Имлы.
— Царю не следует так говорить, — сказал Иосафат.
9 Тогда царь Израиля позвал одного из военачальников и сказал:
— Немедленно приведи Михея, сына Имлы!
10 Облаченные в царские одеяния царь Израиля и Иосафат, царь Иудеи, сидели на своих тронах на гумне у ворот Самарии, а все пророки пророчествовали перед ними.
11 Так Цедекия, сын Хенааны, сделал себе железные рога и сказал:
— Так говорит Господь: «Ими ты будешь бодать арамеев, пока они не будут истреблены».
12 Все остальные пророки пророчествовали о том же, говоря:
— Иди на Рамот Галаадский и будь победителем; Господь отдаст его в руки царя.
13 Посланник, который ходил, чтобы позвать Михея, сказал ему:
— Слушай, все остальные пророки, как один, предсказывают царю успех. Пусть твое слово будет согласно с их словами, и говори благоприятно.
14 Но Михей сказал:
— Верно, как и то, что жив Господь, я скажу ему лишь то, что скажет мне Господь.
15 Когда он пришёл, царь спросил его:
— Михей! Идти ли нам воевать с Рамотом Галаадским или нет?
— Иди конечно и будь победителем, — ответил он. — Господь обязательно отдаст его в руки царя.
16 Но царь сказал ему:
— Сколько раз мне заставить тебя поклясться, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа?
17 Тогда Михей ответил:
— Я видел весь Израиль рассеянным по горам, как овцы без пастуха, и Господь сказал: «У них нет господина. Пусть каждый возвращается с миром домой».
18 Царь Израиля сказал Иосафату:
— Разве я не говорил тебе, что он никогда не пророчествует обо мне ничего хорошего, одно лишь плохое?
19 Михей сказал:
— Итак, выслушай слово Господа. Я видел Господа сидящим на Своем престоле, со всем небесным воинством, стоявшим справа и слева от Него.
20 Господь сказал: «Кто выманит Ахава, чтобы он пошел и пал при Рамоте Галаадском?».
Один предлагал одно, другой другое,
21 пока, наконец, не вышел некий дух и встал перед Господом и сказал: «Я его выманю». — «Как?» — спросил Господь.
22 «Я пойду и стану лживым духом в устах всех его пророков», — сказал он. «Да, ты преуспеешь в этом и выманишь его, — сказал Господь. — Иди и сделай так».
23 И вот теперь Господь вложил в уста всех этих твоих пророков лживый дух, а тебе Господь определил беду.
24 Тогда Цедекия, сын Хенааны, подошел и ударил Михея по щеке.
— Как это Дух Господа перешел от меня к тебе, чтобы говорить с тобой? — спросил он.
25 Михей ответил:
— Ты узнаешь это в тот день, когда будешь прятаться во внутренней комнате.
26 Тогда царь Израиля приказал:
— Возьмите Михея и отправьте его обратно к Амону, правителю города, и к Иоашу, сыну царя,
27 и скажите: «Так говорит царь: Посадите этого человека в темницу и держите его впроголодь на хлебе и воде, пока я не вернусь благополучно».
28 Михей сказал:
— Если ты благополучно вернешься, значит, Господь не говорил через меня.
И ещё он сказал:
— Пусть все услышат это!
29 Царь Израиля пошел на Рамот Галаадский с Иосафатом, царем Иудеи.
30 Царь Израиля сказал Иосафату:
— Я вступлю в сражение переодетым, но ты носи свои царские одежды. — Царь Израиля переоделся и вступил в сражение.
31 А царь Арама приказал тридцати двум начальникам над своими колесницами:
— Не сражайтесь ни с кем, ни с малым, ни с великим, кроме царя Израиля.
32 Когда начальники над колесницами увидели Иосафата, они подумали: «Конечно, это и есть царь Израиля».
И они повернули, чтобы напасть на него, но когда Иосафат закричал,
33 начальники над колесницами увидели, что он не царь Израиля и перестали его преследовать.
34 Но кто-то натянул лук и случайно ранил царя Израиля, так что стрела попала в щель между доспехами. Царь сказал своему колесничему:
— Разворачивайся и вывези меня из боя! Я ранен.
35 Но битва кипела весь день, и царь вынужден был стоять в своей колеснице перед арамеями. Кровь из раны текла на пол колесницы, и вечером он умер.
36 Когда садилось солнце, по войску прокатился клич:
— Пусть каждый человек возвращается в свой город, каждый — в свою землю!
37 Царь умер и был привезен в Самарию, где его и похоронили.
38 А колесницу вымыли в одном из прудов Самарии, где мылись блудницы,[116] и псы лизали его кровь — по слову Господа, которое Он изрек[117].
39 Что же до прочих событий правления Ахава и того, что он сделал, включая дворец, построенный им и выложенный слоновой костью, и города, которые он укрепил, то разве не записано об этом в «Книге летописей царей Израиля»?
40 Ахав упокоился со своими предками. Охозия, его сын, стал царем вместо него.
41 Иосафат, сын Асы, стал царем Иудеи на четвертом году правления Ахава, царя Израиля.
42 Иосафату было тридцать пять лет, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме двадцать пять лет. Его мать звали Азува, дочь Шилхи.
43 Он во всем ходил путями своего отца Асы и не уклонялся от них, делая то, что было правильным в глазах Господа. Но святилища на возвышенностях не были убраны, и народ продолжал приносить там жертвы и возжигать благовония.
44 Ещё Иосафат заключил мир с царем Израиля.
45 Что же до прочих событий правления Иосафата, того, чего он достиг, и его воинских подвигов, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Иудеи»?
46 Остаток храмовых блудников, которые ещё были в стране в дни его отца Асы, он искоренил.
47 В Эдоме не было царя, правил наместник.
48 Иосафат построил флотилию таршишских кораблей, чтобы плавать в Офир за золотом, но они так и не отплыли, потому что разбились в родном порту Эцион-Гевер.
49 В то время Охозия, сын Ахава, сказал Иосафату:
— Пусть мои люди плавают вместе с твоими.
Но Иосафат не захотел.
50 Иосафат упокоился со своими предками и был похоронен с ними в Городе Давида, своего предка. Иорам, его сын, стал царем вместо него.
51 Охозия, сын Ахава, стал царем Израиля в Самарии на семнадцатом году правления Иосафата, царя Иудеи, и правил Израилем два года.
52 Он делал зло в глазах Господа, потому что ходил путями отца и матери, и путями Иеровоама, сына Навата, который склонил Израиль к греху.
53 Он служил Баалу, поклонялся ему и вызывал гнев Господа, Бога Израиля, как и его отец.

Новой Женевской Библии

22:1 три года, и не было войны между Сириею и Израилем. Эти три года мира последовали за описанной в 20:1−34 двухлетней войной между Ахавом и Венададом. В этот период сирийским царем Венададом II, израильским царем Ахавом и десятью другими царями была создана коалиция, призванная объединенными силами остановить продвижение на запад ассирийцев под предводительством Салманасара III. В 853 г. до Р.Х. у города Каркар на реке Оронт разыгралось решающее сражение. Согласно ассирийским источникам, Ахав выставил на поле боя две тысячи колесниц и десять тысяч пеших воинов, т.е. гораздо больше, чем кто-либо другой из членов антиассирийской коалиции. Те же самые ассирийские источники утверждают, что победа в этом сражении досталась Салманасару. Утверждение это, однако, представляется в высшей степени сомнительным, поскольку, отступив от Каркара, ассирийцы в течение четырех лет не решались повторить экспансию. К исходу третьего года мира с Сирией Ахав изменяет союзу с Венададом, заключая договор с царем иудейским.

22:2 Иосафат, царь Иудейский. См. ст. 41−50; 4Цар 3:7−27.

22:3 Рамоф Галаадский. Город в сорока пяти километрах к востоку от Иордана, вблизи от реки Иармук. Рамоф Галаадский был захвачен израильтянами при завоевании ими Ханаана (4:13; Втор 4:43; Нав 20:8), и теперь Ахав решает, что настало время отбить его у овладевших им позднее сирийцев (ст. 4).

22:4 как ты, так и я. Используя выражения, характерные для дипломатического языка своего времени, Иосафат говорит о готовности совместно с Ахавом выступить против Сирии. При этом Иосафат оказывается как бы в подчинении у царя израильского, указывающего, что и как ему делать (ст. 30). Данный договор знаменовал собой решительный поворот во внешней политике не только Израиля, но и Иудеи, которая в правление Асы (15:7−23) стала союзницей Сирии в борьбе против северян. Свои дружественные отношения с Иудеей Ахав скрепил династическим браком — отдав дочь Гофолию за сына царя иудейского (4Цар 8:18, 26). Но поскольку Гофолия была ревностной поклонницей Ваала, этот брак в значительной степени способствовал насаждению в Иудее культа этого божества (4Цар 11:1−20).

22:5 спроси сегодня, что скажет Господь. См. 1Цар 23:1−4; 2Цар 2:1; 4Цар 3:11; 2Пар 20:3−17.

22:6 пророков, около четырехсот человек. Пророки, чьи речи и деяния записаны в Священном Писании, составляют лишь малую часть людей, которые считались пророками в ветхозаветные времена (18:19; 4Цар 3:13; Иер 28).

Они сказали: иди. Многие из израильских пророков были готовы идти против истины и высказывать то, что было угодно их покровителям, т.е. царям (Иер 28:1−4; Ам 7:10−13).

22:7 нет ли здесь еще пророка Господня. Иосафат совершенно справедливо опасается полагаться на слова своих пророков.

22:8 он не пророчествует о мне доброго. По словам Иеремии, к пророкам, чьи предсказания сулят народу только хорошее, следует относиться с осторожностью (Иер 28:8−9; Иер 29:8−9).

Михей, сын Иемвлая. Михей в переводе с древнееврейского означает «Кто подобен Иегове?». Этого пророка, упоминаемого только в данном месте, не следует путать с пророком Михеем, имя которого носит одна из книг Библии.

22:11 Седекия. Это был один из тех пророков, для которых важнее всего было угодить Ахаву (см. ком. к ст. 6).

железные рога. Железные рога, которыми Ахаву предстояло «избодеть Сириян», символически представляли силу Израиля, достаточную для победы над Сирией (Втор 33:17; Зах 1:18−21). В связи с символическими действами пророков см. также 11:30.

22:14 жив Господь. См. ком. к 1:17.

22:15 иди, будет успех. Михей саркастически обыгрывает слова говоривших перед ним пророков, и Ахав понимает это.

22:17 я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам. Взору Михея предстает разбитое и, за отсутствием вождя, неуправляемое израильское войско.

22:22 я выйду и сделаюсь духом лживым. Один из небесных духов вызывается внушить четыремстам пророкам речи, которые бы толкнули Ахава на смертельное для него военное предприятие и тем самым способствовали бы исполнению Божией воли (см. 1Цар 16:14−16; Иов 1:12; 2:6; Гал 1:6−9; Иер 14:14−16; Иер 23:16, 26; Иез 14:9).

22:25 будешь бегать из одной комнаты в другую. Когда станет известен исход битвы, Седекия, как произнесший ложное пророчество, вынужден будет скрываться от гнева приближенных Ахава.

22:30 я переоденусь. Переодевание Ахава свидетельствует о том, что он в конце концов поверил пророчеству Михея.

а ты надень твои царские одежды. Со свойственным ему цинизмом Ахав предлагает Иосафату надеть царские одежды в надежде, что царем, которому предстоит пасть в сражении (ст. 17), станет не он, а царь иудейский.

22:31 с одним царем Израильским. Гибель Ахава означала бы полную победу сирийцев, поскольку лишенное предводителя израильское войско уже не могло бы оказать сопротивление противнику. См. 22:17.

22:38 псы лизали кровь его. Таким образом, частично сбылось предсказание Илии (21:19; см. 4Цар 9:25−26).

блудницы. Возможно, имеются в виду женщины, занимавшиеся культовой проституцией при капище Ваала.

22:39 дом из слоновой кости, который он построил. При раскопках в Самарии были обнаружены фрагменты инкрустации из слоновой кости, возможно относящиеся к периоду царствования Ахава. Хотя столь дорогие украшения и свидетельствовали о благосостоянии правителя и его страны, пророк Амос осуждал их как излишество.

города, которые он строил. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в период, совпадающий с царствованием Ахава, города Самария и Мегиддон подверглись значительной перестройке.

в летописи царей Израильских. См. ком. к 11:41.

22:41 в четвертый год Ахава. Если Иосафат, как полагают некоторые исследователи, действительно в течение трех лет являлся соправителем своего отца Асы, это значит, что воцарился он в 869 г. до Р.Х.

22:42 двадцать пять лет царствовал. Т.е. с 872 по 848 г. до Р.Х.

22:43 делая угодное пред очами Господними. Иосафат — один из тех царей Иудеи, которые получают вполне положительную оценку автора Третьей и Четвертой книг Царств.

Только высоты не были отменены. См. ком. к 3:2.

22:44 Иосафат заключил мир с царем Израильским. На протяжении первого периода существования двух царств между ними шли практически непрерывные военные действия, договор же Иосафата с Ахавом ознаменовал начало периода мирных отношений между Иудеей и Израилем (4Цар 8:18, 26).

22:45 подвиги его. См. 4Цар 3:7−27; 2Пар 17:1; 20.

в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11:41.

22:46 остатки блудников. См. ком. к 14:24.

22:47 был наместник царский. Идумея, по всей видимости, находилась в вассальной зависимости от Иудеи, и, таким образом, правитель этой области фактически являлся наместником царя иудейского (4Цар 8:20−22).

22:48 сделал корабли на море. Иосафат, как ранее Соломон, предпринял попытку начать собственную морскую торговлю, базой которой должен был служить Ецион-Гавер (9:26−28; 10:22; 2Пар 20:35−37).

Офир. См. ком. к 9:28.

22:49 Охозия, сын Ахава. См. 3Цар 22:514Цар 1:18.

пусть мои слуги пойдут с твоими слугами на кораблях. См. 2Пар 20:35−37.

22:51 в семнадцатый год Иосафата. Т.е. в 853 г. до Р.Х.

царствовал над Израилем два года. Т.е. в 853−852 гг. до Р.Х.

22:52 ходил путем отца своего и путем матери своей. Отцом Охозии был Ахав, а матерью — Иезавель (16:29−34).

путем Иеровоама. См. 12:30.

22:53 он служил Ваалу и поклонялся ему. Охозия исповедовал культ Ваала, насажденный в Израиле Ахавом и Иезавелью (см. ком. к 16:25, 31).

Примечания:

 
Новый русский перевод
38 [116] — Или: в Самарии, и омыли его оружие.
38 [117] — См. 21:19.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.