4 Царств 16 глава

Четвертая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 На семнадцатом году правления Пекаха, сына Ремалии, в Иудее начал царствовать Ахаз, сын Иотама, царя Иудеи.
2 Ахазу было двадцать лет, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме шестнадцать лет. В отличие от своего предка Давида, он не делал того, что было правильным в глазах Господа, его Бога.
3 Он ходил путями царей Израиля и даже принес сына в огненную жертву по омерзительному примеру народов, которых Господь прогнал перед израильтянами.
4 Он приносил жертвы и возжигал благовония в святилищах на возвышенностях, на вершинах холмов и под каждым тенистым деревом.
5 Тогда Рецин, царь Арама, и Пеках, сын Ремалии, царь Израиля, пошли войной на Иерусалим и держали Ахаза в осаде, но не смогли его одолеть.
6 В то время Рецин, царь Арама, вернул Араму Элат, прогнав оттуда иудеев. В Элате поселились эдомитяне, которые и живут там до сегодняшнего дня.
7 Ахаз отправил послов сказать Тиглатпаласару, царю Ассирии: «Я твой слуга и вассал[63]. Приди и защити меня от царя Арама и от царя Израиля, которые напали на меня».
8 Ахаз взял серебро и золото, сколько нашлось в доме Господа и в сокровищницах царского дворца, и послал их в дар царю Ассирии.
9 Царь Ассирии исполнил его просьбу, напав на Дамаск и взяв его. Он увел его жителей в плен в Кир, а Рецина предал смерти.
10 Тогда царь Ахаз отправился в Дамаск, чтобы встретиться с Тиглатпаласаром, царем Ассирии. Он увидел в Дамаске жертвенник и послал священнику Урии изображение жертвенника и подробные указания, как его соорудить.
11 Священник Урия построил жертвенник по всем указаниям, что прислал из Дамаска царь Ахаз, и завершил его прежде, чем царь Ахаз вернулся.
12 Вернувшись из Дамаска и осмотрев жертвенник, царь приблизился к нему и совершил на нём приношения[64].
13 Он сжег всесожжения и хлебные приношения, совершил жертвенные возлияния и окропил жертвенник кровью жертв примирения.
14 Бронзовый жертвенник, который стоял перед Господом, он передвинул с места перед домом — между новым жертвенником и домом Господа — и поставил его с северной стороны нового жертвенника.
15 Затем царь Ахаз приказал священнику Урии:
— На большом новом жертвеннике приноси утренние всесожжения и вечерние хлебные приношения, царские всесожжения и его хлебные приношения, всесожжения всего народа страны и их хлебные приношения с жертвенными возлияниями. Кропи жертвенник всей кровью всесожжений и жертв. Но бронзовым жертвенником я буду пользоваться для того, чтобы узнать Божью волю[65].
16 И священник Урия сделал все точно так, как приказал царь Ахаз.
17 Царь Ахаз отломил ободки у передвижных подставок и снял с них умывальники. Он снял море[66] с бронзовых волов, которые его поддерживали, и поставил его на каменное основание.
18 Крытый субботний проход,[67] который был построен во дворце, и внешний царский вход он убрал от дома Господа ради царя Ассирии.
19 Что же до прочих событий правления Ахаза и того, что он сделал, то разве они не записаны в «Книге летописей царей Иудеи»?
20 Ахаз упокоился со своими предками и был похоронен с ними в Городе Давида. А Езекия, его сын, стал царем вместо него.

Новой Женевской Библии

16:1 В семнадцатый год Факея. Т.е. в 735 г. до Р.Х. Мнения исследователей относительно хронологии царствования Ахаза и ее соотнесенности с хронологией царствований израильских, а также иудейских царей в значительной степени расходятся между собой (ср. 15:33, 37; 17:1; 18:1; см. также: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы).

16:2 Двадцати лет был Ахаз. По всей видимости, в течение нескольких лет Ахаз являлся соправителем своего отца Иоафама (см. ком. к 15:33).

шестнадцать лет царствовал. Ахаз царствовал в 732−715 гг. до Р.Х.

16:3 ходил путем царей Израильских. Главный грех Иеровоама I, повторяемый всеми последующими израильскими царями, заключался во введении богослужений противоречивших установлениям закона, и устройстве новых культовых центров в Вефиле и Дане (3Цар 12:26−33). Эти культовые центры способствовали распространению в северном царстве языческих верований и обрядов.

даже сына своего провел через огонь. Бесчеловечные жертвоприношения детей практиковались у соседних с Иудеей народов, евреям же они строго возбранялись законом (3:27; Лев 18:21; Втор 18:10). Ахаз, однако, был не единственным царем Иудеи, нарушившим этот запрет (17:17; 21:6; 23:10; Иер 7:31; Иер 32:35).

подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. Своим поведением избранный народ фактически приравнял себя к народам которых Господь изгнал из Ханаана, дабы отдать эту землю Израилю. Тем самым он изменил своему призванию стать «царством священников и народом святым» (Исх 19:6).

16:5 Тогда пошел Рецин... Факей. Цари Израиля и Сирии стремились подчинить себе Иудею, чтобы заставить ее выступить на своей стороне против Ассирии (15:19, 25, 37). В этой ситуации в качестве мудрого советника Ахаза проявил себя пророк Исаия (Ис 7:1−17).

16:6 Рецин... возвратил Сирии Елаф. Тем самым сирийцы свели на нет результаты победы, ранее одержанной над ними Азарией (14:22).

Идумеяне вступили в Елаф. Идумеяне, таким образом, обратили себе на пользу поражение Иудеи.

до сего дня. См. ком. к 3Цар 8:8.

16:7 к Феглаффелласару. См. ком. к 15:19, 29.

16:8 взял Ахаз серебро и золото. Ахаз, как и многие иудейские цари до него предпринимает попытку обеспечить безопасность страны, богато одаривая враждебного царя (12:18; Исх 23:8; 3Цар 15:18; Ис 5:23; Иез 22:12). В ассирийских источниках отмечается, что в 734 г. до Р.Х. Иоахаз (т.е. Ахаз, царь иудейский) заплатил даньТиглатпаласару III (Феглаффелласару).

16:9 переселил жителей его в Кир. Падение Сирии явилось исполнением предсказанного пророками Амосом (Ам 1:5) и Исаией (Ис 7:16). Точное местоположение Кира не установлено (Ис 22:6; Ам 9:7).

16:13 мирной жертвы. См. Лев 7:11−21. Перечисленные жертвоприношения были совершены и при освящении Соломонова храма (3Цар 8:64). Это обстоятельство свидетельствует о том, какое важное значение придавал Ахаз сооружению в Иерусалиме языческого жертвенника.

16:14 поставил его сбоку сего жертвенника на север. Новый жертвенник, таким образом, потеснил старый на его центральном месте в храме, и, соответственно старый жертвенник был лишен своей функции в богослужении.

16:15 утреннее всесожжение. См. Исх 29:38−39.

вечернее хлебное приношение. См. ком. к 3Цар 18:36.

жертвенник медный останется до моего усмотрения. Возможный перевод: «жертвенник медный останется у меня для гадания». Т.е. Ахаз использует старый жертвенник не по его настоящему назначению, а для гадания по внутренностям жертвенных животных. Такое гадание было распространено среди соседних с Израилем языческих народов, евреям же закон категорически воспрещал прибегать к нему (Лев 19:26; Втор 18:10).

16:17 ободки у подстав... умывальницы. См. 3Цар 7:27−37.

море. См. 3Цар 7:22−26.

с медных волов. По всей видимости, медь, из которой были сделаны эти волы, также пошла на уплату дани ассирийцам.

16:19 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.

16:20 воцарился Езекия. См. 18:1 — 20:21.

Примечания:

 
Новый русский перевод
7 [63] — Букв.: сын.
12 [64] — Или: и поднялся на него.
15 [65] — Или: для гадания.
17 [66] — Большой бронзовый бассейн, находившийся во дворе храма и предназначавшийся для ритуальных омовений священников (см. 3Цар 7:23-26; 2Пар 4:6).
18 [67] — В одном из древн. переводов: основание для трона.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.