4 Царств 19 глава

Четвертая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Услышав это, царь Езекия разорвал на себе одежду, надел рубище и пошел в дом Господа.
2 Он послал распорядителя дворца Элиакима, писаря Шевну и старших священников, одетых в рубище, к пророку Исаии, сыну Амоца.
3 Они сказали ему:
— Так говорит Езекия: «Сегодня день беды, наказания и бесчестия, словно дитя вот-вот должно родиться, а родить нет силы.
4 Может быть, Господь, твой Бог, услышит все слова главного советника, которого его господин, царь Ассирии, послал глумиться над живым Богом, и накажет его за слова, которые услышал Господь, твой Бог. Вознеси же молитву за тех, кто ещё жив!»
5 Приближенные царя Езекии пришли к Исаии,
6 и тот сказал им:
— Скажите своему господину, что так говорит Господь: «Не бойся того, что ты слышал — тех слов, которыми оскорбляли Меня слуги царя Ассирии.
7 Вот Я пошлю в него такой дух, что когда он услышит одну весть, то будет вынужден вернуться в свою страну. А там Я поражу его, и он падет от меча».
8 Главный советник услышал, что царь Ассирии оставил Лахиш, и, вернувшись, нашел царя осаждающим Ливну.
9 Синаххериб получил весть, что Тиргака, царь Куша[79], идет на него войной. Тогда он опять послал к Езекии послов, чтобы сказать:
10 — Скажите Езекии, царю Иудеи: «Не давай Богу, на Которого ты надеешься, обманывать тебя, когда Он говорит: „Иерусалим не будет отдан царю Ассирии“.
11 Ты же слышал о том, что цари Ассирии сделали со всеми странами, предав их полному уничтожению[80]. А разве ты уцелеешь?
12 Разве боги народов, истребленных моими отцами, боги Гозана, Харрана, Рецефа и народа Едена, который был в Телассаре, спасли их?
13 Где теперь царь Хамата, царь Арпада, цари городов Сепарваима, Ены или Иввы?»
14 Езекия получил письмо через послов и прочитал его. Тогда он пошел в дом Господа и развернул его перед Господом.
15 Езекия молился Господу:
— О Господи, Бог Израиля, восседающий на херувимах[81], лишь Ты — Бог над всеми земными царствами. Ты создал небо и землю.
16 Склони, Господи, ухо Свое и услышь; открой, Господи, глаза Свои и взгляни; услышь слова Синаххериба, которые он послал, чтобы глумиться над живым Богом.
17 Правда, Господи, что ассирийские цари погубили эти народы и их страны,
18 бросили их богов в огонь и уничтожили их, потому что то были не боги, а только дерево и камень, обработанные руками человека.
19 Теперь, Господи, наш Бог, молю, избавь нас от его руки, чтобы все царства земные узнали, что только Ты, Господи, — Бог.
20 Исаия, сын Амоца, послал сказать Езекии: «Так говорит Господь, Бог Израиля: „Я услышал твою молитву о Синаххерибе, царе Ассирии.
21 Вот слово, которое сказал о нём Господь.
Девственная дочь Сиона[82], презирает тебя, над тобой смеется. Дочь Иерусалима вслед тебе головой качает.
22 Ты над кем глумился, кого оскорблял? На кого ты повысил голос и глаза надменные поднял? На Святого Израилева!
23 Через своих послов ты глумился над Владыкой. Ты сказал: «Со множеством моих колесниц я поднялся на горные вершины, на дальние склоны Ливана. Я срубил его высочайшие кедры, его лучшие кипарисы. Я достиг его самых отдаленных мест, его наилучших лесов.
24 Я копал колодцы и пил воду чужих земель. Ступнями своих ног я иссушил все реки Египта».
25 Разве ты не слышал? Давно Я это определил, в древние дни задумал. Теперь Я это исполнил, дав тебе превратить укрепленные города в груды развалин.
26 Их жители обессилены, испуганы, опозорены. Они — как растения в поле, как нежные зеленые побеги, как трава, пробившаяся на крыше, опаленная, прежде чем вырасти.
27 Но Я знаю, когда ты садишься, когда выходишь и входишь, и как ты гневаешься на Меня.
28 За твою ярость против Меня и за твою надменность, что достигла Моих ушей, Я продену в твой нос Мое кольцо, и вложу в твой рот Мои удила, и верну тебя назад той дорогой, которой ты пришёл.
29 Это будет тебе знамением, Езекия:
в этом году вы будете есть то, что вырастет само собой, а в следующем году то, что вырастет из этого. Но в третий год сейте и жните, сажайте виноградники и ешьте их плоды.
30 Уцелевшие из дома Иуды опять пустят корни внизу и принесут плод наверху.
31 Ведь из Иерусалима выйдет остаток, и с горы Сион — уцелевшие.
Это совершит ревность Господа Сил“.
32 Поэтому Господь говорит о царе Ассирии так:
„Он не войдет в этот город и не пустит сюда стрелы. Он не приступит к нему со щитом и не насыплет против него осадного вала.
33 Он вернется той же дорогой, какой пришёл, он не войдет в этот город, — возвещает Господь. —
34 Я защищу этот город и спасу его, ради Себя и ради Давида, Моего слуги“».
35 В ту же ночь Ангел Господень вышел и предал смерти в лагере ассирийцев 185 000 человек. Когда на следующее утро люди проснулись, то увидели повсюду мертвые тела.
36 Тогда Синаххериб, царь Ассирии, снял лагерь и ушел. Он возвратился домой и жил в Ниневии.
37 Однажды, когда он поклонялся в храме своего бога Нисроха, его сыновья Адрамелех и Сарецер поразили его мечом и бежали в араратскую землю. А Асархаддон, его сын, стал царем вместо него.

Новой Женевской Библии

19:1 разодрал одежды свои. См. 3Цар 21:27.

покрылся вретищем. См. ком. к 6:30.

19:2 начальника дворца. См. 3Цар 4:6.

писца. См. 2Цар 8:17.

старших священников. Возможно, имеются в виду старейшины живших в Иерусалиме священнических семей.

к Исаии пророку. В трудное для Иудеи время пророк Исаия был мудрым советником Езекии (см. также Ис 37).

19:4 об оставшихся, которые находятся еще в живых. Имеются в виду уцелевшие после ассирийских нашествий жители Иудеи, а также представители северных племен, нашедших убежище в Иудее после падения Израильского царства (см. ком. к 17:6).

19:8 против Ливны. Ливна располагалась неподалеку от границы Филистинии, примерно в двадцати километрах к юго-востоку от Азота. В летописи Сеннахирима сообщается, что своими военными успехами ассирийцы вынудили Езекию отпустить на свободу царя Екрона, содержавшегося в заключении в Иерусалиме. Таким образом Сеннахириму удалось свести на нет плоды победы Езекии над филистимлянами (18:8).

от Лахиса. См. 18:17.

19:9 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак был братом фараона Шабаки, который предпринял попытку противостоять ассирийскому вторжению в Палестину. Царем Тиргак стал только в 690 или 688 г. до Р.Х., однако ко времени написания Третьей и Четвертой книг Царств он был известен именно в таком качестве, так что употребление здесь царского титула вполне уместно.

19:12 Гозан. См. 17:6.

Харан. См. Быт 11:31.

Рецев. Город в Сирии, располагавшийся к северу от Емафа.

сынов Едена, что в Фалассаре. Еден — область в Сирии.

Емафа... Иввы. См. 17:24; 18:34. Сеннахирим приводит перечень городов, в которые были переселены жители северного царства (17:24), желая внушить Езекии опасение, как бы Иудея не разделила судьбу Израильского царства.

19:18 это не боги. Боги побежденных Ассирией народов в действительности были не боги, а «изделие рук человеческих, дерево и камень» (Втор 4:28, 35; Втор 32:17−21; Ис 40:13−24; Ис 44:9−20).

19:20 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать. Исаия сообщает Езекии ответ Господа на его молитву об избавлении от ассирийцев.

19:21 девствующая дочь Сиона. Этим образным выражением назван здесь Иерусалим (ср. Ис 1:8).

19:25 Разве ты не слышал. Ассирийцы ошибочно полагали, что своими великими победами они были обязаны лишь собственной силе. В действительности же их успехи в конечном счете зависели от воли Господа (Ис 10:12−19; Ис 14:24−27).

19:28 Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой. Ассирийцы имели обыкновение обращаться с пленными как с домашним скотом (2Пар 33:11; Иез 19:4, 9). Такое же обращение Господь теперь обещает самим ассирийцам.

19:29 знамение. Т.е. подтверждение того, что все предсказанное Исаией сбудется (см. ком. к 3Цар 13:3).

19:31 остаток. См. ком. к ст. 4. Этот остаток не только останется в живых, но и умножится.

19:34 Я буду охранять город сей. Исаия возвращается к тому, с чего он начал свою речь: по милости Господа Иерусалим будет спасен (ст. 21).

ради Давида, раба Моего. См. ком. к 3Цар 11:36.

19:35 пошел Ангел Господень и поразил... сто восемьдесят пять тысяч. См. Быт 19:15; Исх 12:12; 2Цар 24:16. Тяжелые потери, понесенные ассирийским войском явились исполнением пророчеств, содержащихся в ст. 21:32−34.

19:36 в Ниневии. Ниневия была столицей Ассирийской империи.

19:37 в доме Нисроха, бога своего. В ассирийских письменных источниках имя этого божества не встречается.

сыновья его, убили его мечом. Согласно ассирийским письменным источникам, в 681 г. до Р.Х. Сеннахирим был убит собственным сыном, жаждавшим занять отцовский престол.

в землю Араратскую. Так иногда называли государство Урарту, занимавшее территорию нынешней Армении (ср. Быт 8:4).

воцарился Асардан. Асардан правил Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х.

Примечания:

 
Новый русский перевод
9 [79] — Или: Нубии.
11 [80] — См. Исх 22:20 и сноску к нему.
15 [81]Херувим. Один из высших ангельских чинов.
21 [82] — Олицетворение Иерусалима. Так же и дочь Иерусалима.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.