Библия » Сравнение переводов

4 Царств 25 глава

Четвертая книга Царств

Новый русский перевод

1 На девятом году правления Цедекии, в десятый день десятого месяца,86 Навуходоносор, царь Вавилона, двинулся на Иерусалим со всем своим войском. Он расположился станом вокруг города и окружил его осадными сооружениями.
2 Город был в осаде до одиннадцатого года правления царя Цедекии.
3 К девятому дню87 четвертого месяца88 голод в городе усилился, и у народа не осталось пищи.
4 Тогда в городской стене была пробита брешь, и89 царь со всем войском бежал. Они оставили город ночью, хотя халдеи и окружали город, пройдя через ворота между двумя стенами, что рядом с царским садом, и направились к иорданской долине.
5 Но халдейское войско пустилось в погоню за царем и настигло его на равнинах у Иерихона. Все его войско рассеялось, бросив его одного,
6 и он был схвачен. Его привели к царю Вавилона в Ривлу, где ему вынесли приговор.
7 Сыновей Цедекии закололи у него на глазах, а после выкололи ему глаза, заковали в бронзовые кандалы и увели в Вавилон.
8 В седьмой день пятого месяца, на девятнадцатом году90 правления Навуходоносора, царя Вавилона, начальник царской охраны Невузарадан, слуга царя Вавилона, пришел в Иерусалим.
9 Он сжег дом Господа, царский дворец и все дома Иерусалима. Он сжег все важные91 здания.
10 А халдейское войско под командованием начальника царской охраны, разрушило стены, окружавшие Иерусалим.
11 Невузарадан, начальник царской охраны, увел в плен оставшихся в Иерусалиме людей вместе с прочим населением и перебежчиками, которые переметнулись к царю Вавилона.
12 Но некоторых из бедного люда страны начальник царской охраны оставил, чтобы они трудились на виноградниках и полях.
13 Халдеи разбили бронзовые колонны, передвижные подставки и бронзовое море, которые находились в доме Господа, и унесли бронзу в Вавилон.
14 Еще они забрали горшки, лопатки, ножницы для фитилей, блюда и всю бронзовую утварь, которая использовалась в храмовом служении.
15 Начальник царской охраны также забрал все, сделанное из чистого золота и серебра: сосуды для возжигания благовоний и кропильные чаши.
16 Бронзы от двух колонн, моря и передвижных подставок, сделанных Соломоном для дома Господа, оказалось больше, чем можно было взвесить.
17 Каждая колонна была восемнадцати локтей92 в высоту. Бронзовая капитель колонны была три локтя93 в высоту и была украшена по кругу бронзовой сеткой и плодами гранатового дерева из бронзы. Такой же была и другая колонна с ее сеткой.
18 Начальник царской охраны взял в плен первосвященника Сераю, второго после него священника Софонию и трех привратников.
19 Из тех, кто еще оставался в городе, он взял одного евнуха, который распоряжался воинами, и пятерых царских советников. Еще он взял писаря, главного в войске, который записывал в войско народ страны, и шестьдесят человек из его людей, которых нашли в городе.
20 Невузарадан, начальник царской охраны, взял их всех и отвел к царю Вавилона в Ривлу.
21 В Ривле, что в земле Хамата, царь Вавилона велел их казнить. Так Иудея была выселена из своей земли.
22 Навуходоносор, царь Вавилона, назначил Гедалию, сына Ахикама, внука Шафана, начальником над народом, который он оставил в Иудее.
23 Когда все военачальники и их люди услышали, что царь Вавилона назначил Гедалию начальником, они пришли к Гедалии в Мицпу. Это были Исмаил, сын Нефании, Иоханан, сын Кареаха, Серая, сын Танхумета из Нетофы, Иазания, сын маахитянина, и их люди.
24 Гедалия поклялся им, чтобы успокоить их и их людей.
– Не бойтесь халдейских вельмож, – сказал он. – Селитесь в стране, служите царю Вавилона, и вам будет хорошо.
25 Но в седьмой месяц Исмаил, сын Нефании, внук Элишамы, который был из царского рода, пришел с десятью людьми и убил Гедалию и иудеев с халдеями, находившихся с ним в Мицпе.
26 После этого весь народ, и низкого, и высокого звания, бежал вместе с военачальниками в Египет, боясь халдеев.
27 В тридцать седьмом году пленения Иехонии, царя Иудеи, в том году, когда Эвил-Меродах94 стал царем Вавилона, он выпустил Иехонию, царя Иудеи, из темницы на двадцать седьмой день двенадцатого месяца.95
28 Он говорил с ним дружелюбно и возвысил его над всеми царями, бывшими с ним в Вавилоне.
29 Иехония сменил свои темничные одежды и остаток своих дней всегда ел за царским столом.
30 Изо дня в день он получал от царя постоянное содержание всю свою жизнь.

Новой Женевской Библии

25:1 В девятый год... в десятый месяц. Т.е. в январе 588 г. до Р.Х.

25:2 до одиннадцатого года. До июля 586 г. до Р.Х. (Иер. 39,2; 52,5-7). Некоторые исследователи датируют падение Иерусалима 587 г. до Р.Х.

25:3 усилился голод. Во время осады жители Иерусалима терпели тяжкие лишения (Иер. 38,2.3; Плач 4,10).

25:4 к воротам, между двумя стенами. Имеются в виду ворота в стене, окружавшей "город Давида"; возможно, это были ворота Источника (Неем. 3,15).

25:6 к царю Вавилонскому в Ривлу. См. ком. к 23,33.

25:7 самому Седекии ослепили глаза. На Ближнем Востоке ослепление было распространенным наказанием для бунтовщиков.

отвели его в Вавилон. Седекия поплатился за то, что не внял советам Иеремии (Иер. 38,14-28) и Иезекииля (Иез. 12,13). Так, Иеремия уговаривал его сдать Иерусалим без боя, поскольку Божия кара все равно неотвратима, а мирная сдача спасла бы город от страшных разрушений. Упорство Седекии обернулось тяжкими последствиями как для него, так и для всего народа. Седекия вскоре умер в вавилонском плену (Иер. 52,11).

25:8 В пятый месяц, в седьмой день. Т.е. в августе 586 г. до Р.Х.

25:9 все домы... большие сожег огнем. Навуходоносор причинил городу страшные разрушения, стремясь исключить возможность возрождения Иудеи, отныне вавилонской провинции, центром которой мог стать Иерусалим. В отличие от ассирийцев, заселивших территорию северного царства представителями покоренных ими народов (17,24-31; Езд. 4,2), царь вавилонский оставляет Иудею почти обезлюдевшей.

25:10 стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское. Разрушив городские стены, Навуходоносор мог быть уверен, что Иерусалим уже никогда не станет центром восстания против вавилонского владычества.

25:11 переметчиков, которые передались царю Вавилонскому. Следует полагать, что некоторые из иудеев перешли на сторону Навуходоносора еще до последней осады Иерусалима. Переселение этих людей могло быть продиктовано либо желанием наградить их за службу, либо опасением за их личную безопасность.

прочий простой народ выселил. Вавилоняне произвели вторичную депортацию населения Иудеи (24,10-17), оставив на родине лишь небольшое количество бедняков, чтобы было кому возделывать поля и виноградники (ст. 12).

25:13 столбы медные. См. 3 Цар. 7,15-22.

подставы. См. 3 Цар. 7,27-39.

море медное. См. 3 Цар. 7,23-26.

25:14 тазы, и лопатки... сосуды медные. См. 3 Цар. 7,40.45.50.

25:15 кадильницы, и чаши. См. 24,13; 3 Цар. 7,50; Иер. 15,13; 20,5; 27,16-22.

25:17 в одном столбе... на другом столбе. См. 3 Цар. 7,15-22.

25:18 Сераию первосвященника. Сераия был правнуком Хелкии (22,4.8; 1 Пар. 6,13.14) и предком Ездры (Езд. 7,1).

25:21 поразил их царь Вавилонский. Вавилоняне жестоко расправились с остававшимися в Иерусалиме сановниками, из которых далеко не все были людьми военными.

в Ривле. См. ком. к 23,33.

выселены Иудеи из земли своей. Из всех предусмотренных заветом кар изгнание -самая тяжкая (Лев. 26,33; Втор. 28,36).

Военные действия Навуходоносора против Иудеи (605–586 гг.до Р.Х.).

25:22 Над народом же, остававшимся в земле Иудейской... поставил начальником Годолию. Упразднив в Иудее царское правление, Навуходоносор назначает туда своего наместника. Годолия был другом пророка Иеремии (Иер. 26,24) и хоро-шо известным в Иудее человеком. Выбор Навуходоносора пал на него, поскольку царь полагал, что его кандидатура не вызовет недовольства у населения, остававшегося в Иудее (см. Иер. 40,10-12).

сына Ахикама. Отец Годолии, Ахикам, был советником Иосии (22,12).

25:23 в Массифу. Получив назначение на пост наместника в Иудее, Годолия обосновался в Массифе, городе, находившемся приблизительно в двенадцати километрах к северу от Иерусалима (см. Иер. 40,1-6).

25:24 поклялся. См. ком. к 3 Цар. 1,17.

25:25 в седьмой месяц. Т.е. в октябре 586 г. до Р.Х.

Исмаил... из племени царского. Дед Исмаила, Елисам, был царским писцом в царствование Иоакима (Иер. 36,12; 41,1). Сам он принадлежал к партии, представители которой считали Годолию недостойным пособником врагов Иудеи и выступали за активное сопротивление вавилонскому владычеству (об этом подробнее см. в Иер. 40,13 – 41,18). Возможно, что в планы Исмаила входило восстановление в стране монархии, причем себя он, скорее всего, рассматривал в роли претендента на престол.

поразил Годолию. Этот поступок Исмаила сделал положение Иудеи еще более тяжелым (Иер. 44,1-14). Для выселенных в Вавилон иудеев смерть Годолии стала тяжкой потерей – в воспоминание о ней они учредили пост, подобный тем, что были установлены в память о поражении Иудеи и разрушении Иерусалима (Зах. 7,5; 8,19).

25:26 пошли в Египет. Опасаясь вавилонян, причастные к убийству Годолии иудейские лидеры вместе со своими сторонниками из простого народа спасаются бегством в Египет, правитель которого был врагом Вавилона (см. ком. к 24,20). Предписания закона (Втор. 17,14-20) строго воспрещают израильским вождям уводить народ обратно в Египет (Втор. 17,16). В своем стремлении к власти предводители антивавилонского заговора, сами того не осознавая, навлекают на себя одно из проклятий завета: возвращение в Египет, страну унижения и рабства (Втор. 28,68).

25:27-30 Автор Третьей и Четвертой книг Царств завершает свое повествование на оптимистической ноте, сообщая о милости, оказанной пленному Иехонии царю иудейскому, вавилонским царем Евилмеродахом.

25:27 В тридцать седьмой год переселения Иехонии... в двенадцатый месяц. Т.е. в марте 561г. до Р.Х.

Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения. Евилмеродах был сыном и наследником Навуходоносора (см. ком. к 24,1).

вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного. В вавилонских хозяйственных записях того периода говорится о том, что продовольственное содержание в виде масла и ячменя, помимо прочих, выдавалось также Яукину (Иехонии), царю Иауды (Иудеи), и его пяти сыновьям. Милостью к пленным иудеям Евилмеродах, по-видимому, ознаменовал свое восхождение на престол.

25:28 поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне. Во Втор. 4,25-31; 30,1 -10 и в молитве Соломона на освящение храма (3 Цар. 8,46-53) упоминается о возможном пребывании народа Божиего в иноземном плену как о Божией каре за грехи. Во всех этих текстах подчеркивается необходимость для плененных покаяния (Втор. 4,30; 30,2; 3 Цар. 8,47). Соломон в своей молитве просит Господа сделать так, чтобы победители проявили сострадание к пленникам (3 Цар. 8,50); милость вавилонского царя к Иехонии можно, таким образом, рассматривать в качестве исполнения Господом этой просьбы. Втор. 30,3-5 обещает последующее возрождение народа Божиего, начало которому было положено в 538 г. до Р.Х., когда евреям было позволено возвратиться на родину (Езд. 1,1-4; Ис. 44,24-28; 45,1-6). Содержащееся же во Втор. 30,6 обещание, что Господь "обрежет... сердце" Своего народа, чтобы тот действительно от всей души полюбил Его, исполнилось только при нисхождении Святого Духа (Деян. 2,14-21; 2 Кор. 3,1-6).

25:29 всегда имел пищу у него. См. ком. к 3 Цар. 2,7. Выделение вавилонянами Иехонии из числа прочих пленников оживило надежду евреев на то, что обетование Господа о доме Давидовом, несмотря ни на что, сбудется (2 Цар. 7,8-16). Автор Третьей и Четвертой книг Царств, не уставая повторять о свершившемся над Иудеей суде Божием (21,10-15; 23,26.27; 24,3.4.20; 25,21), дает, однако, понять, что падение Иудеи и разрушение Иерусалима отнюдь не означали конца правления Давидовой династии. Для тех, кто верит Божиему слову, есть основания с надеждой смотреть в будущее.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.