4 Царств 4 глава

Четвертая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Жена одного ученика пророков кричала Елисею:
— Твой слуга, мой муж, умер, и ты знаешь, что он чтил Господа. А теперь его заимодавец пришёл, чтобы забрать обоих моих мальчиков в рабство.
2 Елисей ответил ей:
— Как мне помочь тебе? Скажи мне, что у тебя есть дома?
— У твоей служанки ничего нет, — сказала она, — лишь горшок масла.
3 Елисей сказал ей:
— Ступай и попроси у соседей пустые сосуды, да набери их побольше.
4 Потом войди и запри за собой и за сыновьями дверь. Наливай масло в сосуды и, наполнив сосуд, отставляй в сторону.
5 Она пошла и заперла дверь за собой и сыновьями. Они подносили ей сосуды, а она наливала.
6 Вот все сосуды наполнились, и она сказала сыну:
— Дай мне ещё один.
Но он ответил:
— Ни одного сосуда больше нет.
И масло перестало течь.
7 Она пошла и рассказала Божьему человеку, а он сказал:
— Пойди, продай масло и расплатись с долгами, а на то, что останется, ты с сыновьями сможешь жить.
8 Однажды Елисей отправился в Шунем. Там жила одна богатая женщина, которая уговорила его остаться поесть. И всякий раз, проходя мимо, он останавливался там поесть.
9 Она сказала мужу:
— Я знаю, что человек, который часто заходит к нам, — святой Божий человек.
10 Давай сделаем на крыше маленькую комнату и поставим туда постель, стол, стул и светильник для него. Тогда он сможет останавливаться там всякий раз, когда будет заходить к нам.
11 Однажды, когда Елисей пришёл туда, он поднялся в комнату и лег.
12 Потом сказал своему слуге Гиезию:
— Позови эту шунамитянку.
Он позвал её, и она пришла к нему.
13 Елисей сказал ему:
— Скажи ей: «Ты так хлопотала ради нас. Что для тебя сделать? Может, замолвить о тебе слово перед царем или начальником войска?»
Она ответила:
— Я живу среди своего народа.
14 — Что же сделать для неё? — спросил Елисей.
Гиезий сказал:
— Да вот сына у неё нет, а её муж уже стар.
15 Тогда Елисей сказал:
— Позови её.
Он позвал её, и она встала в дверях.
16 — Примерно в это время в следующем году, — сказал Елисей, — ты будешь держать на руках сына.
— Нет, мой господин, — возразила она, — не обманывай свою служанку, Божий человек!
17 Но вот эта женщина забеременела, и в следующем году, примерно в это время, родила сына, как и сказал ей Елисей.
18 Ребенок подрос. Однажды он вышел к отцу, который был со жнецами.
19 — Моя голова! Моя голова! — сказал он отцу.
Отец велел слуге:
— Отнеси его к матери.
20 Слуга поднял его и отнес к матери. Ребенок сидел у неё на коленях до полудня, а потом умер.
21 Она поднялась и положила его на постель Божьего человека, заперла дверь и вышла.
22 Затем она позвала мужа и сказала:
— Прошу, пошли мне одного из слуг и ослицу, чтобы мне быстро съездить к Божьему человеку и вернуться.
23 — Зачем ходить к нему сегодня? — спросил он. — Сегодня же не праздник Новолуния[12], не суббота[13].
— Все будет хорошо, — ответила она.
24 Она оседлала ослицу и сказала слуге:
— Веди. Не останавливайся, пока не скажу. —
25 Она отправилась в путь и пришла к Божьему человеку на гору Кармил.
Увидев её издалека, Божий человек сказал своему слуге Гиезию:
— Смотри! Это шунамитянка!
26 Беги ей навстречу и спроси её: «Здорова ли ты? Здоров ли твой муж? Здоров ли твой ребенок?»
— Здоровы, — сказала она.
27 Придя к Божьему человеку на гору, она обняла его ноги. Гиезий подошел, чтобы оттолкнуть её, но Божий человек сказал:
— Оставь её! Она в большом горе, но Господь утаил это от меня и не сказал мне.
28 — Разве я просила тебя о сыне, мой господин? — сказала она. — Разве я не говорила тебе: «Не буди во мне надежду?»
29 Елисей сказал Гиезию:
— Заправь полы плаща под пояс, возьми в руку мой посох и беги. Если встретишь кого, не приветствуй, и если кто будет приветствовать тебя, не отвечай. Положи мой посох мальчику на лицо.
30 Но мать ребенка сказала:
— Верно, как и то, что жив Господь и жив ты сам, — я не отстану от тебя.
Тогда он поднялся и пошел за ней.
31 Гиезий шёл впереди их и положил посох мальчику на лицо, но в ответ не раздалось ни звука. Тогда Гиезий вышел навстречу Елисею и сказал ему:
— Мальчик не пробудился.
32 Елисей пришёл в дом, а мальчик лежал мертвым на его постели.
33 Он вошел, запер за собой дверь и помолился Господу.
34 После этого он поднялся на постель и лег на мальчика — рот ко рту, глаза к глазам, руки к рукам. Он простерся над ним, и тело мальчика согрелось.
35 Елисей отвернулся, походил по комнате взад и вперед и, поднявшись на постель, простерся над ним ещё раз. Мальчик семь раз чихнул и открыл глаза.
36 Елисей позвал Гиезия и сказал:
— Позови шунамитянку.
И тот сделал это. Когда она пришла, он сказал:
— Возьми своего сына.
37 Она вошла, упала ему в ноги и поклонилась до земли. Затем она взяла сына и вышла.
38 Елисей же вернулся в Гилгал. В той области тогда был голод. Ученики пророков встретили его, и он сказал слуге:
— Поставь большой котел и свари для этих людей похлебки.
39 Один из них вышел в поле собирать овощи[14] и нашел дикие огурцы. Он набрал полную одежду диких плодов с него и, когда вернулся, накрошил их в котел с похлебкой, хотя никто не знал, что это такое.
40 Людям разлили похлебку, но начав есть, они закричали:
— Божий человек, в котле смерть! — и не стали есть похлебку.
41 Елисей сказал:
— Принесите муки.
Он бросил её в котел и сказал:
— Разливай людям, чтобы они ели.
И в котле не осталось ничего вредного.
42 Из Баал-Шалиши пришёл некий человек, который принес Божьему человеку двадцать ячменных хлебов, испеченных из зерна первого урожая, и колосья с молодым зерном.
— Отдай людям, пусть едят, — сказал Елисей.
43 — Как же я накормлю этим сто человек? — спросил слуга.
Но Елисей ответил:
— Отдай людям, пусть едят. Ведь так говорит Господь: «Они наедятся, и ещё останется».
44 Тогда он раздал им, и они ели, и ещё осталось, по слову Господа.

Новой Женевской Библии

4:1 сынов пророческих. См. ком. к 3Цар 20:35.

взять обоих детей моих в рабы себе. Законом разрешалось на ограниченный период брать детей в рабство (или в батраки) за долги (Исх 21:7; Лев 25:39−46; Втор 15:12−18). К сожалению, этим разрешением в Израиле часто злоупотребляли (Неем 5:5−8; Ис 50:1; Иер 34:8−22; Ам 2:6; Ам 8:6).

4:8 Сонам. Иначе — Сунем, Сунам. Этот город располагался в Изреельской долине, в северной части Ханаана (см. ком. к 3Цар 1:3).

богатая женщина. См. ст. 22.

4:12 сказал Гиезию. Гиезий был слугой Елисея (5:19−27; 6:15).

4:14 сына нет у нее, а муж ее стар. В древности на Ближнем Востоке жизненно важным считалось иметь наследника мужского пола, который бы воспринял по смерти родителей родовое имя и семейную собственность. Если его в семье не было, дом и имущество переходили к посторонним людям. Кроме того, вдовство (а оно, очевидно, ожидало женщину в недалеком будущем) также сильно осложняло жизнь женщины не только в семейном, но и в гражданском плане (см. ком. к 3Цар 17:9).

4:17 родила сына. В Библии неоднократно рассказывается о том, как Господь являл милосердие к бесплодным женщинам, таким как Сара (Быт 17:16−19), Ревекка (Быт 25:21−26), Рахиль (Быт 29:31; Быт 30:22−24) и Елисавета (Лк 1:5−17), показывая Свою великую любовь к любящим Его.

4:21 положила его на постели человека Божия. Женщина не могла принять смерть сына и поэтому положила его тело на постель Елисея, не приступив к исполнению погребальных обрядов (Быт 50:10; 2Пар 35:25; Мк 5:38; Ин 11:33).

4:23 сегодня не новомесячие и не суббота. В древнем Израиле был принят лунный календарь, в соответствии с которым праздновалось каждое новолуние (Чис 10:10; 28:11−15; Неем 10:33; Езд 3:5; Ис 1:13−14; Ам 8:5; Кол 2:16). Израильтянам, вероятно, предписывалось отдыхать не только по субботам, но и в дни новолуния (Исх 16:23; Исх 20:9−10; ЗЦар 20:5; 1Пар 23:31).

4:25 к горе Кармил. Так как до этой горы было примерно сорок два километра пути, женщина должна была торопиться.

4:27 ухватилась за ноги его. Т.е. припала к ногам — смиренное выражение неотступной просьбы (Ин 11:32).

4:29 сказал он Гиезию: опояшь чресла твои. Т.е. поторопись.

положи посох мой на лице ребенка. Ср. 3Цар 17:21.

4:38 Галгал. См. 2:1.

для сынов пророческих. Т.е. для пророков (см. ком. к 3Цар 20:35).

4:39 дикое вьющееся растение. Т.е. растение, которое не годилось в пищу.

4:41 И не стало ничего вредного в котле. По воле Божией похлебка сделалась съедобной.

4:42 из Ваал-Шалиши. Поселение во владениях колена Ефремова.

хлебный начаток. Человек из Ваал-Шалиши принес хлебы, выпеченные из муки первого после жатвы помола (Лев 23:20). Приношением начатков он засвидетельствовал свою благодарность Елисею за его служение (Лев 2:14; Лев 23:9−21; Втор 18:3−5).

Примечания:

 
Новый русский перевод
23 [12] — Израильтяне, пользовавшиеся лунным календарем, праздновали начало каждого месяца, которое совпадало с новолунием.
23 [13] — Седьмой день недели у иудеев. День, посвященный Господу. В этот день, согласно повелению Господа, израильский народ отдыхал и совершал ритуальные жертвоприношения.
39 [14] — Букв.: травы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.