Библия » Сравнение переводов

4 Царств 4 глава

Четвертая книга Царств

Новый русский перевод

1 Жена одного ученика пророков кричала Елисею:
– Твой слуга, мой муж, умер, и ты знаешь, что он чтил Господа. А теперь его заимодавец пришел, чтобы забрать обоих моих мальчиков в рабство.
2 Елисей ответил ей:
– Как мне помочь тебе? Скажи мне, что у тебя есть дома?
– У твоей служанки ничего нет, – сказала она, – лишь горшок масла.
3 Елисей сказал ей:
– Ступай и попроси у соседей пустые сосуды, да набери их побольше.
4 Потом войди и запри за собой и за сыновьями дверь. Наливай масло в сосуды и, наполнив сосуд, отставляй в сторону.
5 Она пошла и заперла дверь за собой и сыновьями. Они подносили ей сосуды, а она наливала.
6 Когда все сосуды наполнились, она сказала сыну:
– Дай мне еще один.
Но он ответил:
– Ни одного сосуда больше нет.
И масло перестало течь.
7 Она пошла и рассказала Божьему человеку, а он сказал:
– Пойди, продай масло и расплатись с долгами, а на то, что останется, ты с сыновьями сможешь жить.
8 Однажды Елисей отправился в Шунем. Там жила одна богатая женщина, которая уговорила его остаться поесть. И всякий раз, проходя мимо, он останавливался там поесть.
9 Она сказала мужу:
– Я знаю, что человек, который часто заходит к нам, – святой Божий человек.
10 Давай сделаем на крыше маленькую комнату и поставим туда постель, стол, стул и светильник для него. Тогда он сможет останавливаться там всякий раз, когда будет заходить к нам.
11 Однажды, когда Елисей пришел туда, он поднялся в комнату и лег.
12 Потом сказал своему слуге Гиезию:
– Позови эту шунамитянку.
Он позвал ее, и она пришла к нему.
13 Елисей сказал ему:
– Скажи ей: «Ты так хлопотала ради нас. Что для тебя сделать? Может, замолвить о тебе слово перед царем или начальником войска?»
Она ответила:
– Я живу среди своего народа.
14 – Что же сделать для нее? – спросил Елисей.
Гиезий сказал:
– Да вот, сына у нее нет, а муж уже стар.
15 Тогда Елисей сказал:
– Позови ее.
Он позвал ее, и она встала в дверях.
16 – Примерно в это время в следующем году, – сказал Елисей, – ты будешь держать на руках сына.
– Нет, мой господин, – возразила она, – не обманывай свою служанку, Божий человек!
17 Но вот, эта женщина забеременела, и в следующем году, примерно в это время, родила сына, как и сказал ей Елисей.
18 Ребенок подрос. Однажды он вышел к отцу, который был со жнецами.
19 – Моя голова! Моя голова! – сказал он отцу.
Отец велел слуге:
– Отнеси его к матери.
20 Слуга поднял его и отнес к матери. Ребенок сидел у нее на коленях до полудня, а потом умер.
21 Она поднялась и положила его на постель Божьего человека, заперла дверь и вышла.
22 Затем она позвала мужа и сказала:
– Прошу, пошли мне одного из слуг и осла, чтобы мне быстро съездить к Божьему человеку и вернуться.
23 – Зачем ходить к нему сегодня? – спросил он. – Сегодня же не праздник Новолуния, не суббота.10
– Все будет хорошо, – ответила она.
24 Она оседлала осла и сказала слуге:
– Веди. Не останавливайся, пока не скажу.
25 Она отправилась в путь и пришла к Божьему человеку на гору Кармил. Увидев ее издалека, Божий человек сказал своему слуге Гиезию:
– Смотри! Это шунамитянка!
26 Беги ей навстречу и спроси ее: «Здорова ли ты? Здоров ли твой муж? Здоров ли твой ребенок?»
– Здоровы, – сказала она.
27 Когда же она пришла к Божьему человеку на гору, она обняла его ноги. Гиезий подошел, чтобы оттолкнуть ее, но Божий человек сказал:
– Оставь ее! Она в большом горе, но Господь утаил это от меня и не сказал мне.
28 – Разве я просила тебя о сыне, мой господин? – сказала она. – Разве я не говорила тебе: «Не буди во мне надежду?»
29 Елисей сказал Гиезию:
– Заправь полы плаща под пояс, возьми в руку мой посох и беги. Если встретишь кого, не приветствуй, и если кто будет приветствовать тебя, не отвечай. Положи мой посох мальчику на лицо.
30 Но мать ребенка сказала:
– Верно, как и то, что жив Господь и жив ты сам, – я не отстану от тебя.
Тогда он поднялся и пошел за ней.
31 Гиезий шел впереди их и положил посох мальчику на лицо, но в ответ не раздалось ни звука. Гиезий вернулся навстречу Елисею и сказал ему:
– Мальчик не пробудился.
32 Когда Елисей пришел в дом, мальчик лежал мертвым на его постели.
33 Он вошел, запер за собой дверь и помолился Господу.
34 После этого он поднялся на постель и лег на мальчика – рот ко рту, глаза к глазам, руки к рукам. Когда он простерся над ним, тело мальчика согрелось.
35 Елисей отвернулся, походил по комнате взад и вперед и, поднявшись на постель, простерся над ним еще раз. Мальчик семь раз чихнул и открыл глаза.
36 Елисей позвал Гиезия и сказал:
– Позови шунамитянку.
И тот сделал это.
Когда она пришла, он сказал:
– Возьми своего сына.
37 Она вошла, упала ему в ноги и поклонилась до земли. Затем она взяла сына и вышла.
38 Елисей же вернулся в Гилгал. В той области тогда был голод. Когда ученики пророков встретили его, он сказал слуге:
– Поставь большой котел и свари для этих людей похлебки.
39 Один из них вышел в поле собирать овощи11 и нашел дикие огурцы. Он набрал полную одежду диких плодов с него и, когда вернулся, накрошил их в котел с похлебкой, хотя никто не знал, что это такое.
40 Похлебку разлили для людей, но начав есть, они закричали:
– Божий человек, в котле смерть! – и не стали есть похлебку.
41 Елисей сказал:
– Принесите муки.
Он бросил ее в котел и сказал:
– Разливай людям, чтобы они ели.
И в котле не осталось ничего вредного.
42 Из Баал-Шалиши пришел некий человек, который принес Божьему человеку двадцать ячменных хлебов, испеченных из зерна первого урожая, и колосья с молодым зерном.
– Отдай людям, пусть едят, – сказал Елисей.
43 – Как же я накормлю этим сто человек? – спросил слуга.
Но Елисей ответил:
– Отдай людям, пусть едят. Ведь так говорит Господь: «Они наедятся, и еще останется».
44 Тогда он раздал им, и они ели, и еще осталось, по слову Господа.

Новой Женевской Библии

4:1 сынов пророческих. См. ком. к 3 Цар. 20,35.

взять обоих детей моих в рабы себе. Законом разрешалось на ограниченный период брать детей в рабство (или в батраки) за долги (Исх. 21,7; Лев. 25,39-46; Втор. 15,12-18). К сожалению, этим разрешением в Израиле часто злоупотребляли (Неем. 5,5-8; Ис. 50,1; Иер. 34,8-22; Ам. 2,6; 8,6).

4:8 Сонам. Иначе – Сунем, Сунам. Этот город располагался в Изреельской долине, в северной части Ханаана (см. ком. к 3 Цар. 1,3).

богатая женщина. См. ст. 22.

4:12 сказал Гиезию. Гиезий был слугой Елисея (5,19-27; 6,15).

4:14 сына нет у нее, а муж ее стар. В древности на Ближнем Востоке жизненно важным считалось иметь наследника мужского пола, который бы воспринял по смерти родителей родовое имя и семейную собственность. Если его в семье не было, дом и имущество переходили к посторонним людям. Кроме того, вдовство (а оно, очевидно, ожидало женщину в недалеком будущем) также сильно осложняло жизнь женщины не только в семейном, но и в гражданском плане (см. ком. к 3 Цар. 17,9).

4:17 родила сына. В Библии неоднократно рассказывается о том, как Господь являл милосердие к бесплодным женщинам, таким как Сара (Быт. 17,16-19), Ревекка (Быт. 25,21-26), Рахиль (Быт. 29,31; 30,22-24) и Елисавета (Лк. 1,5-17), показывая Свою великую любовь к любящим Его.

4:21 положила его на постели человека Божия. Женщина не могла принять смерть сына и поэтому положила его тело на постель Елисея, не приступив к исполнению погребальных обрядов (Быт. 50,10; 2 Пар. 35,25; Мк. 5,38; Ин. 11,33).

4:23 сегодня не новомесячие и не суббота. В древнем Израиле был принят лунный календарь, в соответствии с которым праздновалось каждое новолуние (Чис. 10,10; 28,11-15; Неем. 10,33; Езд. 3,5; Ис. 1,13.14; Ам. 8,5; Кол. 2,16). Израильтянам, вероятно, предписывалось отдыхать не только по субботам, но и в дни новолуния (Исх. 16,23; 20,9.10; З Цар. 20,5; 1 Пар. 23,31).

4:25 к горе Кармил. Так как до этой горы было примерно сорок два километра пути, женщина должна была торопиться.

4:27 ухватилась за ноги его. Т.е. припала к ногам – смиренное выражение неотступной просьбы (Ин. 11,32).

4:29 сказал он Гиезию: опояшь чресла твои. Т.е. поторопись.

положи посох мой на лице ребенка. Ср. 3 Цар. 17,21.

4:38 Галгал. См. 2,1.

для сынов пророческих. Т.е. для пророков (см. ком. к 3 Цар. 20,35).

4:39 дикое вьющееся растение. Т.е. растение, которое не годилось в пищу.

4:41 И не стало ничего вредного в котле. По воле Божией похлебка сделалась съедобной.

4:42 из Ваал-Шалиши. Поселение во владениях колена Ефремова.

хлебный начаток. Человек из Ваал-Шалиши принес хлебы, выпеченные из муки первого после жатвы помола (Лев. 23,20). Приношением начатков он засвидетельствовал свою благодарность Елисею за его служение (Лев. 2,14; 23,9-21; Втор. 18,3-5).



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.