— Твой слуга, мой муж, умер, и ты знаешь, что он чтил Господа. А теперь его заимодавец пришёл, чтобы забрать обоих моих мальчиков в рабство.
— Как мне помочь тебе? Скажи мне, что у тебя есть дома?
— У твоей служанки ничего нет, — сказала она, — лишь горшок масла.
— Ступай и попроси у соседей пустые сосуды, да набери их побольше.
— Дай мне ещё один.
Но он ответил:
— Ни одного сосуда больше нет.
И масло перестало течь.
— Пойди, продай масло и расплатись с долгами, а на то, что останется, ты с сыновьями сможешь жить.
— Я знаю, что человек, который часто заходит к нам, — святой Божий человек.
— Позови эту шунамитянку.
Он позвал её, и она пришла к нему.
— Скажи ей: «Ты так хлопотала ради нас. Что для тебя сделать? Может, замолвить о тебе слово перед царем или начальником войска?»
Она ответила:
— Я живу среди своего народа.
Гиезий сказал:
— Да вот сына у неё нет, а её муж уже стар.
— Позови её.
Он позвал её, и она встала в дверях.
— Нет, мой господин, — возразила она, — не обманывай свою служанку, Божий человек!
Отец велел слуге:
— Отнеси его к матери.
— Прошу, пошли мне одного из слуг и ослицу, чтобы мне быстро съездить к Божьему человеку и вернуться.
— Все будет хорошо, — ответила она.
— Веди. Не останавливайся, пока не скажу. —
Увидев её издалека, Божий человек сказал своему слуге Гиезию:
— Смотри! Это шунамитянка!
— Здоровы, — сказала она.
— Оставь её! Она в большом горе, но Господь утаил это от меня и не сказал мне.
— Заправь полы плаща под пояс, возьми в руку мой посох и беги. Если встретишь кого, не приветствуй, и если кто будет приветствовать тебя, не отвечай. Положи мой посох мальчику на лицо.
— Верно, как и то, что жив Господь и жив ты сам, — я не отстану от тебя.
Тогда он поднялся и пошел за ней.
— Мальчик не пробудился.
— Позови шунамитянку.
И тот сделал это. Когда она пришла, он сказал:
— Возьми своего сына.
— Поставь большой котел и свари для этих людей похлебки.
— Божий человек, в котле смерть! — и не стали есть похлебку.
— Принесите муки.
Он бросил её в котел и сказал:
— Разливай людям, чтобы они ели.
И в котле не осталось ничего вредного.
— Отдай людям, пусть едят, — сказал Елисей.
Но Елисей ответил:
— Отдай людям, пусть едят. Ведь так говорит Господь: «Они наедятся, и ещё останется».
4:1 сынов пророческих. См. ком. к 3Цар 20:35.
взять обоих детей моих в рабы себе. Законом разрешалось на ограниченный период брать детей в рабство (или в батраки) за долги (Исх 21:7; Лев 25:39−46; Втор 15:12−18). К сожалению, этим разрешением в Израиле часто злоупотребляли (Неем 5:5−8; Ис 50:1; Иер 34:8−22; Ам 2:6; Ам 8:6).
4:8 Сонам. Иначе — Сунем, Сунам. Этот город располагался в Изреельской долине, в северной части Ханаана (см. ком. к 3Цар 1:3).
богатая женщина. См. ст. 22.
4:12 сказал Гиезию. Гиезий был слугой Елисея (5:19−27; 6:15).
4:14 сына нет у нее, а муж ее стар. В древности на Ближнем Востоке жизненно важным считалось иметь наследника мужского пола, который бы воспринял по смерти родителей родовое имя и семейную собственность. Если его в семье не было, дом и имущество переходили к посторонним людям. Кроме того, вдовство (а оно, очевидно, ожидало женщину в недалеком будущем) также сильно осложняло жизнь женщины не только в семейном, но и в гражданском плане (см. ком. к 3Цар 17:9).
4:17 родила сына. В Библии неоднократно рассказывается о том, как Господь являл милосердие к бесплодным женщинам, таким как Сара (Быт 17:16−19), Ревекка (Быт 25:21−26), Рахиль (Быт 29:31; Быт 30:22−24) и Елисавета (Лк 1:5−17), показывая Свою великую любовь к любящим Его.
4:21 положила его на постели человека Божия. Женщина не могла принять смерть сына и поэтому положила его тело на постель Елисея, не приступив к исполнению погребальных обрядов (Быт 50:10; 2Пар 35:25; Мк 5:38; Ин 11:33).
4:23 сегодня не новомесячие и не суббота. В древнем Израиле был принят лунный календарь, в соответствии с которым праздновалось каждое новолуние (Чис 10:10; 28:11−15; Неем 10:33; Езд 3:5; Ис 1:13−14; Ам 8:5; Кол 2:16). Израильтянам, вероятно, предписывалось отдыхать не только по субботам, но и в дни новолуния (Исх 16:23; Исх 20:9−10; ЗЦар 20:5; 1Пар 23:31).
4:25 к горе Кармил. Так как до этой горы было примерно сорок два километра пути, женщина должна была торопиться.
4:27 ухватилась за ноги его. Т.е. припала к ногам — смиренное выражение неотступной просьбы (Ин 11:32).
4:29 сказал он Гиезию: опояшь чресла твои. Т.е. поторопись.
положи посох мой на лице ребенка. Ср. 3Цар 17:21.
4:38 Галгал. См. 2:1.
для сынов пророческих. Т.е. для пророков (см. ком. к 3Цар 20:35).
4:39 дикое вьющееся растение. Т.е. растение, которое не годилось в пищу.
4:41 И не стало ничего вредного в котле. По воле Божией похлебка сделалась съедобной.
4:42 из Ваал-Шалиши. Поселение во владениях колена Ефремова.
хлебный начаток. Человек из Ваал-Шалиши принес хлебы, выпеченные из муки первого после жатвы помола (Лев 23:20). Приношением начатков он засвидетельствовал свою благодарность Елисею за его служение (Лев 2:14; Лев 23:9−21; Втор 18:3−5).