4 Царств 8 глава

Четвертая книга Царств
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Елисей сказал женщине, сына которой он воскресил:
— Уходи с семьей и поселись, где сможешь, потому что Господь навел на страну голод, который будет длиться семь лет.
2 Женщина собралась и сделала, как сказал Божий человек. Вместе с семьей она ушла и семь лет жила в земле филистимлян.
3 Через семь лет она вернулась из земли филистимлян и пошла к царю просить о своем доме и земле.
4 А царь в то время беседовал с Гиезием, слугой Божьего человека, и сказал:
— Расскажи мне о великих делах, которые совершил Елисей.
5 Как раз, когда Гиезий рассказывал царю о том, как Елисей воскресил мертвого, женщина, чьего сына Елисей воскресил, пришла просить царя о своем доме и земле.
Гиезий сказал:
— Вот это и есть та женщина, господин мой царь, а это её сын, которого воскресил Елисей.
6 Царь расспросил женщину, и она рассказала ему.
Тогда он назначил чиновника рассмотреть её дело, сказав ему:
— Верни ей всё, что у неё было, а также все доходы от её земли, что были получены с того дня, как она покинула страну, до этого дня.
7 Елисей пришёл в Дамаск, когда Венадад, царь Арама, был болен. Когда царю доложили: «Сюда пришёл Божий человек»,
8 он сказал Хазаилу:
— Возьми с собой подарок и иди встречать Божьего человека. Спроси через него Господа, выздоровею ли я от этой болезни?
9 Хазаил пошел встречать Елисея, взяв с собой в дар лучших товаров Дамаска на 40 верблюжьих поклаж. Он пришёл, встал перед ним и сказал:
— Твой сын Венадад, царь Арама, послал меня спросить, выздоровеет ли он от этой болезни?
10 Елисей сказал:
— Иди и скажи ему: «Ты обязательно выздоровеешь», но Господь открыл мне, что на самом деле он умрет. —
11 Елисей смотрел на него не отрываясь, пока Хазаил не смутился. Тогда Божий человек заплакал.
12 — Почему мой господин плачет? — спросил Хазаил.
— Потому что я знаю, какое зло ты причинишь израильтянам, — ответил он. — Ты сожжешь их крепости, юношей их убьешь мечом, разобьешь их младенцев о землю и порубишь их беременных женщин.
13 Хазаил сказал:
— Как твой слуга, который лишь пес, сможет совершить такое большое дело?
— Господь открыл мне, что ты станешь царем Арама, — ответил Елисей.[30]
14 Тогда Хазаил ушел от Елисея и вернулся к своему господину. Венадад спросил:
— Что сказал тебе Елисей?
Хазаил ответил:
— Он сказал мне, что ты непременно выздоровеешь.
15 Но на другой день он взял одеяло, намочил его водой, накрыл им лицо царя, и тот умер. А Хазаил стал царем вместо него.
16 На пятом году правления израильского царя Иорама, сына Ахава, когда Иосафат ещё был царем Иудеи, в Иудее начал царствовать Иорам, сын Иосафата.
17 Ему было тридцать два года, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме восемь лет.
18 Он ходил путем царей Израиля, по примеру дома Ахава, потому что женился на дочери Ахава. Он делал зло в глазах Господа.
19 Но ради Своего слуги Давида Господь не хотел погубить Иудею. Он обещал сохранить светильник[31] ему и его потомкам навеки.
20 Во времена Иорама Эдом восстал против правления Иудеи и поставил себе царя.
21 Тогда Иорам пошел в Цаир со всеми своими колесницами. Ночью он приготовился и напал на эдомитян и на начальников их колесниц, которые окружили его, но его войско бежало домой.
22 И до сих пор Эдом не покорен правлению Иудеи. Ливна восстала в то же самое время.
23 Что же до прочих событий правления Иорама и его дел, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Иудеи»?
24 Иорам упокоился со своими предками и был похоронен с ними в Городе Давида. Охозия, его сын, стал царем вместо него.
25 На двенадцатом году правления израильского царя Иорама, сына Ахава, над Иудеей начал царствовать Охозия, сын Иорама.
26 Охозии было двадцать два года, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме один год. Его мать звали Аталия[32]; она была внучкой Омри, царя Израиля.
27 Он ходил путем дома Ахава и делал зло в глазах Господа, по примеру дома Ахава, ведь он породнился с домом Ахава через брак своего отца.
28 Охозия ходил с Иорамом, сыном Ахава, воевать против Хазаила, царя Арама, под Рамот Галаадский. Арамеи ранили Иорама,
29 и царь Иорам вернулся в Изреель, чтобы оправиться от ран, которые ему нанесли при Рамоте[33], когда он сражался с Хазаилом, царем Арама.
Охозия, сын Иорама, царя Иудеи, отправился в Изреель навестить Иорама, сына Ахава, потому что тот был ранен.

Новой Женевской Библии

8:1 женщине, сына которой воскресил он. См. 4:8−37.

призвал Господь голод. Повествователь не уточняет, сколько времени прошло между событиями, изложенными в гл. 4 и в данной главе.

8:2 в земле Филистимской. Т.е. на юго-западной равнине, где осадки выпадали в количестве, достаточном для ведения сельского хозяйства.

8:3 просить царя о доме своем и о поле своем. В качестве гаранта правосудия царь лично рассматривал особые спорные случаи (см. ком. к 3Цар 3:16). Возвращение имущества по истечении семилетнего срока предусматривалось израильскими обычаями (Исх 21:2; Исх 23:10−11; Втор 15:1−8), но поскольку ее муж умер (4:14) женщина должна была обосновать свои притязания.

8:4 Царь. Если это — Иорам (1:17; 3:13), то странно, что ему ничего не известно о деяниях Елисея. Возможно, данный эпизод имел место вскоре после событий, описанных в 4:8−37, либо упомянутый здесь царь не Иорам, а Ииуй (ст. 9).

Гиезием. См. ком. к 4:12.

8:7 И пришел Елисей в Дамаск. Здесь ему надлежит исполнить первое из повелений, данных Господом на горе Хорив (3Цар 19:15−16).

Венадад, царь Сирийский. По-видимому, царь Венадад II (см. ком. к 3Цар 20:1).

8:8 Азаилу. Бог велел Илии помазать Азаила в цари сирийские, дабы его руками исполнился суд над домом Ахава.

8:9 всего лучшего в Дамаске. Город Дамаск являлся крупным центром международной торговли.

сын твой Венадад. Дипломатическая формула, свидетельствующая, как высоко Венадад ценит Елисея (см. ком. к 2:12).

8:13 что такое раб твой, пес. Выражение самоуничижения. См. сходную формулу в 1Цар 17:43; 2Цар 3:8). В одной из ассирийских надписей Азаил назван «ничьим сыном», т.е. безродным простолюдином.

8:15 А на другой день он взял одеяло. Азаил решил, что пророчество Елисея дало ему право на убийство. Но эту мысль ему подсказал его вероломный и жестокий нрав, но отнюдь не пророк.

8:16 В пятый год Иорама... за Иосафатом, царем Иудейским, воцарился Иорам. Прежде чем стать единоличным властителем Иудеи, Иорам, по-видимому, в течение пяти лет являлся соправителем своего отца Иосафата (1:17; 3Цар 22:42).

8:17 восемь лет царствовал в Иерусалиме. Т.е. в 848−841 гг. до Р.Х. (см. ком. к ст. 16).

8:18 ходил путем царей Израильских. Сопоставление Иорама с представителями «дома Ахавова» не случайно, если Ахав внедрял и санкционировал поклонение Ваалу в Израильском царстве, то Иорам то же самое делал в Иудее.

дочь Ахава. Правящие династии севера и юга были связаны теперь как идеологически, так и кровно: Гофолия, жена Иорама, внедряла культ Ваала в Иудее точно так же, как это делала ее мать (Иезавель) в Израиле (3Цар 16:31; 3Цар 18:4; 3Цар 19:2).

8:19 ради Давида, раба Своего. Из любви к Давиду Господь проявляет долготерпение в отношении Иудеи (см. 2Цар 7:12−16 и ком.; 3Цар 11:4).

Он обещал дать ему светильник. См. ком. к 3Цар 11:36.

8:22 до сего дня. См. 3Цар 8:8 и ком.

выступила и Ливна. Ливна находилась вблизи филистимской границы, приблизительно в двадцати четырех километрах к юго-востоку от Азота.

8:23 написано в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.

8:24 Охозия. Не следует путать Охозию, сына Иорама и Гофолии, с его дядей царем израильским (1:2−18; 3Цар 22:40, 51−53).

8:25 В двенадцатый год Иорама, сына Ахавова. Т.е. в 841 г. до Р.Х.

8:26 Гофолия. См. ком. к ст. 18.

8:27 И ходил путем дома Ахавова, и делал неугодное в очах Господних. Как и его отец Иорам, Охозия подражал религиозной политике Ахава и насаждал в Иудее поклонение хананейскому божеству Ваалу. См. ком. к 3Цар 16:31−33.

8:28 И пошел он с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну. Ранее Иосафат, царь иудейский, выступил вместе с Ахавом, царем израильским, против сирийцев в Рамо-фе Галаадском (3Цар 22). Данный совместный поход, как и предыдущий, окончился поражением (3Цар 22:32−37).

8:29 И возвратился Иорам царь... в Изрееле. В Изрееле находилась одна из резиденций северных царей (3Цар 18:45).

в Рамофе. Т.е. в Рамофе Галаадском.

Примечания:

 
Новый русский перевод
13 [30] — Здесь Елисей произносит пророчество, которое ранее было открыто Богом Илии (см. 3Цар 19:15-17).
19 [31] — Символизирует продолжение династии Давида
26 [32] — Мать Охозии, была дочерью Ахава (см. ст. 18).
29 [33] — Евр. Рама́, вариант названия Рамот.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.