1 Паралипоменон 17 глава

Первая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 После того как Давид поселился в своем дворце, он сказал пророку Нафану:
— Смотри, я живу во дворце из кедра, а ковчег Господнего завета стоит под шатром.
2 Нафан ответил Давиду:
— Делай всё, что у тебя на сердце, потому что Бог с тобой.
3 В ту ночь к Нафану было Божье слово:
4 «Пойди и скажи Моему слуге Давиду, что так говорит Господь: „Не ты построишь Мне дом для обитания.
5 Я не жил в доме с того дня, как вывел Израиль из Египта и до сегодняшнего дня, но переходил из шатра в шатер и из скинии в скинию.
6 Где бы Я ни ходил со всеми израильтянами, разве Я говорил кому-нибудь из их судей, которым Я повелел пасти Мой народ: «Почему вы не построили Мне дом из кедра?»“
7 Итак, скажи Моему слуге Давиду, что так говорит Господь Сил: „Я взял тебя, когда ты смотрел и ухаживал на пастбище за овцами, чтобы ты стал правителем Моего народа Израиля.
8 Я был с тобой, куда бы ты ни ходил, и сокрушил перед тобой всех твоих врагов. Я уподоблю твое имя именам великих людей земли.
9 Я устрою место для Своего народа, Израиля, и укореню его, чтобы ему иметь свой дом, и никто его больше не тревожил. Нечестивые больше не будут притеснять его, как прежде,
10 с того времени, как Я поставил судей над Своим народом, Израилем. Я смирю всех твоих врагов.
Я объявляю тебе, что Господь устроит твой дом.
11 Когда тебе придет время отойти к своим предкам, Я возведу на престол твоего потомка, одного из твоих сыновей, — и упрочу его царство.
12 Он построит Мне дом, и Я упрочу его престол навеки.
13 Я буду ему Отцом, и он будет Мне сыном. Я не отниму от него Своей милости, как отнял её от твоего предшественника.
14 Я поставлю его над Своим домом и Своим царством навечно, и его престол будет упрочен навеки“»[86].
15 Нафан пересказал Давиду все слова этого откровения.
16 Тогда царь Давид вошел, сел перед Господом и сказал:
«Кто я, Господи Боже, и что такое моя семья, что Ты так возвеличил меня?
17 И словно этого не было достаточно в Твоих глазах, Боже, Ты ещё рассказал о будущем дома Твоего слуги. Ты смотришь на меня, как если бы я был из числа великих, Господи Боже.
18 Что ещё может сказать Тебе Давид за прославление Твоего слуги? Ведь Ты знаешь Твоего слугу,
19 Господи! Ради Твоего слуги и по воле Своей Ты совершил это великое дело и дал все эти великие обещания.
20 Господи, нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, как слышали мы своими ушами.
21 И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, к которому приходил Бог, чтобы выкупить его и сделать Своим народом? Чтобы все узнали имя Твое, Ты совершил великие и ужасные дела, выкупив Свой народ из Египта и изгнав перед ним другие народы.
22 Ты сделал Израиль Своим собственным народом навеки, и Ты, Господи, стал его Богом.
23 И теперь, Господи, пусть обещание, которое Ты дал о Своем слуге и его доме, утвердится навеки, и сделай, как Ты обещал.
24 Пусть утвердится и возвеличится Твое имя вовеки, чтобы люди говорили: „Господь Сил, Бог Израиля, — Бог над Израилем!“ И дом Твоего слуги Давида утвердится пред Тобой.
25 Так как Ты, мой Бог, открыл Своему слуге, что устроишь его дом, то слуга Твой нашел в себе смелость молиться перед Тобой.
26 Господи, Ты Бог! Ты обещал Своему слуге это благо.
27 Пусть же станет Тебе угодно благословлять дом Твоего слуги, чтобы он был перед Тобой вечно. Ведь Ты, Господи, благословил его, и он будет благословен навеки».

Новой Женевской Библии

17:1 — 29:30 Летописец обращается к рассказу о наиболее важном из того, что сделал Давид для Израиля, — о руководимых им подготовительных работах по строительству храма. Рассказ делится на шесть частей: данное Богом Давиду повеление начать подготовку к строительству храма (17:1−27), войны Давида (18:1 — 20:8), выбор места для будущего храма (21:1 — 22:1), назначение строителей (22:2−19), распоряжения Давида относительно служения в храме (23:1 — 27:34), народное ликование (28:1 — 29:30).

17:1−27 Рассказ о данном Богом Давиду повелении начать подготовительные работы по строительству храма делится на две части: пророчество Нафана о роде Давидовом (17:1−15), молитва, в которой Давид принимает Божие повеление (17:16−27). В данном случае летописец близко следует 2Цар 7:1−29.

17:1−15 Центральным для данного отрывка является древнееврейское слово, переводимое обычно как «дом». Этим словом здесь обозначается и дворец Давида (17:1), и дом Божий (храм) (17:4−6), и дом — династия потомков Давидовых (17:10). Увидев построенный для него дворец, Давид решил воздвигнуть дом для Бога, т.е. храм. Бог же возвестил ему, что Им будет воздвигнут дом (династия) Давида, а сын Давидов построит дом Ему, Господу.

17:7−14 Нафан сообщает об обетованиях Бога роду Давидову, данных в рамках заключенного с ним завета, прославлению которого посвящены Пс 88 и 131. Бог обещал, что потомки Давидовы будут вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные цари из его рода и подвергались Им суровым карам (2Цар 7:14; 2Пар 6:16; Пс 88:30−32; Пс 131:11−12), в целом основанная Давидом династия никогда не отрешалась от престола на сколько-нибудь значительное время (2Цар 7:15−16; 2Пар 6:16; Пс 88:33−37). В глазах летописца завет с Давидом является залогом надежды на будущее восстановление Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Новозаветные тексты свидетельствуют о том, что обетования Давиду были исполнены во Христе.

17:13−14 Летописец не упоминает содержащейся в 2Цар 7:14 угрозы в адрес Соломона покарать его (и его потомков) в случае, если он впадет в беззаконие. Это умолчание можно объяснить его стремлением представить своим читателям Соломона в образе идеального правителя (см. ком. к 2Пар 1:1 — 9:31).

ему отцом... Мне сыном. Используемые здесь термины родства передают представление об особого рода усыновлении Богом избранного царя, что в корне отличалось от обычая обожествления царей, бытовавшего в других ближневосточных культурах. Авторы новозаветных текстов рассматривают эти слова в качестве предвосхищения пришествия Христа, последнего царя из рода Давидова (Мк 1:11; Лк 1:32−33; Евр 1:5). Христос — Сын Божий не только потому, что по плоти происходит от семени Давидова, но потому, что был зачат от Духа Святого (Лк 1:35) и является вторым Лицом Троицы (Ин 1:1−18; Ин 17:1).

милости Моей не отниму...престол его будет тверд вечно. Своей всевышней волей Бог определил род Давидов вовеки царствовать над Израилем. Хотя отдельные потомки его и бывали наказаны Богом (2Цар 7:14), Он затем неизменно восставлял на троне другого представителя того же рода. Это обетование служило залогом исполнения монархических чаяний современников летописца, а полное свое воплощение обрело в Иисусе Христе (см. ком. к 17:7−14 и 2Пар 21:7).

17:16 кто я..? Самоуничижение Давида полностью соответствует созданному летописцем идеализированному образу этого царя (см. ком. к 2Пар 2:6).

17:24 имя. См. ком. к 13:6.

Дом Божий: прежде и сейчас.

Примечания:

 
Новый русский перевод
13 [86] — См. Лк 1:32; Рим 1:3-4; Евр 1:5.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.