2 Паралипоменон 13 глава

Вторая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 На восемнадцатом году правления Иеровоама, Авия стал царем Иудеи.
2 Он правил в Иерусалиме три года. Его мать звали Мааха[55], она была дочерью Уриила из Гивы.[56]
Между Авией и Иеровоамом шла война.
3 Авия вступил в сражение с войском в четыреста тысяч отборных воинов, а Иеровоам выстроил против него восемьсот тысяч человек — отборных храбрецов.
4 Авия встал на горе Цемараим, что в нагорьях Ефрема, и сказал:
— Иеровоам и весь Израиль, послушайте меня!
5 Разве вам неизвестно, что Господь, Бог Израиля, дал царскую власть над Израилем Давиду и его потомкам навек по завету соли?[57]
6 Но Иеровоам, сын Навата, слуга Соломона, сына Давида, восстал против своего господина.
7 Мерзавцы и негодяи собрались вокруг него и выступили против Ровоама, сына Соломона, когда он был молод и нерешителен и не имел достаточно сил, чтобы дать им отпор.
8 А теперь вы задумали противостоять царству Господа, которое в руках потомков Давида. Да, у вас большое войско и золотые тельцы, которых сделал Иеровоам, чтобы они были вашими богами.
9 Но разве вы не изгнали священников Господа — потомков Аарона, а также левитов, и не поставили своих священников по примеру народов других земель? Всякий, кто придет посвящаться, принеся с собой быка и семь баранов, может стать жрецом идолов — тех, кто не боги[58].
10 А что до нас, то Господь — наш Бог, мы не оставляли Его. Священники, которые служат Господу, — это потомки Аарона, и левиты им помогают.
11 Каждое утро и каждый вечер они возносят Господу всесожжения и благовония. Они кладут хлеб на чистый стол и каждый вечер зажигают светильники на золотых подсвечниках. Мы соблюдаем установления Господа, нашего Бога, а вы оставили Его.
12 Бог с нами, Он — наш правитель. Его священники протрубят в трубы призыв к битве против вас. Воины Израиля, не сражайтесь с Господом, Богом ваших отцов, потому что не будет вам успеха.
13 Иеровоам между тем заслал воинов в засаду с тыла войска Авии, так что, когда Иеровоам стоял перед войском Иудеи, засада была за войском.
14 Воины Иудеи обернулись и увидели, что их атакуют и спереди и сзади. Тогда они воззвали к Господу. Священники затрубили в свои трубы,
15 и когда воины Иудеи издали боевой клич, Бог наголову разбил Иеровоама и весь Израиль перед Авией и Иудеей.
16 Израильтяне побежали перед иудеями, и Бог отдал их им в руки.
17 Авия и его люди нанесли им тяжелые потери, так что у израильтян пало пятьсот тысяч отборных воинов.
18 Так израильтяне в то время были покорены, а народ Иудеи восторжествовал, потому что положился на Господа, Бога их отцов.
19 Авия преследовал Иеровоама и взял у него города Вефиль, Иешану и Эфрон с их окрестными поселениями.
20 Иеровоаму не удалось обрести былую силу в дни Авии. Господь сразил его, и он умер.
21 Но власть Авии усилилась. Он взял себе четырнадцать жен, и у него родилось двадцать два сына и шестнадцать дочерей.
22 Прочие события правления Авии, сделанное и сказанное им, записаны в истории пророка Иддо.

Новой Женевской Библии

13:1 — 14:1 Летописец выделяет положительную сторону царствования Авии, в то время как автор книги Царств подчеркивает отрицательную (3Цар 15:3). Повествование летописца делится на три части: воцарение Авии (13:1−2), битва Авии с Иеровоамом (13:2−21), сообщение о том, где записаны прочие деяния Авии, и о его кончине (13:22 — 14:1). Особенно важными для летописца в этом отрывке являются речь Авии против северного царства (13:4−12) и его молитвенное упование на Бога в битве (13:14).

13:1 Авия. Он царствовал с 913 по 910 г. до Р.Х. Северным царством в это время правил Иеровоам I (930−909 гг. до Р.Х.).

13:2−21 В 3Цар 15:7 сообщается о войне Авии с Иеровоамом, однако летописец значительно дополняет это сообщение: описывает расположение войск перед битвой (13:2−3), передает речь Авии (13:4−12), рассказывает о ходе боевых действий (13:13−18) и сообщает, какие последствия они имели для каждого из царей (13:19−21).

13:3 из четырехсот тысяч... с восемью стами тысяч. Летописец указывает, что войско Иудеи сильно уступало в численности войску Израиля, подчеркивая тем самым, сколь сильную поддержку оказал Бог хранившим Ему верность иудеям (см. ком. к 1Пар 12:23−37).

13:4−12 Летописец приводит отсутствующий в книге Царств текст речи Авии, подчеркивая, что Божие благоволение всецело на стороне царского рода Давидова (13:5−8), иерусалимский храм — единственный законный центр поклонения (13:8−12). Таким образом, речь Авии должна служить напоминанием членам восстановленной общины о необходимости тщательно избегать всяких проявлений религиозного синкретизма, а также хранить верность престолу Давидову и храму в Иерусалиме (см. ком. к 1Пар 6:1−53).

13:4 на вершине горы Цемараимской. Точное местонахождение этой горы не установлено, известно только, что она находилась в землях Вениамина (Нав 18:22).

все Израильтяне. См. ком. к 10:1.

13:6 восстал Иеровоам. Обращаясь к армии израильтян, Авия возлагает ответственность за восстание против Ровоама непосредственно на Иеровоама.

13:8 против царства Господня. Когда Ровоам собирался напасть на северное царство, он действовал не по воле Господней. Тем не менее выступление против рода Давидова равнозначно выступлению против Самого Бога.

13:9 изгнали священников... и левитов. См. ком. к 11:14.

13:10 мы не оставляли Его. В отличие от северного царства, Иудея в основном оставалась верной храму, священникам и левитам (хотя и были отступления, см. 12:1−2). Ко времени правления Езекии духовное состояние Иудеи изменилось к худшему (см. ком. к 29:4−11; 30:6−9).

13:11−12 В речи Авии отразились собственные воззрения летописца на должный порядок организации богослужения, которые он считал необходимым донести до своих читателей эпохи восстановления царства после вавилонского пленения (см. ком. к 1Пар 6:1−53).

13:12 у нас во главе Бог. См. Чис 14:9; Пс 45:7; Мф 1:23. Пребывание Бога с армией иудеев обеспечивало ей победу. Этими словами Авия утверждает, что и в войне с Израилем Иудее сопутствует Божия помощь.

13:14 возопили... к Господу. Эти слова напоминают об освятительной молитве Соломона (см. ком. к 6:34−35). По тому, как излагает события летописец, исход битвы был определен именно обращением Иудеев к Богу.

13:15 всех Израильтян. См. ком. к 10:1.

13:20−21 Летописец сообщает, какое влияние оказал исход данной битвы на судьбы обоих царей, дабы показать Божию оценку каждого из них. Иеровоам никогда уже более не оправился от нанесенного ему поражения, в то время как Авия усилился, а семейство его возросло в числе (см. ком. к 1Пар 13:13).

13:22 в сказании пророка Адды. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [55] — Букв.: Михая; в 2Пар 11:20-21 она названа Маахой (см. также 3Цар 15:2).
2 [56] — Мааха была дочерью Уриила от Фамари, дочери Авессалома (см. 2Цар 14:27).
5 [57] — На Востоке съеденная вместе с кем-либо соль служила символом нерасторжимости договора между людьми.
9 [58] — Или: не Бог.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.