— Пойдешь ли ты со мной на Рамот Галаадский?
Иосафат ответил:
— Как ты, так и я, мой народ — твой народ, мы присоединимся к тебе для битвы.
— Спроси сперва совета у Господа.
— Идти ли нам войной на Рамот Галаадский или нет?
— Иди, — ответили они. — Бог отдаст его в руки царя.
— Разве нет здесь ещё пророка Господа, которого мы могли бы спросить?
— Есть ещё один человек, через которого мы можем вопросить Господа, но я ненавижу его, потому что он никогда не пророчествует обо мне ничего доброго, а только плохое. Это Михей, сын Имлы.
— Царю не следует так говорить, — сказал Иосафат.
— Немедленно приведи Михея, сына Имлы!
— Так говорит Господь: «Ими ты будешь бодать арамеев, пока они не будут истреблены».
— Иди на Рамот Галаадский и будь победителем; Господь отдаст его в руки царя.
— Слушай, все остальные пророки, как один, предсказывают царю успех. Пусть твое слово будет согласно с их словами, и говори благоприятно.
— Верно, как и то, что жив Господь, я скажу ему лишь то, что скажет мой Бог.
— Михей! Идти ли нам воевать с Рамотом Галаадским или нет?
— Идите конечно, и будьте победителями — ответил он. — Город обязательно будет отдан в ваши руки.
— Сколько раз мне заставить тебя поклясться, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа?
— Я видел весь Израиль рассеянным по горам, как овцы без пастуха, и Господь сказал: «У них нет господина. Пусть каждый возвращается с миром домой».
— Разве я не говорил тебе, что он никогда не пророчествует обо мне ничего хорошего, одно лишь плохое?
— Итак, выслушай слово Господа. Я видел Господа сидящим на Своем престоле, со всем небесным воинством, стоявшим справа и слева от Него.
Один предлагал одно, другой другое,
— Как это Дух Господа перешел от меня к тебе, чтобы говорить с тобой? — спросил он.
— Ты узнаешь это в тот день, когда будешь прятаться во внутренней комнате.
— Возьмите Михея и отправьте его обратно к Амону, правителю города, и к Иоашу, сыну царя,
— Если ты благополучно вернешься, значит, Господь не говорил через меня.
И ещё он сказал:
— Пусть все услышат это!
— Я вступлю в сражение переодетым, но ты носи свои царские одежды. — Царь Израиля переоделся и вступил в сражение.
— Не сражайтесь ни с кем, ни с малым, ни с великим, кроме царя Израиля.
— Разворачивайся и вывези меня из боя! Я ранен.
18:1 — 19:3 В данном случае летописец следует 3Цар 22:1−28, добавляя от себя начало (18:1−2) и конец (19:1−3) рассказа, а также опуская подробности гибели Ахава (3Цар 22:36−40). В отличие от первого периода царствования (17:3), Иосафат теперь находится под Божиим гневом за то, что, пренебрегая предупреждением пророка, вступил в союз с северным царством (см. ком. к 16:2 и 20:20). Этот раздел делится на две части: вопрошание пророков (18:1−27) и битва (18:28 — 19:3).
18:1 много богатства и славы. См. 17:5 и ком. к 17:1−19.
породнился он с Ахавом. Имеется в виду женитьба сына Иосафата Иорама на дочери Ахава Гофолии (21:6; 22:2). По книге Царств деятельность Ахава отличалась крайними проявлениями отступничества (3Цар 16:30). Ср. 19:1−3, а также см. ком. к 16:2.
18:2 склонял его. Соответствующее древнееврейское выражение встречается также и в значении «склонять к отступничеству», «сбивать с пути истинного» (Втор 13:6; 1Пар 21:1).
Рамоф Галаадский. Этот город, располагавшийся к востоку от Иордана, со времен Моисея принадлежал Израилю (Втор 4:43; Нав 20:8). Венадад в свое время обещал вернуть его Израилю, но обещания не выполнил (3Цар 20:34).
18:4 вопроси... что скажет Господь. См. ком. к 7:14.
18:7 вопросить Господа. См. ком. к 7:14.
18:16 всех сынов Израиля. См. ком. к 10:1.
18:19−22 Предстающая из слов Михея картина совета, который Бог держал с духами на небесах (ср. Иов 1:6−12; Ис 6:1−8; Зах 3:1−10), свидетельствует о том, что и зло не находится за пределами суверенности Бога.
18:28 И Ровоам (11:4), и Аса в первой из своих битв (15:1−8) поступали согласно словам пророков, Иосафат же пренебрег предостережением Михея и, в результате едва не погиб (18:31). См. ком. к 20:20.
18:31 Иосафат закричал, и Господь помог ему. Бог отвел преследователей от царя. В традиционном (масоретском) тексте 3Цар 22:32: «И закричал Иосафат». В некоторых версиях Септуагинты (древнегреческого перевода ВЗ) эта фраза продолжена: «и Господь помог ему». Отсюда следует, что слова о Божией помощи Иосафату могут и не принадлежать летописцу, а быть заимствованными им из книги Царств. В любом случае в них отразился важный аспект мировоззрения летописца. Хотя Иосафат и отвернулся от Господа, Он по милости Своей не оставил царя, когда тот в отчаянном положении возопил к Нему.