2 Паралипоменон 18 глава

Вторая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Иосафат был очень богат и славен, и породнился он через брак с Ахавом.
2 Несколько лет спустя он отправился навестить Ахава в Самарию. Ахав заколол множество мелкого и крупного скота для него и для его людей и убеждал его напасть на Рамот Галаадский.
3 Ахав, царь Израиля, спросил Иосафата, царя Иудеи:
— Пойдешь ли ты со мной на Рамот Галаадский?
Иосафат ответил:
— Как ты, так и я, мой народ — твой народ, мы присоединимся к тебе для битвы.
4 Но ещё Иосафат сказал царю Израиля:
— Спроси сперва совета у Господа.
5 Царь Израиля собрал пророков — четыреста человек — и спросил их:
— Идти ли нам войной на Рамот Галаадский или нет?
— Иди, — ответили они. — Бог отдаст его в руки царя.
6 Но Иосафат спросил:
— Разве нет здесь ещё пророка Господа, которого мы могли бы спросить?
7 Царь Израиля ответил Иосафату:
— Есть ещё один человек, через которого мы можем вопросить Господа, но я ненавижу его, потому что он никогда не пророчествует обо мне ничего доброго, а только плохое. Это Михей, сын Имлы.
— Царю не следует так говорить, — сказал Иосафат.
8 Тогда царь Израиля позвал одного из военачальников и сказал:
— Немедленно приведи Михея, сына Имлы!
9 Облаченные в царские одеяния царь Израиля и Иосафат, царь Иудеи, сидели на своих тронах на гумне у ворот Самарии, а все пророки пророчествовали перед ними.
10 Так Цедекия, сын Хенааны, сделал себе железные рога[68] и сказал:
— Так говорит Господь: «Ими ты будешь бодать арамеев, пока они не будут истреблены».
11 Все остальные пророки пророчествовали о том же, говоря:
— Иди на Рамот Галаадский и будь победителем; Господь отдаст его в руки царя.
12 Посланник, который ходил, чтобы позвать Михея, сказал ему:
— Слушай, все остальные пророки, как один, предсказывают царю успех. Пусть твое слово будет согласно с их словами, и говори благоприятно.
13 Но Михей сказал:
— Верно, как и то, что жив Господь, я скажу ему лишь то, что скажет мой Бог.
14 Когда он пришёл, царь спросил его:
— Михей! Идти ли нам воевать с Рамотом Галаадским или нет?
— Идите конечно, и будьте победителями — ответил он. — Город обязательно будет отдан в ваши руки.
15 Но царь сказал ему:
— Сколько раз мне заставить тебя поклясться, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа?
16 Тогда Михей ответил:
— Я видел весь Израиль рассеянным по горам, как овцы без пастуха, и Господь сказал: «У них нет господина. Пусть каждый возвращается с миром домой».
17 Царь Израиля сказал Иосафату:
— Разве я не говорил тебе, что он никогда не пророчествует обо мне ничего хорошего, одно лишь плохое?
18 Михей сказал:
— Итак, выслушай слово Господа. Я видел Господа сидящим на Своем престоле, со всем небесным воинством, стоявшим справа и слева от Него.
19 Господь сказал: «Кто выманит Ахава, царя Израиля, чтобы он пошел и пал при Рамоте Галаадском?»
Один предлагал одно, другой другое,
20 пока, наконец, не вышел некий дух и встал перед Господом и сказал: «Я его выманю». — «Как?» — спросил Господь.
21 «Я пойду и стану лживым духом в устах всех его пророков», — сказал он. «Да, ты преуспеешь в этом и выманишь его, — сказал Господь. — Иди и сделай так».
22 И вот теперь Господь вложил в уста всех этих твоих пророков лживый дух, а тебе Господь определил беду.
23 Тогда Цедекия, сын Хенааны, подошел и ударил Михея по щеке.
— Как это Дух Господа перешел от меня к тебе, чтобы говорить с тобой? — спросил он.
24 Михей ответил:
— Ты узнаешь это в тот день, когда будешь прятаться во внутренней комнате.
25 Тогда царь Израиля приказал:
— Возьмите Михея и отправьте его обратно к Амону, правителю города, и к Иоашу, сыну царя,
26 и скажите: «Так говорит царь: Посадите этого человека в темницу и держите его впроголодь на хлебе и воде, пока я не вернусь благополучно».
27 Михей сказал:
— Если ты благополучно вернешься, значит, Господь не говорил через меня.
И ещё он сказал:
— Пусть все услышат это!
28 Царь Израиля пошел на Рамот Галаадский с Иосафатом, царем Иудеи.
29 Царь Израиля сказал Иосафату:
— Я вступлю в сражение переодетым, но ты носи свои царские одежды. — Царь Израиля переоделся и вступил в сражение.
30 А царь Арама приказал начальникам над своими колесницами:
— Не сражайтесь ни с кем, ни с малым, ни с великим, кроме царя Израиля.
31 Когда начальники над колесницами увидели Иосафата, они подумали: «Это царь Израиля». И они повернули, чтобы напасть на него, но Иосафат закричал, и Господь пришёл к нему на помощь. Бог отвел их от него:
32 начальники над колесницами увидели, что он не царь Израиля и перестали его преследовать.
33 Но кто-то натянул лук и случайно ранил царя Израиля, так что стрела попала в щель между доспехами. Царь сказал своему колесничему:
— Разворачивайся и вывези меня из боя! Я ранен.
34 Но битва кипела весь день, и царь Израиля вынужден был стоять в своей колеснице перед арамеями до вечера. На закате он умер.

Новой Женевской Библии

18:1 — 19:3 В данном случае летописец следует 3Цар 22:1−28, добавляя от себя начало (18:1−2) и конец (19:1−3) рассказа, а также опуская подробности гибели Ахава (3Цар 22:36−40). В отличие от первого периода царствования (17:3), Иосафат теперь находится под Божиим гневом за то, что, пренебрегая предупреждением пророка, вступил в союз с северным царством (см. ком. к 16:2 и 20:20). Этот раздел делится на две части: вопрошание пророков (18:1−27) и битва (18:28 — 19:3).

18:1 много богатства и славы. См. 17:5 и ком. к 17:1−19.

породнился он с Ахавом. Имеется в виду женитьба сына Иосафата Иорама на дочери Ахава Гофолии (21:6; 22:2). По книге Царств деятельность Ахава отличалась крайними проявлениями отступничества (3Цар 16:30). Ср. 19:1−3, а также см. ком. к 16:2.

18:2 склонял его. Соответствующее древнееврейское выражение встречается также и в значении «склонять к отступничеству», «сбивать с пути истинного» (Втор 13:6; 1Пар 21:1).

Рамоф Галаадский. Этот город, располагавшийся к востоку от Иордана, со времен Моисея принадлежал Израилю (Втор 4:43; Нав 20:8). Венадад в свое время обещал вернуть его Израилю, но обещания не выполнил (3Цар 20:34).

18:4 вопроси... что скажет Господь. См. ком. к 7:14.

18:7 вопросить Господа. См. ком. к 7:14.

18:16 всех сынов Израиля. См. ком. к 10:1.

18:19−22 Предстающая из слов Михея картина совета, который Бог держал с духами на небесах (ср. Иов 1:6−12; Ис 6:1−8; Зах 3:1−10), свидетельствует о том, что и зло не находится за пределами суверенности Бога.

18:28 И Ровоам (11:4), и Аса в первой из своих битв (15:1−8) поступали согласно словам пророков, Иосафат же пренебрег предостережением Михея и, в результате едва не погиб (18:31). См. ком. к 20:20.

18:31 Иосафат закричал, и Господь помог ему. Бог отвел преследователей от царя. В традиционном (масоретском) тексте 3Цар 22:32: «И закричал Иосафат». В некоторых версиях Септуагинты (древнегреческого перевода ВЗ) эта фраза продолжена: «и Господь помог ему». Отсюда следует, что слова о Божией помощи Иосафату могут и не принадлежать летописцу, а быть заимствованными им из книги Царств. В любом случае в них отразился важный аспект мировоззрения летописца. Хотя Иосафат и отвернулся от Господа, Он по милости Своей не оставил царя, когда тот в отчаянном положении возопил к Нему.

Примечания:

 
Новый русский перевод
10 [68] — Рог был символом могущества, власти и силы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.