2 Паралипоменон 29 глава

Вторая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Езекии было двадцать пять лет, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме двадцать девять лет. Его мать звали Авия, она была дочерью Захарии.
2 Он делал то, что было правильным в глазах Господа, как и его предок Давид.
3 В первый месяц, на первом году своего правления, он открыл двери Господнего дома и починил их.
4 Он привел священников и левитов, собрал их на площади с восточной стороны
5 и сказал им:
— Слушайте меня, левиты! Освятитесь сегодня сами и освятите дом Господа, Бога ваших отцов. Выбросите из святилища всякую скверну.
6 Наши отцы поступали беззаконно, делая зло в глазах Господа, нашего Бога, и оставили Его. Они отвернули свои лица от жилища Господа и повернулись к нему спиной.
7 Они заперли двери притвора и погасили светильники. Они не возжигали благовоний и не приносили всесожжений в святилище Бога Израиля.
8 За это Господень гнев обрушился на Иудею и Иерусалим. Он отдал их на позор, на опустошение и на посмеяние, как вы видите своими глазами.
9 Поэтому наши отцы пали от меча, а наши сыновья, дочери и жёны в плену.
10 Теперь я хочу заключить завет с Господом, Богом Израиля, чтобы Его пылающий гнев на нас прекратился.
11 Мои сыновья, не будьте же беспечными, потому что Господь избрал вас служить Ему и возжигать благовония.
12 И начали свое служение левиты:
из потомков Каафа —
Махат, сын Амасая, и Иоиль, сын Азарии;
из потомков Мерари —
Киш, сын Авдия, и Азария, сын Иегаллелела;
из потомков Гершона —
Иоах, сын Зиммы, и Еден, сын Иоаха;
13 из потомков Элицафана —
Шимрий и Иеил;
из потомков Асафа —
Захария и Маттания;
14 из потомков Емана —
Иехиил и Шимей;
из потомков Идутуна —
Шемая и Уззиил.
15 Собрав своих братьев и освятившись, они пришли очищать Господень дом, как, следуя словам Господа, повелел царь.
16 Священники прошли в святилище Господа, чтобы очистить его. Они вынесли во двор Господнего дома все нечистое, что нашли в доме Господа. Левиты взяли это и отнесли в долину Кедрон.
17 Приступив к освящению в первый день первого месяца, они подошли к притвору дома Господа в восьмой день того же месяца. Ещё восемь дней они освящали сам Господень дом и закончили на шестнадцатый день первого месяца.
18 Они пришли к царю Езекии и доложили:
— Мы очистили весь Господень дом, жертвенник для всесожжений со всеми его принадлежностями и стол, на который кладут священный хлеб, со всеми его принадлежностями.
19 Все предметы, которые во время своего правления убрал неверный царь Ахаз, мы приготовили и освятили. Они сейчас перед Господним жертвенником.
20 На следующий день, ранним утром, царь Езекия собрал начальников города и отправился в дом Господа.
21 Они привели семь быков, семь баранов, семь ягнят и семь козлов, чтобы принести их в жертву за грех[105] за царскую семью, за святилище и за всю Иудею. Царь велел священникам, потомкам Аарона, принести их в жертву на жертвеннике Господа.
22 Быков закололи, и священники, взяв крови, окропили ею жертвенник. Затем закололи баранов и окропили жертвенник их кровью. Затем закололи ягнят и окропили жертвенник их кровью.
23 А козлов, которые были предназначены в жертву за грех, поставили перед царем и собранием, и они возложили на них руки.
24 Затем священники закололи козлов и принесли их кровь на жертвеннике как жертву за грех, чтобы искупить весь Израиль, потому что царь велел совершить всесожжение и принести жертву за грех за весь Израиль.
25 Езекия поставил левитов с тарелками, лирами и арфами в доме Господа, по установлению Давида, царского провидца Гада и пророка Нафана. Это установление было дано Господом через Его пророков.
26 Левиты стояли наготове с музыкальными инструментами Давида, а священники — с трубами.
27 Езекия велел принести на жертвеннике всесожжение. Когда началось жертвоприношение, началось и пение Господу под голос труб и музыкальных инструментов Давида, царя Израиля.
28 Всё собрание совершало поклонение, певцы пели, а трубачи трубили. Так продолжалось, пока жертвоприношение не было завершено.
29 Когда жертвы были принесены, царь и все, кто был с ним, преклонили колени и поклонились.
30 Царь Езекия со своими приближенными велел левитам славить Господа словами Давида и провидца Асафа. И они радостно пели хвалу, низко кланялись и поклонялись.
31 Езекия сказал:
— Итак, вы посвятили себя Господу. Приступайте, несите жертвы и благодарственные приношения в Господень дом.
Собрание принесло жертвы и благодарственные приношения, а все, кто был к этому расположен, принесли и всесожжения.
32 Жертв всесожжения, которые принесло собрание, было общим счетом: семьдесят быков, сто баранов, двести ягнят — всё это для всесожжения Господу.
33 Других священных жертв было: шестьсот голов крупного и три тысячи голов мелкого скота.
34 Но священников было слишком мало, чтобы освежевать все туши жертв всесожжения, и пока другие священники не освятились, их сородичи левиты помогали им, пока работа не была сделана, потому что левиты отнеслись к освящению добросовестнее[106], чем священники.
35 Жертв всесожжения и жира жертв примирения с жертвенными возлияниями, которыми сопровождались всесожжения, было в изобилии.
Так было восстановлено служение в Господнем доме.
36 Езекия и весь народ радовались тому, что сделал для Своего народа Бог, ведь сделано это было так быстро.

Новой Женевской Библии

29:1 — 36:23 Воссоединенное царство. С точки зрения летописца, воцарение Езекии ознаменовало собой начало новой эры в истории Израиля. К этому моменту Израиль был представлен одной только Иудеей, поскольку северное царство пало под ударами Ассирии. По мнению Езекии, народы севера и юга в равной степени отдалились от Бога. Он призвал их объединиться в одно царство, центром религиозной жизни которого стал бы иерусалимский храм. Его призыв был услышан, и с той поры благословения и наказания, плен и избавление от него стали общей участью всех представителей народа Божиего (см. Первая книга Паралипоменон. Введение: Характерные особенности и темы).

29:1 — 32:33 Из всех царей только Давиду и Соломону летописец уделяет больше места в своем повествовании, чем Езекии. Сведения, касающиеся царствования Езекии, он заимствует из 4Цар 18:1 — 20:21, но при этом допускает большие, чем в любом ином случае, отступления от текста источника; в частности, это касается подробностей осуществленных царем преобразований в организации храмового богослужения, а также описания празднования Пасхи. Царствование Езекии, собравшего воедино народ (30:25) и восстановившего в должном виде храмовое богослужение (29:3 — 31:1), летописец представляет как времена возврата к былой славе Соломонова царства. Повествование о нем делится на пять частей: очищение храма (29:1−36), празднование Пасхи (30:1 — 31:1), восстановление должного порядка храмового богослужения (31:2−21), Божие благословение, сопутствовавшее Езекии на войне (32:1−31), итоги царствования Езекии и его кончина (32:32−33).

29:1 Езекия ... двадцать девять лет царствовал. Езекия царствовал в 716/15−687/86 гг. до Р.Х.

29:3−11 Летописец добавляет эти, отсутствующие в книге Царств стихи, подчеркивая свой интерес к потомкам Левия (см. ком. к 1Пар 6:1−81).

29:3 отворил двери... возобновил их. Езекия открыл закрытый его отцом храм и «возобновил» снятые Ахазом с дверей храма золотые украшения (4Цар 16:8−10).

29:4−11 Речь Езекии контрастирует со сделанной ранее Авией оценкой духовного состояния Израильского царства (см. ком. к 13:4−12). Иудея, как и северное царство, оставила Бога; и тем, и другим надлежит принести покаяние (см. ком. к 28:9−15).

29:6 отцы наши. Ср. ст. 9. Езекия мог иметь в виду весь период разделенного царства, однако скорее они относятся к событиям, выпавшим на время жизни непосредственно предшествовавшего ему поколения (21:4 — 28:27).

29:8 на Иудею и на Иерусалим. Езекия признает, что и на Иудею с Иерусалимом обратился Божий гнев, вызванный небрежением народа к храму.

29:9 в плену. Во дни царствования Ахаза многие из жителей Иудеи попали в плен к сирийцам (28:5−8) и идумеянам (28:17). Этот плен явился прообразом грядущего вавилонского пленения (36:15−23).

29:10 заключить завет с Господом. См. ком. к 15:12. да отвратит от нас пламень гнева Своего. Бог должен был отвратить Свой гнев от народа в случае, если тот покается в грехах и снова станет оказывать подобающее почтение храму.

29:12−14 Летописец называет потомков трех родов Левия (29:12) и трех семейств певцов (29:13−14), подчеркивая, что предприятие Езекии пользовалось поддержкой со стороны всех левитов и имело задачей восстановить порядок богослужения, установленный некогда Давидом и Соломоном (см. ком. к 1Пар 6:1−81).

29:13 из сыновей Елицафановых. Елицафан был видным начальником из числа потомков Каафы (Чис 3:30).

29:16 вошли священники внутрь дома Господня... левиты. Сообщая эти подробности, летописец подчеркивает, что все, совершаемое Езекией, находилось в строгом соответствии с требованиями закона Моисеева.

к потоку Кедрону. Ср. 15:16; 30:14; 4Цар 23:4, 6, 12.

29:20−36 Рассказ об освящении Езекией храма делится на три части: жертвы, принесенные начальниками народа (29:20−24), организация музыки и пения в храме (29:25−30), жертвы, принесенные народом (29:31−36).

29:21 на жертву о грехе. См. Лев 4:1 — 5:13.

за царство и за святилище и за Иудею. Жертвы приносились от лица представителей царского рода, священников и левитов, а также от простого народа. Все эти социальные группы запятнали себя отступничеством в годы царствования Ахаза (4Цар 16:1−20).

29:24 всего Израиля... всего Израиля. В повествовании об эпохе воссоединенного царства (29:1 — 36:23) этим выражением обозначается весь народ, без разделения на северян и южан (30:1; 31:1; 35:3; см. ком. к 10:1; 1Пар 11:1). Езекия повелел, чтобы всесожжение было принесено не только за одну Иудею (29:21), но и за северную и южную части страны вместе. Озабоченность царя судьбами обоих царств уподобляла его Давиду и Соломону (см. ком. к 1Пар 11:1), а также предваряла его желание сплотить народ воедино в праздновании Пасхи (30:1−6).

29:27−30 пение Господу. См. ком. к 1Пар 15:16−24.

29:36 это сделалось неожиданно. Очищение и возобновление храма заняло меньше трех недель (29:3, 17); народ увидел в этом неоспоримое свидетельство сопутствовавшей ему Божией помощи.

Примечания:

 
Новый русский перевод
21 [105] — Или: как очистительную жертву, так же в ст. 23, 24.
34 [106] — Букв.: левиты в освящении были сердцем праведнее.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.