2 Паралипоменон 32 глава

Вторая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 После всего, что с такой верностью совершил Езекия, пришёл царь Ассирии Синаххериб и вторгся в Иудею. Он взял в осаду укрепленные города, думая отобрать их.
2 Когда Езекия увидел, что Синаххериб пришёл и хочет воевать с Иерусалимом,
3 он решил на совете со своими приближенными и военачальниками засыпать источники воды за пределами города, и те помогли ему.
4 Собралось множество народа и засыпали источники воды и поток, который протекал по стране. «К чему оставлять эту воду царям[110] Ассирии?» — говорили они.
5 Езекия много трудился, восстанавливая все разрушенные участки стены и воздвигая на ней башни[111]. Он сложил ещё одну стену за пределами прежней и улучшил Милло[112] Города Давида. Ещё он изготовил много оружия и щитов.
6 Он поставил над народом военачальников, собрал их к себе на площади у городских ворот и ободрил их, сказав:
7 — Будьте тверды и мужественны. Не бойтесь, не падайте духом из-за царя Ассирии и огромного войска с ним, потому что с нами большая сила, чем с ним.
8 С ним — сила человеческая, а с нами — Господь, наш Бог, Который поможет нам и будет за нас сражаться.
И народ ободрился словами Езекии, царя Иудеи.
9 После этого, когда Синаххериб, царь Ассирии, и все его войска осаждали Лахиш, он послал своих слуг в Иерусалим, чтобы передать Езекии, царю Иудеи, и всему собравшемуся там народу Иудеи:
10 «Так говорит Синаххериб, царь Ассирии.
На что вы так надеетесь, что остаетесь в осажденном Иерусалиме?
11 Когда Езекия говорит: „Господь, наш Бог, спасет нас от руки царя Ассирии“, он сбивает вас с пути, чтобы вы умерли от голода и жажды.
12 Разве не сам Езекия убрал святилища на возвышенностях и жертвенники этого Бога, говоря Иудее и Иерусалиму: „Поклоняйтесь перед одним жертвенником и на нём сжигайте жертвы“?
13 Разве вы не знаете, что я и мои предки сделали со всеми народами других земель? Разве в силах были боги этих народов избавить свою землю от моей руки?
14 Кто из богов всех этих народов, которые были погублены[113] моими предками, смог избавить от меня свой народ? Как же ваш Бог сможет избавить вас от моей руки?
15 Не давайте же Езекии обманывать вас этим и сбивать с пути. Не верьте ему, потому что никакой бог ни у одного из народов или царств не мог избавить свой народ от моей руки или от рук моих предков. И куда уж вашему Богу избавить вас от моей руки!»
16 Слуги царя Синаххериба говорили ещё больше против Господа Бога и против Его слуги Езекии.
17 Синаххериб также написал письма, осыпая бранью Господа, Бога Израиля, и говоря против Него: «Как боги народов других земель не избавили своих народов от моей руки, так и Бог Езекии не избавит Своего народа от моей руки».
18 Они кричали по-еврейски жителям Иерусалима, которые были на стене, чтобы устрашить и запугать их и захватить город.
19 Они говорили о Боге Иерусалима, как о богах других народов земли — творениях человеческих рук.
20 Царь Езекия и пророк Исаия, сын Амоца, воззвали в молитве к небесам,
21 и Господь послал Ангела[114], Который истребил всех храбрых воинов, вождей и полководцев в лагере ассирийского царя, и Синаххериб с позором удалился в свою землю. Однажды, когда он пошел в храм своего бога, его сыновья поразили его мечом.
22 Так Господь спас Езекию и жителей Иерусалима от руки царя Ассирии Синаххериба и от рук всех остальных. Он даровал им покой[115] со всех сторон.
23 Многие принесли в Иерусалим приношения Господу и дорогие подарки Езекии, царю Иудеи. С тех пор он был в большом почете у всех народов.
24 В те дни Езекия заболел и был при смерти. Он помолился Господу, и Тот ответил ему и дал ему знамение.
25 Но сердце Езекии возгордилось, и он не отозвался на оказанную ему милость. За это на нём и на Иудее с Иерусалимом был Господень гнев.
26 Тогда Езекия раскаялся в гордыне своего сердца, как и жители Иерусалима. За это Господень гнев не обрушился на них в дни Езекии.
27 Езекия был очень богат и прославлен. Он сделал сокровищницы для своего серебра и золота, для своих драгоценных камней, благовоний, щитов и всякого рода дорогих вещей.
28 Ещё он построил кладовые для урожаев зерна, для молодого вина и оливкового масла и сделал стойла и загоны для различного скота.
29 Он строил поселения и приобретал многочисленные отары и стада, потому что Бог даровал ему огромное богатство.
30 Это Езекия засыпал верхний проток источника Гихон и отвел воду вниз к западной стороне Города Давида. Он преуспевал во всем, что делал.
31 Однажды, когда правители Вавилона отправили послов, чтобы спросить его о знамении, которое совершилось в стране, Бог оставил его наедине с самим собой, чтобы испытать его и узнать всё, что у него на сердце.
32 Прочие события правления Езекии и его добрые дела записаны в видении пророка Исаии, сына Амоца, которые включены в «Книгу царей Иудеи и Израиля».
33 Езекия упокоился со своими предками и был похоронен на возвышенности, там, где могилы потомков Давида. Вся Иудея и все жители Иерусалима почтили его, когда он умер. Манассия, его сын, стал царем вместо него.

Новой Женевской Библии

32:1−32 В книге Царств нашествие Сеннахирима представлено событием, превосходящим по значительности все прочие эпизоды царствования Езекии (4Цар 18:17 — 19:37). Летописец же упоминает о нем для того, чтобы показать, как были вознаграждены верность, твердое упование на Бога и молитвенное усердие Езекии.

32:7−8 Данное обращение Езекии к народу свидетельствует о том, что перед лицом грозной опасности он всецело полагался на Бога.

32:9 4Цар 18:14−18, 20−21 и 23−27 опущены летописцем. Несмотря на то, что описанные в указанных стихах события были хорошо известны ему и его читателям, он, тем не менее, счел необходимым не упоминать о них, дабы не отвлечь внимания читателей от положительных качеств Езекии.

32:20 Езекия и Исаия ... возопили к небу. О действенности молитвы, вознесенной во время битвы, летописец свидетельствует неоднократно (см. ком. к 6:34−35).

32:24−26 Летописец упоминает о болезни Езекии затем, чтобы рассказать о прощении Богом проявленной Езекией гордыни (32:25−26).

32:25 возгордилось сердце его. См. ком. к 26:16.

32:27−29 богатства и славы весьма много. Богатством и славой Езекия уподобляется Соломону (1:1−17; 9:13−28).

32:31 До одного стиха летописец сводит рассказ 4Цар 20:12−19 о пребывании в Иерусалиме вавилонских послов и пророчестве Исаии, в котором он поведал царю, что все его сокровища будут насильно перенесены в Вавилон.

при послах царей Вавилонских. Вавилонские послы прибыли в Иерусалим с целью узнать, что именно за знамение было дано Богом Езекии (32:24).

чтоб испытать его. Бог испытал Езекию, предоставив ему выбор: вступать в союз с Вавилоном против Ассирии или нет. Как явствует из 4Цар 20:12−19, Езекии это испытание выдержать не удалось.

32:32 описаны в видении Исаии... и в книге царей. Летописец, по-видимому, имеет в виду входящую в библейский канон книгу Исаии (ср. «Видение Исаии», Ис 1:1). См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [110] — Или: царю.
5 [111] — Так в одном из древн. переводов; в евр. тексте: и воздвигая на башнях.
5 [112] — С евр. языка оригинала переводится: насыпь.
14 [113] — См. Исх 22:20 и сноску к нему.
21 [114] — Этот Ангел был Ангелом Господним. См. Ис 37:36.
22 [115] — Так в некот. древн. переводах; букв.: направлял их.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.