2 Паралипоменон 33 глава

Вторая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Манассии было двенадцать лет, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме пятьдесят пять лет.
2 Он делал зло в глазах Господа, следуя омерзительным обычаям народов, которых Господь прогнал от израильтян.
3 Он отстроил святилища на возвышенностях, которые разрушил его отец Езекия, он воздвиг жертвенники Баалам и сделал столбы Ашеры. Он поклонялся всему небесному воинству и служил ему.
4 Он построил жертвенники в доме Господа, о котором Господь сказал: «Мое имя пребудет в Иерусалиме вовеки».
5 В обоих дворах дома Господа он построил жертвенники всему небесному воинству.
6 Он приносил своих сыновей в огненную жертву в долине Бен-Гинном, гадал и ворожил, занимался колдовством, общался с вызывателями умерших и чародеями. Он сделал много зла в глазах Господа, вызывая Его гнев.
7 Он взял резного идола, которого сделал, и поставил его в Божьем доме, о котором Бог говорил Давиду и его сыну Соломону: «В этом доме и в Иерусалиме, который Я избрал среди всех родов Израиля, Я помещу Мое имя навеки.
8 Я не дам впредь ногам израильтян оставить землю, которой Я наделил их отцов, если только они будут исполнять всё, что Я повелел им в отношении Закона, правил и установлений, данных через Моисея».
9 Но Манассия сбил Иудею и жителей Иерусалима с пути, и они стали делать больше зла, чем те народы, которых Господь истребил перед израильтянами.
10 Господь предостерегал Манассию и его народ, но они не слушали.
11 И Господь навел на них военачальников царя Ассирии, которые взяли Манассию в плен, продели в его нос крюк, заковали в бронзовые кандалы и увели его в Вавилон.
12 Попав в беду, он искал милости у Господа, своего Бога, и глубоко смирился перед Богом своих отцов.
13 Когда он молился, Господь смилостивился над ним и внял его мольбе. Он возвратил его в Иерусалим, на его трон. Так Манассия познал, что Господь есть Бог.
14 После этого он отстроил внешнюю стену Города Давида к западу от источника Гихон в долине до самого прохода Рыбных ворот и вокруг холма Офел, притом он сделал её гораздо выше. Он разместил военачальников во всех укрепленных городах Иудеи.
15 Он убрал чужеземных богов и идола из Господнего дома вместе с жертвенниками, которые построил на храмовой горе и в Иерусалиме, он выбросил их из города.
16 Он восстановил жертвенник Господа, принес на нём жертвы примирения и благодарственные жертвы и велел Иудее служить Господу, Богу Израиля.
17 Народ же продолжал приносить жертвы в святилищах на возвышенностях, но только Господу, Богу своему.
18 Прочие события правления Манассии, его молитва своему Богу и слова провидцев, сказанные ему во имя Господа, Бога Израиля, записаны в летописях царей Израиля[116].
19 Его молитва и то, как Бог смилостивился над ним, все его грехи, неверность и места, где он строил святилища на возвышенностях и ставил столбы Ашеры и идолов, прежде чем смирил себя, — всё это записано в «Летописях провидцев[117]».
20 Манассия упокоился со своими предками и был похоронен у себя во дворце. Амон, его сын, стал царем вместо него.
21 Амону было двадцать два года, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме два года.
22 Он делал зло в глазах Господа, как и его отец Манассия. Амон поклонялся и приносил жертвы всем идолам, которых сделал Манассия.
23 Но, в отличие от своего отца Манассии, он не смирил себя перед Господом — этот Амон лишь умножал свою вину.
24 Приближенные Амона составили против него заговор и убили его в его же дворце.
25 Но народ страны перебил всех, кто был в заговоре против царя Амона, и сделал царем вместо него его сына Иосию.

Новой Женевской Библии

33:1−20 Созданный летописцем образ Манассии значительно отличается от того, каким его рисует книга Царств (4Цар 21:1−18). В начале и в конце своего повествования о правлении этого царя летописец следует тексту книги Царств, допуская лишь незначительные отступления от него (ср. 33:1−10 с 4Цар 21:1−9; 33:18−20 с 4Цар 21:17−18). При этом, однако, он вместо обращенного Богом к Манассии страшного проклятия (4Цар 21:10−16) рассказывает о пленении царя, о последовавшем затем покаянии, о возвращении на родину и проведенных там благих преобразованиях (33:11−17). Все повествование о царствовании Манассии делится на четыре части: беззаконие царя (33:1−10), наказание и последующее прощение (33:11−13), благие преобразования (33:14−17), итоги царствования Манассии и его кончина (33:18−20).

33:1−10 Данный подраздел в основном соответствует тексту 4Цар 21:1−9.

33:1 Манассия ... пятьдесят пять лет царствовал. Манассия царствовал в 697/96−943/42 гг. до Р.Х. Из царей Иудеи он правил дольше всех.

33:2 подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь. См. 33:9; подобное выражение летописец употребляет и в связи с Ахазом (28:3). Грехи Манассии были столь велики, что он заслуживал наказания, равного тому, которое было обрушено Богом на амореев, изгнанных Им из Ханаана (Быт 15:16).

33:4 имя Мое. См. 33:7 и ком. к 1Пар 13:6.

33:6 проводил сыновей своих чрез огонь. Еще одно сходство Манассии с Ахазом (см. ком. к 28:3 и 33:2).

33:8 если только. Условия, соблюдением которых определялось исполнение обетования, данного Богом Давиду, оставались в силе и во дни Манассии.

рукою Моисея. См. ком. к 1Пар 16:40.

33:10 говорил Господь. Летописец лишь упоминает об эпизоде, описанном в 4Цар 21:10−15, не вступая в противоречие с источником.

33:11 царя Ассирийского. Этим царем мог быть либо Асархаддон (681−669 гг. до Р.Х.), либо Ассурбанипал (669−627 гг. до Р.Х.).

в Вавилон. Возможно, Манассия принял участие в восстании (652−648 гг. до Р.Х.) против Ассурбанипала.

33:12−13 Молитва Манассии и его возвращение на царство ассоциируются с молитвой Соломона (6:36−39) и обращением к нему Господа (см. ком. к 7:13−15).

33:14 Успешное осуществление Манассией строительных работ, упоминаемое летописцем, свидетельствовало о том, что теперь царю сопутствовало Божие благословение (см. ком. к 1Пар 11:4−9).

33:14−16 См. 17:1−6.

33:15 все капища. По словам летописца, преобразования Манассии завершились полным успехом, однако автор книги Царств сообщает, что Иосия вместе с прочими языческими жертвенниками разрушал и те, которые были воздвигнуты Манассией (4Цар 23:12), т.е. Манассия не был до конца последователен в осуществлении своих преобразований.

33:18−19 в записях царей Израильских ... в записях Хозая. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.

33:20 почил... с отцами своими. См. ком. к 21:19.

33:21−25 Повествуя о царствовании Амона, летописец с минимальными отступлениями следует 4Цар 21:19−26. Повествование его делится на три части: воцарение Амона (33:21), его беззаконие (33:22−23), смерть и погребение (33:24−25). Своими делами Амон явил пример высшей степени отступничества.

33:21 Амон... два года царствовал. Амон царствовал в 643/42−641/40 гг. до Р.Х.

Примечания:

 
Новый русский перевод
18 [116] — В знач.: «царей Иудеи».
19 [117] — Так в одной из евр. рукописей и в одном из древн. переводов; в нормативном евр. тексте: Хозая.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.