2 Паралипоменон 6 глава

Вторая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Тогда Соломон сказал: «Господь сказал, что будет обитать во мраке.
2 Я построил для Тебя величественный дом — место, чтобы Тебе обитать там вечно».
3 Когда всё собрание израильтян стояло там, царь повернулся и благословил их.
4 Затем он сказал:
«Благословен Господь, Бог Израиля, Который Своими руками исполнил то, что Своими устами обещал моему отцу Давиду! Ведь Он говорил:
5 „Со дня, когда Я вывел Мой народ из Египта, Я не избирал города ни в одном из родов Израиля, чтобы там построить дом для Моего имени, и не избирал никого в вожди для Моего народа, Израиля.
6 Но ныне Я избрал Иерусалим, чтобы там пребывало Мое имя, и избрал Давида, чтобы он правил Моим народом, Израилем“.
7 Мой отец Давид думал построить дом для имени Господа, Бога Израиля.
8 Но Господь сказал моему отцу Давиду: „Ты задумал построить дом для Моего имени, и хорошо сделал, что задумал это.
9 Но не ты построишь дом, а твой сын, твоя плоть и кровь, построит дом для Моего имени“.
10 Господь исполнил Свое обещание. Я сейчас сижу на троне Израиля, который унаследовал от своего отца Давида, как Господь и обещал, и я построил дом для имени Господа, Бога Израиля.
11 Я поместил туда ковчег, в котором находится завет Господа, который Он заключил с Израилем».
12 Соломон встал перед жертвенником Господа перед всем собранием израильтян и поднял руки.
13 (Он сделал бронзовый помост 5 локтей[36] в длину, 5 локтей в ширину и 3 локтя[37] в высоту и поставил его посередине внешнего двора.) Соломон встал на помосте, преклонил колени перед всем собранием израильтян, воздел руки к небу
14 и сказал:
«Господи, Бог Израиля, нет Бога, подобного Тебе, на небесах или на земле! Ты хранишь завет и милость к Твоим слугам, которые от всего сердца следуют Твоим путям.
15 Ты сдержал обещание Твоему слуге Давиду, моему отцу. Ты произнес его Своими устами и сегодня Своей рукой исполнил его.
16 И теперь, Господи, Бог Израиля, исполни обещание, которое Ты дал Твоему слуге Давиду, моему отцу, сказав: „Не исчезнет у тебя преемник, сидящий предо Мной на престоле Израиля, если только твои сыновья будут держаться верного пути и следовать Моему Закону, слушаясь Меня, как слушался ты“.
17 И теперь, Господи, Бог Израиля, пусть исполнится слово, которое Ты дал Твоему слуге Давиду!
18 Но будет ли Бог действительно обитать на земле с людьми? Небеса, даже небеса небес, не могут вместить Тебя. Что же говорить об этом доме, который я построил!
19 Но услышь молитву Твоего слуги и его мольбу о милости, Господи, мой Боже! Услышь зов и молитву, которой молится пред Тобой Твой слуга.
20 Пусть Твои глаза будут днем и ночью открыты на этот дом, это место, о котором Ты сказал, что положишь там Свое имя. Услышь молитву, которой Твой слуга станет молиться, обращая свой взор к этому месту.
21 Услышь мольбы Твоего слуги и Твоего народа, Израиля, когда они станут молиться, обращая свой взор к этому месту. Услышь с небес, с места Твоего обитания и, услышав, прости.
22 Если человек причинит своему ближнему зло, и потребует от него клятвы, и он придет и даст клятву перед Твоим жертвенником в этом доме,
23 то услышь с небес и воздай. Суди между Твоими слугами и воздай виновному, обрушив на его же голову то, что он сделал, и оправдай невиновного, утвердив его правоту.
24 Если Твой народ Израиль потерпит поражение от врагов из-за того, что согрешил против Тебя, но обратится к Тебе и исповедует Твое имя, молясь и вознося мольбы пред Тобою в этом доме,
25 то услышь с небес и прости грех Твоего народа Израиля и верни его обратно в ту землю, которую Ты дал ему и его отцам.
26 Если небеса затворятся и не будет дождя из-за того, что Твой народ согрешил против Тебя, и он обратит молитву к этому месту, и исповедует Твое имя, и отвернется от своего греха, потому что Ты наказал его,
27 то услышь с небес и прости грех Твоих слуг, Твоего народа, Израиля. Научи их доброму пути, чтобы им ходить по нему и пошли дождь на землю, которую Ты дал в наследие Твоему народу.
28 Если землю поразят голод или мор, знойный ветер или плесень, саранча или гусеницы или если враги осадят один из городов израильтян — какая бы ни пришла беда или болезнь, —
29 то какую бы молитву, какую бы мольбу ни вознес один человек или весь Твой народ, Израиль, когда все они почувствуют свою скорбь и горесть и будут простирать руки к этому дому,
30 услышь с небес, места Твоего обитания. Прости и воздай каждому по его делам, потому что Ты знаешь его сердце (ведь Ты один знаешь человеческие сердца),
31 чтобы они боялись Тебя и ходили Твоими путями всё время, что они будут жить на земле, которую Ты дал нашим отцам.
32 Также и чужеземца, который не из Твоего народа Израиля, но который пришёл из далекой земли ради Твоего великого имени, Твоей могучей длани и Твоей простертой руки, когда он придет и обратит свою молитву к этому дому,
33 то услышь с небес, с места Твоего обитания, и сделай всё, о чем Тебя попросит чужеземец, чтобы все народы на земле узнали Твое имя и боялись Тебя, как Твой народ, Израиль, и узнали, что этот дом, который я построил, называется Твоим именем.
34 Когда Твой народ пойдет воевать с врагами, каким бы путем Ты его ни повел, и когда он станет молиться Тебе, обратясь к этому городу, который Ты избрал, и к дому, который я построил для Твоего имени,
35 то услышь с небес его молитвы и мольбы и приди к нему на помощь.
36 Если они согрешат против Тебя — ведь нет никого, кто бы не грешил, — и Ты разгневаешься на них и отдашь их врагам, которые уведут их пленниками в свою землю, будь она далеко или близко,
37 то если Твой народ переменится сердцем в земле, где они будут пленниками, если покаются и станут молить Тебя в земле своего пленения, говоря: „Мы согрешили, мы сотворили зло и поступали неправедно“,
38 если они обратятся к Тебе от всего сердца и от всей души в земле врагов, которые пленили их, и станут молиться, обращаясь к земле, которую Ты дал их отцам, к городу, который Ты избрал, и к дому, который я построил для Твоего имени,
39 то услышь с небес, с места Твоего обитания, их молитвы и мольбы и приди им на помощь. Прости тогда Твой народ, который согрешил против Тебя.
40 И теперь, Бог мой, да будут глаза Твои открыты и слух Твой чуток к молитвам, которые будут возноситься на этом месте.
41 Встань, Господи Боже, и приди на место Своего покоя, Ты и ковчег Твоей силы. Пусть Твои священники, Господи Боже, облекутся в спасение, пусть святые Твои возрадуются о Твоей благости.
42 Не отвергни, Господи Боже, Твоего помазанника. Помни о великой милости, обещанной слуге Твоему Давиду».

Новой Женевской Библии

6:1−2 Соломон выразил надежду на вечное пребывание Бога в построенном им храме (см. ком. к 5:13−14).

6:5−10, 20, 24, 26, 32−34, 38 имя... имени... имя... имени. См. ком. к 1Пар 13:6.

6:9 не ты построишь. О том, почему Давид не мог стать строителем храма, см. 1Пар 22:6−10 и ком.

6:10 слово Свое, которое изрек. См. ком. к 1Пар 17:1−15.

6:11 с сынами Израилевыми. В 3Цар 8:21 сказано: «с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской». Летописец, однако, не упоминает об исходе, поскольку тема завета с Давидом (6:10) в его повествовании преобладает над темой завета Моисеева. Именно с обетованиями, данными Давиду, вернувшийся из плена народ связывал свои надежды на восстановление царства (см. ком. к 6:40−42; 1Пар 17:1−27).

6:13 Этот стих отсутствует в древнееврейском (масоретском) тексте 3Цар 8. Вероятнее всего, он был опущен переписчиком.

среди двора. См. ком. к 4:9.

6:14 Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Соломон отмечает двусторонний характер обусловленных заветом отношений между Богом и Его народом: Бог хранит завет, но народ со своей стороны должен также хранить верность Ему, поскольку любое отступничество непременно повлечет за собой Божественное воздаяние (Втор 7:9−12; Втор 30:15−19).

6:16−17 Соломон имеет в виду данное через пророка Нафана обетование вечного царствования Давидовой династии (см. ком. к 1Пар 17:7−14).

6:16 если только сыновья твои будут наблюдать за путями своими. Этими словами подчеркивается необходимость соблюдения верности закону. См. 3Цар 8:25.

ходя по закону Моему. См. ком. к 1Пар 16:40.

6:18−39 Соломон молится о том, чтобы храм стал национальным центром искренней, действенной молитвы. Он просит Бога услышать обращенные к Нему молитвы (6:18−21), а затем описывает семь ситуаций, когда народ может возносить молитвы в храме или обратясь к храму (6:22−39).

6:18 небеса небес не вмещают Тебя. См. ком. к 2:6.

6:19−21 на молитву... будут молиться. См. ком. к 7:14.

6:21 услышь с места обитания Твоего, с небес. В своей молитве Соломон употребляет это выражение четыре раза (6:21, 30, 33, 39). Храм же был тем местом на земле, откуда, через обитавшее там Имя, открывался доступ к небесному престолу (см. ком. к 1Пар 13:6).

6:22 потребуют от него клятвы. См. Исх 22:10−11; Лев 6:1−7.

6:24 поражен будет народ... за то, что согрешил. Военное поражение часто рассматривается в качестве Божией кары за нарушение завета (Лев 26:17; Втор 28:25−26, 36−37, 47−57).

6:24, 26, 32, 34.38 молиться. См. ком. к 7:14.

6:24, 26, 38 обратятся. См. ком. к 7:14.

6:26 не будет дождя. Дождь и засуха представлялись соответственно Божиим благословением и наказанием (см. ком. к 7:13−15; Лев 26:3−4; Втор 11:13−14; Агг 1:10−14).

6:28 Голод... язва моровая... саранча или червь. Голод или эпидемия болезни часто рассматривались в качестве Божией кары за нарушение завета (Лев 26:16, 20, 25−26; Втор 28:20−22, 27−28, 35, 42). См. ком. к 7:13−15.

6:32−33 иноплеменник. Соломон надеется, что и иноплеменники будут получать ответ на вознесенные ими в храме молитвы. Ветхозаветные пророки периода после вавилонского пленения часто предсказывали вхождение язычников в состав Божиего народа (Ис 56:6−8; Иоиль 2:28; Зах 8:20−23; Зах 14:16−21; ср. Пс 86). С пришествием Иисуса Христа массовое вхождение язычников в царство Господа стало реальностью (Рим 3:29; Гал 3:14).

6:34−35 выйдет... на войну. Летописец неоднократно сообщает о случаях, когда Бог отвечал на молитвы, обращенные к нему во время битвы (см. ком. к 12:1−8; 13:13−16; 14:11−12; 18:31−32; 20:5−17; 32:20−22; 1Пар 5:18−22).

6:36−39 отведут их пленившие их ... сделай, что потребно для них. Пленение часто представляется Божиим наказанием за нарушение завета (Втор 28:36−37, 64). За отрезок истории, что охватывает повествование летописца, эта просьба Соломона была исполнена дважды: сначала Манассия (33:10−13), а затем весь остаток Израиля (36:21−23) были уведены в плен в Вавилон, но после возвратились в землю обетованную.

6:40−42 Летописец заменяет окончание молитвы Соломона, приведенное в 3Цар 50:51, на несколько измененные слова Пс 131:8−10. У пророка Самуила в этом месте говорится о завете с Моисеем, у летописца же в центре внимания — завет с Давидом (6:42; ср. 6:11). Соломон призывает Бога пребывать в храме (6:41), приносить радость и торжество священникам и всему народу (6:41), а также помнить данное Давиду обетование любви (6:42).

Примечания:

 
Новый русский перевод
13 [36] — Около 2,3 м.
13 [37] — Около 1,4 м.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.