Ездра 1 глава

Первая книга Ездры
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 В первый год правления Кира[1] [2], царя Персии, чтобы исполнилось слово Господа, которое возвестил Иеремия[3], Господь побудил Кира, царя Персии, объявить по всему своему царству и записать такой указ:
2 «Так говорит Кир, царь Персии.
Господь, Бог небес, отдал мне все царства земли и поручил мне построить Ему дом в Иерусалиме, в Иудее.
3 Всякий из вас, кто принадлежит к Его народу, — да будет с ним его Бог! — может отправляться в Иерусалим, в Иудею, и строить дом Господа, Бога Израиля, Бога, Который в Иерусалиме.
4 И пусть жители тех мест, где сейчас живут уцелевшие иудеи, снабдят их серебром и золотом, имуществом и скотом и добровольными пожертвованиями для Божьего дома в Иерусалиме».
5 И главы семейств из родов Иуды и Вениамина со священниками и левитами — всякий, кого побудил Бог, — стали собираться, чтобы пойти и отстроить дом Господа в Иерусалиме.
6 Все их соседи помогли им серебряными и золотыми вещами, имуществом и скотом, и дорогими дарами, не считая всех добровольных пожертвований.
7 Сам царь Кир вынес предметы дома Господа, которые Навуходоносор[4] забрал из Иерусалима и положил в доме своего бога[5].
8 Кир, царь Персии, вверил их хранителю сокровищницы Митредату, который по счету выдал их Шешбацару, вождю Иудеи.
9 Вот их опись:
золотых блюд — 30,
серебряных блюд — 1 000,
ножей[6] — 29,
10 золотых чаш — 30,
одинаковых серебряных чаш — 410,
других предметов — 1 000.
11 Всего золотых и серебряных предметов было 5 400.
Шешбацар взял всё это с собой, когда переселенцы отправлялись из Вавилона в Иерусалим.

Новой Женевской Библии

1:1−3 Эти слова с незначительными изменениями повторяют последние два стиха Второй книги Паралипоменон. Ездра, таким образом, продолжает излагать историю искупления с того момента, которым она заканчивается в предыдущей книге.

1:1 В первый год. Что соответствует 538 г. до Р.Х., первому году правления в Вавилоне персидского царя Кира. Вавилон был покорен Киром в октябре 539 г. до Р.Х., Персией же он правил с 559 по 530 г. до Р.Х.

во исполнение слова Господня. Иеремия предсказал семидесятилетний плен в Вавилоне (Иер 25:11−12; Иер 29:10; см. также Дан 9:2). С 605 г. до Р.Х., когда из Иудеи были вывезены первые пленники, до 538 г., когда Кир повелел пленникам возвращаться на родину, прошло шестьдесят семь лет. Возможно, Кир имел в виду и другие пророчества того же Иеремии (Иер 16:14−15; Иер 27:22). Бог, таким образом, исполняет сказанное Им через пророка почти три четверти столетия назад.

возбудил Господь дух. Чтобы исполнить свой искупительный план, Бог действует через сознающих свою ответственность людей (6:22; 7:27). Ср. Притч 21:1.

1:2−4 К составлению текста своего повеления Кир мог привлечь советников-евреев. В таком случае вполне естественным оказывается употребление Киром такого наименования Бога, которое получило общее распространение только после возвращения из плена; вполне логична и намеченная им параллель между возвращением из Вавилона исходом из Египта.

1:2 Бог небесный. Этим титулом Бог определяется в качестве высшей властной инстанции (5:12; 6:9−10; 7:12, 21, 23; Неем 1:4−5; Неем 2:4, 20; Дан 2:18, 19, 37, 44; Иона 1:9).

дал мне... повелел мне. Таким образом Кир заявляет о признании им всевластия Божия. Однако то обстоятельство, что с подобными признаниями он обращался и к другим богам (напр., в надписях на так называемой колонне Кира), вызывает сомнения в том, что он полностью верил и понимал то, о чем свидетельствовал (см. ком. к 1:3).

дом в Иерусалиме. Слово «дом» в первую очередь подразумевает храм, но по ходу повествования значение его расширяется, включая в себя понятие «город Божий» и «народ Божий». Восстановление дома Божиего — главная тема Ездры-Неемии (см. Введение: Характерные особенности и темы).

1:3 Кир никоим образом не выделял Израиль из среды прочих подвластных ему народов. Им двигало лишь желание заручиться поддержкой богов каждого из них. Тем же желанием определялись поступки Дария (6:10) и Артаксеркса (7:23). Но по Божественному замыслу Кир все же способствует искуплению.

из всего народа Его. Повеление Кира обращено к простым людям, а не к начальствующим в народе, что определяет основную тему повествования (см. Введение: Характерные особенности и темы): для исполнения искупительного замысла Господа важно участие всего народа Божиего, действующего как единое целое.

пусть он идет. Бог, некогда вызволивший Свой народ из египетского рабства, и теперь продолжает дело спасения мира через Израиль. Ср. Иер 16:14−15.

1:4 А все оставшиеся во всех местах. Эти слова относятся к тем из евреев, кто предпочел остаться в Вавилоне, а также, вероятно, и к язычникам.

помогут ему. Египтяне снабдили народ израильский всем необходимым в дороге. Ср. Исх 12:35−36.

1:5−6 поднялись главы поколений... и... всякий... все соседи их. Подчеркивается готовность, с которой народ отозвался на волю царя и Божественное побуждение.

1:5 главы поколений. Здесь имеются в виду патриархи, стоявшие во главе родов; в дальнейшем указание на главу рода подразумевает и всех тех, кто находится у него в подчинении.

Иудиных и Вениаминовых. Именно эти два колена были уведены в вавилонский плен.

священники и левиты. Их возвращение было крайне необходимо, поскольку без священников и левитов не могло быть возобновлено храмовое богослужение (8:15−17).

возбудил Бог. Ср. ст. 1. Как повеление Кира, так и отклик на него со стороны народа возникли не сами по себе, а во исполнение всесильной Господней воли.

1:7 Навуходоносор взял из Иерусалима. Это произошло в 597 г. до Р.Х. (2Пар 36:7).

1:8 Мифредата. Один из персидских чиновников.

Шешбацару. Некоторые склонны отождествлять Шешбацара с Зоровавелем, однако такое отождествление представляется недостаточно обоснованным. Ср. 5:14−16: Шешбацар предстает как некто малоизвестный, а Зоровавель — как весьма влиятельная личность (5:2−3). Вероятно, Шешбацар являлся официальным, назначенным Киром предводителем (возможно, он был персом), а Зоровавель — вождем, которого выдвинул народ (2:2).

1:9−11 Количество перечисленных в ст. 9−10 сосудов — две тысячи четыреста девяносто девять, а не пять тысяч четыреста, как утверждается в ст. 11. Этому несоответствию не найдено объяснения; кроме того, достоверно неизвестно, что именно представляли собой эти «блюда» и «чаши». Выдача Киром священных сосудов должна была воодушевить народ Божий, поскольку в его глазах это свидетельствовало о верности Бога данному Им слову и об исполнении Им завета (Иер 27:22).

1:11 В соответствии с повелением Кира переселенцы возвратились в Иерусалим, принеся с собой принадлежавшие храму сосуды. Бог исполняет обещанное: наказав свой народ за отступление от завета, Он приводит его в землю обетованную (Втор 30:1−5).

Возвращение из плена.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [1] — Кир II Великий. Основатель Персидского государства Ахменидов, правил в 558-530 гг. до н. э. В 539 г. покорил Вавилон и Месопотамию. Кир погиб во время похода в Центральную Азию от руки сакской царицы Томирис.
1 [2] — Кир II Великий. Основатель Персидского государства Ахменидов, правил в 558-530 гг. до н. э. В 539 г. покорил Вавилон и Месопотамию.
1 [3] — См. Иер 29:10-14.
7 [4] — Царь Навуходоносор II. Самый великий царь Нововавилонской империи, правил в 605-562 гг. до н. э.
7 [5] — Или: своих богов.
9 [6] — Так в одном из древн. переводов; смысл этого места в евр. тексте неясен.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.