Ездра 4 глава

Первая книга Ездры
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Когда враги Иуды и Вениамина услышали, что вчерашние пленники строят дом Господу, Богу Израиля,
2 они пришли к Зоровавелю и главам семейств и сказали:
— Позвольте нам строить вместе с вами. Ведь мы, как и вы, обращаемся за помощью к вашему Богу и приносим Ему жертвы со времен Асархаддона[17], царя Ассирии, который нас сюда поселил.
3 Но Зоровавель, Иисус и остальные главы семейств Израиля ответили:
— Не строить вам вместе с нами дом нашему Богу. Мы одни будем строить его Господу, Богу Израиля, как повелел нам персидский царь Кир.
4 Тогда народы, бывшие вокруг них, начали отговаривать народ Иудеи от строительства и пугать его, чтобы они не строили дальше[18].
5 Враги подкупали советников, чтобы расстраивать планы народа во всё время правления Кира, царя Персии, и до правления Дария[19], царя Персии.[20] [21]
6 В начале правления Ксеркса[22] они написали обвинение на жителей Иудеи и Иерусалима.
7 И в дни Артаксеркса[23], царя Персии, Бишлам, Митредат, Тавеел и другие их сподвижники написали Артаксерксу письмо. Письмо было написано арамейским шрифтом и на арамейском языке.[24]
8 Царский наместник Рехум и писарь Шимшай написали царю Артаксерксу против Иерусалима такое письмо:
9 Рехум, царский наместник, и Шимшай, писарь, вместе с прочими своими друзьями — судьями, сановниками, наместниками, чиновниками, теми, кто родом из Эреха и Вавилона, еламитами из Суз
10 и прочими народами, которых могущественный и досточтимый Аснафар[25] пленил и переселил в города Самарии и в другие места за Евфратом.
11 (Это копия письма, которое они ему послали.)
«Царю Артаксерксу, от твоих рабов, жителей провинции за Евфратом:
12 Да будет известно царю, что иудеи, которые пришли к нам от тебя, пошли в Иерусалим и отстраивают этот мятежный и злой город. Они восстанавливают стены и укрепляют основания.
13 Да будет известно царю и то, что если этот город будет отстроен и стены его будут укреплены, то ни налог, ни дань, ни пошлина платиться не будут, и царские доходы сократятся.
14 Так как мы в долгу перед дворцом[26] и не можем смотреть, как царю наносится бесчестие, мы и посылаем известить царя,
15 чтобы поискали в летописях твоих предшественников. В них ты найдешь, что город этот — мятежный город, пагубный для царей и провинций, и с древности — очаг мятежа. Поэтому-то он и был разрушен.
16 Мы извещаем царя, что если этот город будет отстроен и стены его будут восстановлены, то в провинции за Евфратом у тебя ничего не останется».
17 Царь прислал такой ответ:
«Рехуму, царскому наместнику, Шимшаю, писарю, и прочим их друзьям, живущим в Самарии и в других местах провинции за Евфратом, — мир.
18 Письмо, что вы послали нам, было прочитано и переведено предо мной.
19 По моему повелению был проведен поиск, и открылось, что этот город издревле восставал против царей и был очагом мятежей и волнений.
20 В Иерусалиме были могучие цари, правившие всей провинцией, что находится за Евфратом, и им платились налоги, дань и пошлины.
21 Итак, отдайте приказ этим людям прекратить работу, чтобы они не отстраивали этот город, пока я не прикажу.
22 Смотрите, не оставляйте этого дела без внимания. Зачем позволять этой угрозе расти до такой степени, чтобы царю был нанесен ущерб?»
23 Как только копия письма царя Артаксеркса была прочитана Рехуму, писарю Шимшаю и их друзьям, они немедленно отправились к иудеям в Иерусалим и силой заставили их прекратить работу.
24 Так работа над Божьим домом в Иерусалиме остановилась и не возобновлялась до второго года правления Дария, царя Персии.[27]

Новой Женевской Библии

4:1 враги. Целью этих людей было воспрепятствование возрождению истинного почитания Бога. Завязавшийся конфликт вылился в политическое противостояние, но при этом несомненно, что действительная подоплека его была религиозной. В качестве врагов здесь выступают самаряне. Это был народ, из разных мест переселенный после падения северного царства Израильского в 722 г. до Р.Х. в Самарию, область к северу от Иудеи (см. ком. к 4:9−10). Самаряне поклонялись многим богам, включая в свой политеистический пантеон и Бога Израиля (4Цар 17:24−41). На фоне враждебности отношений между евреями и самарянами разворачивается вся новозаветная история (ср. Ин 4:1−42).

4:3 мы одни будем строить. С первых дней жизни Израиля в земле обетованной (Суд 3:6) и на всем протяжении его истории (4Цар 17:7−17) всякого рода союзы с неизраильтянами неизменно заканчивались возвращением к идолопоклонству и, в конечном счете, наказанием за него — т.е. изгнанием (4Цар 17:18−23). Полного отделения от иноземцев Израилю не удастся достичь еще очень долго (гл. 9−10).

4:4 народ земли той. Т.е. те самые враги, о которых говорится в ст. 1.

4:5 подкупали... советников. Возможно, речь идет о том, что персидским чиновникам были даны взятки. Так, например, Валак, царь моавитский, во дни Моисея подкупил Валаама, чтобы тот проклял Израиль (Чис 22:1−20). Во дни Неемии Санаваллат подкупил некоего пророка, желая с его помощью запугать Неемию и остановить строительство городских стен (Неем 6:10−14). Но если замысел Санаваллата не удался, его предшественникам с помощью подкупа все же удалось помешать восстановлению храма, которое было возобновлено только семнадцать лет спустя (ст. 24).

4:6−23 В ст. 1−5 сообщается о первом случае противодействия, с которым строители храма столкнулись во дни правления Кира (559−530 гг. до Р.Х.), но о результатах этого противодействия мы узнаем только из ст. 24: строительство было приостановлено до второго года царствования Дария (522−486 гг. до Р.Х.). Ст. 6−23 повествуют о противодействии восстановлению городских стен в царствование Ксеркса (486−465 гг. до Р.Х.) и Артаксеркса I (465−424 гг. до Р.Х.). Цель повествования — во-первых, объяснить, почему самаряне в ст. 1 названы врагами; во-вторых, засвидетельствовать о том, что противодействие строительству храма отнюдь не было случайным эпизодом, являясь на самом деле лишь началом тех нескончаемых препятствий, которые предстояло преодолевать народу Божиему в процессе возрождения царства; в-третьих, увязать воедино восстановление храма и восстановление городских стен как восстановление «дома Божия» (Введение: Характерные особенности и темы).

4:6 Ахашвероша. В древнееврейском тексте — Ксеркса. Ксеркс был преемником Дария на персидском троне и царствовал с 486 по 465 г. до Р.Х.

написали обвинения. Из контекста можно заключить, что в данном случае козни против иудеев строят ближайшие потомки их «врагов» (ст. 1).

4:7 Артаксеркса. Имеется в виду Артаксеркс I, преемник Ксеркса, царствовавший в Персии с 465 по 424 г. до Р.Х.

писали... к Артаксерксу. Что было в этом письме — неизвестно, но судя по тому, что в предыдущем стихе речь шла об обвинениях против строителей, а в последующих ст. 11−16 приводится письмо-донос на них, оно, по всей вероятности, также было написано с целью воспрепятствовать строительству стен.

на Сирийском. Сирийский (арамейский) язык в ту эпоху на Ближнем Востоке имел статус языка международной дипломатии.

4:8 — 6:18 Этот отрывок написан не по-древнееврейски, а по-арамейски, т.е. на том языке, на котором изначально и составлялись все приводимые в нем документы. Эта переписка выражает озабоченность чиновников-язычников ходом строительных работ в Иерусалиме.

4:8 советник. Т.е. высокопоставленный чиновник.

писали... письмо. Это была вторая попытка воспрепятствовать строительству городских стен.

4:9 прочие товарищи их. Противодействие исходило не от отдельных чиновников, но от многих.

4:10 Аснафар. Последний великий царь Ассирии (668−627 гг. до Р.Х.), возможно, тот, о котором говорится в 4Цар 17:27. Он заселил разными народами Самарию после падения Израильского царства в 722 г. до Р.Х.

за рекою. Заречной называлась область к западу от Евфрата, включавшая в себя Сирию, Финикию и Палестину.

4:12 стены делают. См. ком. к ст. 6−23.

4:13 Авторы письма аргументируют свою обеспокоенность соображениями экономического характера, однако, как явствует из ст. 1−3, конфликт вырастает на почве религиозного антагонизма.

4:14 мы едим соль от дворца царского. Это, по всей видимости, церемониальная формула, посредством которой вассал констатировал свою зависимость от государя (ср. Лев 2:13; Чис 18:19; 2Пар 13:5).

4:15 в памятной книге. Другие документы, приводимые в данном отрывке, были, скорее всего, тоже извлечены из такой же «памятной книги».

город мятежный... опустошен. Действительно, народ Иерусалима поднял мятеж против Бога завета, за что город и был разрушен в 586 г. до Р.Х. (4Цар 23:26−27; 4Цар 24:18−20; Иер 1:14−16). Составители же письма имели в виду только восстания против иноземного господства (4Цар 18:7; 4Цар 24:1).

4:16 не будет у тебя владения за рекою. Это, безусловно, преувеличение, имевшее целью побудить Артаксеркса к решительным действиям.

4:19−23 Положение Израиля в высшей степени печально: он, некогда обкладывавший данью окрестные народы, теперь платит дань Персии; даже возвратившись в землю обетованную, народ Божий находится под властью язычников (см. ком. к 9:9), которая столь сильна, что повеление Артаксеркса может остановить работы по возведению городских стен.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [17]Асархаддон. Сын Синаххериба, правил Ассирийской империей в 681-669 гг. до н. э.
4 [18] — Или: препятствовать ему в строительстве.
5 [19] — Дарий I Великий (Гистасп) правил Персидской империей в 522-486 гг. до н. э.
5 [20] — Продолжение этого повествования см. ст. 24. Ст. 6-23 — вставка о более позднем противодействии врагов при строительстве стен города (см. ст. 13).
5 [21] — Продолжение этого повествования см. со ст. 24.
6 [22]Ксеркс. Евр. Ахашверо́ш. Ксеркс I, сын Дария I Великого, правил Персидской империей в 486-465 гг. до н. э.
7 [23] — Артаксеркс I Долгорукий. Сын Ксеркса I, внук Дария I Великого, правил Персидской империей в 464-424 гг. до н. э.
7 [24] — Или: написано на арамейском языке и переведено. Текст 4:8-6:18 написан на арамейском языке.
10 [25] — Арам. Оснаппа́р — вариант ассирийского имени Ашшурбанипал. Ашшурбанипал, сын Асархаддона и последний из великих царей Ассирийской империи, правил в 669-633 гг. до н. э.
14 [26] — Букв.: мы едим соль от дворца. В те времена люди ели соль для закрепления договоров.
24 [27] — До 520 г. до н. э.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.