Неемия 2 глава

Книга Неемии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 В месяце нисане, в двадцатом году правления царя Артаксеркса[5], ему принесли вино; я взял его и поднес царю. Прежде я никогда не был перед ним печален,
2 и царь спросил меня: «Почему твое лицо так печально, когда ты не болен? Это не что иное, как тоска на сердце».
Я очень испугался,
3 но сказал царю: «Да живет царь вовеки! Как же моему лицу не быть печальным, если город, где похоронены мои предки, лежит в руинах, а его ворота уничтожены огнем?»
4 Царь сказал мне: «Чего же ты хочешь?»
Я помолился Богу Небесному
5 и ответил царю: «Если это угодно царю, и если твой слуга нашел у тебя расположение, отпусти меня в Иудею, в город, где похоронены мои предки, чтобы мне отстроить его».
6 Тогда царь и царица, что сидела рядом с ним, спросили меня: «Сколько продлится твое путешествие, и когда ты вернешься?» Царю было угодно меня отпустить, и я назвал сроки.
7 Ещё я сказал ему: «Если это угодно царю, пусть мне дадут письма к наместникам провинции за Евфратом, чтобы они пропускали меня, пока я не прибуду в Иудею.
8 И пусть мне дадут письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтобы он дал мне дерева для того, чтобы сделать балки для ворот крепости при храме, для городской стены и для дома, где я буду жить».
Милостивая рука моего Бога была на мне, и царь исполнил мои просьбы.
9 Я пришёл к наместникам провинции за Евфратом и вручил им царские письма. А царь ещё послал со мной военачальников и всадников.
10 Когда хоронитянин Санбаллат и аммонитский вельможа Товия услышали об этом, они были крайне возмущены, что кто-то пришёл заботиться о благе израильтян.
11 Я прибыл в Иерусалим и, пробыв там три дня,
12 ночью тронулся в путь с несколькими людьми. Я никому не рассказал того, что мой Бог положил мне на сердце сделать для Иерусалима. Животных со мной не было, не считая того, на котором я ехал.
13 Ночью я проехал через ворота Долины к Драконьему источнику и Навозным воротам, осматривая разрушенные стены Иерусалима и его сожженные ворота.
14 Потом я проехал к воротам Источника и к царскому пруду, но там было мало места, чтобы пройти животному, на котором я ехал;
15 и я поднялся ночью по долине, осматривая стены. Наконец, я повернул назад и возвратился через ворота Долины.
16 Начальствующие не знали, куда я ходил и что делал — ведь я ещё не говорил ни иудеям, ни священникам, ни знати, ни начальствующим, ни всем остальным, кому суждено было предпринять этот труд.
17 Потом я сказал им: «Вы видите, в какой мы беде: Иерусалим лежит в руинах, а его ворота сожжены. Пойдем, отстроим стену Иерусалима и не будем больше в бесчестии».
18 Ещё я рассказал им о милостивой руке моего Бога, что на мне, и о том, что сказал мне царь.
Они ответили: «Так давайте же строить!». И взялись за это благое дело.
19 Но когда об этом услышал хоронитянин Санбаллат, аммонитский вельможа Товия и араб Гешем, они принялись высмеивать нас и издеваться над нами: «Что это вы делаете? Против царя бунтуете?»
20 Я отвечал им, говоря: «Бог Небесный даст нам успех. Мы, Его слуги, начнем отстраивать эту стену, но что до вас — нет у вас части в Иерусалиме, ни права на него, ни памяти в нём».

Новой Женевской Библии

2:1 В месяце Нисане, в двадцатый год. Это соответствует марту-апрелю 445 г. до Р.Х., т.е. с тех пор, как Неемия получил известие о положении дел в Иерусалиме, прошло четыре месяца. Как раз в это время в Персии праздновали Новый год; см. ком. к 1:11.

царя Артаксеркса. См. ком. к Езд 4:7.

Персидские цари эпохи восстановления, 559−404 гг. до Р.Х.(Книга Неемии 2:1).

2:2 сильно испугался. Неемия, вероятно, боялся царского гнева (Притч 16:14), который мог на него обрушиться из-за неподобающей празднику печали или из-за того, что он сейчас попросит царя изменить принятое прежде решение (Езд 4:21); с другой стороны, он мог опасаться получить отказ на восстановление Иерусалима.

2:5 чтоб я обстроил его. Восстановление города как восстановление «дома Божия» (ср. Чис 12:7) — главная тема повествования Ездры — Неемии (см. Введение: Характерные особенности и темы).

2:6 сколько времени... я назначил время. Представляется сомнительным, чтобы Неемия назначил срок в двенадцать лет (именно столько времени он отсутствовал, см. 5:14), однако, по всей вероятности, он с самого начала просил о большем, нежели о короткой отлучке, поскольку в таком случае он не стал бы заботиться о возведении ворот для дома, где ему предстояло жить (2:8).

2:7 И сказал я. Неемия обращается к царю с просьбами.

письма. Письменное слово — могучая сила, используемая Богом в целях исполнения своего искупительного замысла.

2:8 дерев для ворот. Неемия задумал строительство крепости, городских стен, дворца правителя.

благодеющая рука Бога. Обращаясь с просьбой к царю, Неемия действует по своей инициативе, но в том, что ему сопутствует успех, он видит действие Божией суверенной благой воли (Езд 7:6).

2:9−10 Прибытие Неемии в Иерусалим (ст. 9) вызывает беспокойство у Санаваллата и Товии (ст. 10).

2:10 Санаваллат. Персидский наместник Самарии, области к северу от Иудеи. О почитании им Бога Израиля (4Цар 17:24−41) свидетельствуют имена двух его сыновей — Делайя и Шелемия, в составе которых содержится краткая форма от имени Яхве (Господь).

Товия. По всей вероятности, наместник Аммана, области к востоку от Иудеи. Имя его означает «Бог благ», из чего следует, что он также чтил Бога Израиля (6:17−18; 13:4).

услышал. Слова о том, что противники строительства стены «услышали», повторяются в 1:1 — 7:3 с постоянством рефрена (2:19; 4:1, 7, 15; 6:1, 16); и каждый раз конфликт переходит в новую фазу, пока окончательно не разрешается.

им было весьма досадно. Противостояние носило политический характер, но основа его была религиозной (2:20; ком. к Езд 4:3−4).

2:11 — 7:3 Несмотря на огромный объем работ и все возрастающее противодействие со стороны окружающих народов, иудеи под предводительством Неемии заканчивают восстановление стен за пятьдесят два дня.

2:11−18 Вскоре по прибытии в Иерусалим Неемия в одну из ночей совершает осмотр городских стен и, уверенный в том, что с ним благословение Божие, обращается к начальствующим с призывом восстановить их.

2:11−16 Трехдневное промедление Неемии по приезде в Иерусалим естественно сравнить с таким же трехдневным промедлением Ездры (Езд 8:32). Ездра при этом действовал открыто, Неемия же — тайно.

2:13 ворота Долины. В ходе археологических раскопок были обнаружены ворота эпохи персидского владычества, идентифицированные как упоминаемые в данном стихе.

2:17 пуст. К тому времени Иерусалим уже около полутора столетий лежал в развалинах (см. ком. к 1:3). Предпринятая ранее попытка восстановить его стены была пресечена (Езд 4:7−23). Неемии предстояло в корне изменить ситуацию.

построим стену. См. ком. к 2:5.

2:18 Бога ... царя. Признание Неемией всемогущества Божией воли главным залогом успеха своего плана не исключает и того, что сознательные, ответственные поступки царя играют в этом непосредственную роль. См. ком. к 2:7−9.

будем строить. Замысел Неемии встретил искреннюю поддержку со стороны начальствующих в Иудее и в этом сказалось Божие благоволение (см. ком. к Езд 1:5).

2:19−20 Враги Израиля высмеивают попытку восстановления городских стен, на что Неемия отвечает, что Бог «благопоспешит» строителям.

2:19 Санаваллат... Товия. См. ст. 10 и ком.

Гешем Аравитянин. Третий, наряду с Санаваллатом и Товией (ст. 10), противник Неемии. Возможно, Гешем — предводитель арабов, контролировавший территорию к югу от Иудеи. Теперь Неемия оказывается с трех сторон окруженным врагами: Санаваллат на севере, Товия на востоке и Гешем на юге (см. ком. к 4:7−8).

2:20 Бог Небесный. См. ком. к 1:5.

благопоспешит нам. Неемия просил у Бога помощи в достижении своей цели (1:11); теперь же он выражает полную уверенность в том, что всемогущий Бог дарует Своему народу успех.

вам нет части. См. ком. к Езд 4:3.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [5] — Ранней весной 445 г. до н. э.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.