Библия » Сравнение переводов

Иов 1 глава

Книга Иова

Новый русский перевод

1 В земле Уц жил человек по имени Иов. Этот человек был непорочен и праведен, жил в страхе перед Богом и сторонился зла.
2 У него родилось семеро сыновей и три дочери.
3 Во владении у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, а еще великое множество слуг. Он был славнее всех жителей Востока.
4 Его сыновья сходились, чтобы пировать по очереди в домах друг у друга, и приглашали трех своих сестер, чтобы есть и пить вместе с ними.
5 Когда время пиров истекало, Иов посылал за ними и освящал их. Рано утром он возносил за каждого из них всесожжение, думая: «Быть может, мои сыновья согрешили и оскорбили Бога в своем сердце». Так Иов поступал постоянно.
6 Однажды сыновья Божьи пришли, чтобы предстать перед Господом, и с ними пришел сатана.1
7 Господь спросил сатану:
– Откуда ты пришел?
Сатана ответил Господу:
– Я скитался по земле и обошел ее всю.
8 Господь сказал сатане:
– Приметил ли ты Моего слугу Иова? Нет на земле такого человека, как он: непорочного и праведного, кто живет в страхе перед Богом и сторонится зла.
9 – Разве даром Иов боится Бога? – ответил Господу сатана. –
10 Разве не Ты оградил его самого, его домашних и все его добро? Ты благословил дело его рук, и его стада и отары заполонили землю.
11 Но протяни руку и порази все, что у него есть, – и он проклянет Тебя прямо в лицо.
12 Господь сказал сатане:
– Хорошо, все, что у него есть, в твоих руках, но на него самого руки не поднимай.
И сатана ушел от Господа.
13 Однажды, когда сыновья и дочери Иова пировали и пили вино в доме у старшего из братьев,
14 к Иову пришел вестник и сказал:
15 – Волы пахали и ослицы паслись неподалеку, когда напали шевеяне и угнали их. Они предали слуг мечу, и я – единственный, кто спасся, чтобы рассказать тебе об этом!
16 Он еще говорил, когда пришел другой вестник и сказал:
– Божий огонь пал с небес и сжег овец и слуг, и я – единственный, кто спасся, чтобы рассказать тебе об этом!
17 Он еще говорил, когда пришел третий вестник и сказал:
– Халдеи собрались в три отряда, набросились на стадо твоих верблюдов и угнали их. Они предали всех слуг мечу, и я – единственный, кто спасся, чтобы рассказать тебе об этом!
18 Он еще говорил, когда пришел еще один вестник и сказал:
– Твои сыновья и дочери пировали и пили вино в доме у старшего брата,
19 как вдруг страшный вихрь примчался из пустыни и пошатнул дом с четырех углов. Дом рухнул на них, и все они погибли, а я – единственный, кто спасся, чтобы рассказать тебе об этом.
20 Тогда Иов встал, разорвал на себе одежду и обрил голову. Он пал на землю, простерся ниц
21 и сказал:
– Нагим я вышел из чрева матери,
нагим из него и уйду.2
Господь даровал, Господь и отнял –
да будет имя Господне благословенно.
22 Во всем этом Иов не согрешил и не обвинил Бога в несправедливости к нему.

Новой Женевской Библии

1:1 Уц. Вероятно, область к юго-востоку от Палестины, между Едомом и Евфратом.

непорочен, справедлив и богобоязнен. Данное утверждение следует понимать не в том смысле, что Иов не имел грехов, но что он стремился к праведности.

1:3 семь тысяч мелкого скота... верблюдов ... волов... ослиц. В патриархальные времена богатство человека измерялось поголовьем домашнего скота (ср. Быт. 30,43). Упоминание о верблюдах свидетельствует, что Иов жил в регионе, прилегающем к пустыне Аравийского полуострова.

всех сынов Востока. Потомков Авраама от наложниц, отправленных им на восток (Быт. 25,6) и населявших Аравию и Месопотамию, которая называется "страною восточною" (Быт. 29,1; Чис. 23,7).

1:4 каждый... в свой день. Семейство Иова живет в соответствии с установленным родовым порядком, подчиняясь нормам и правилам, исходящим, по всей видимости, от Иова как от главы, т.е. отца и правителя.

1:5 Когда круг пиршественных дней совершался. Празднества были связаны с календарным циклом и имели, по всей видимости, религиозный характер. Поскольку Иов в них не участвовал, эти празднества, очевидно, носили языческий характер.

посылал за ними и освящал их. Иов исполнял обязанности не только правителя, но и первосвященника. Характерным является упоминание о том, что он "посылал за ними", т.е. не дети Иова заботились о своем духовном состоянии, а их отец: он вставал рано утром, он "возносил всесожжения по числу всех их".

похулили Бога в сердце своем. Букв.: "благословили Бога" – эвфемизм, означающий "прокляли Бога". Дети Иова не разделяли со своим отцом его веру и не были причастны к его праведности. Иными словами, они были богохульниками и кара, которая постигнет их, будет, по всей видимости, заслуженной. Здесь Иов, подобно Моисею, выступает одновременно и вождем, и законодателем, и первосвященником, и посредником между "сынами востока" (и своими сынами) и Богом, и ходатаем за них. Однако сыны Иова, в отличие от народа Израилева (который, впадая в грех, все же каялся), не имели представления ни о святости Бога, ни о праведности, ни о грехе, ни, тем более, о покаянии. Очистительные жертвы приносили не они – вместо них и за них это делал праведный Иов, который даже определенно не знал, в чем именно согрешили его дети, поскольку в их празднествах не участвовал и свидетелем их богохульства не был. Но, зная нравы своих детей, просил у Бога прощения за них.

1:6 – 2,13 Автор рисует картину происходящего на небесах.

1:6 был день, когда пришли сыны Божий. Эти слова противопоставляются ст. 5, где говорится, что Иов посылал за своими сыновьями, чтобы те предстали и пред ним, и пред Господом. В контексте Священного Писания понятие сыны Божий может иметь отношение не только к ангелам (Пс. 88,7), но и к людям (Пс. 81,6).

между ними пришел. Т.е. вместе с ними, как один из них.

сатана. В Ветхом Завете это слово встречается только в трех книгах (1,6; 2,1; 1 Пар. 21,1; Зах. 3,1.2). При этом, сатана нигде не выступает противоборцем Богу; противодействие сатаны касается только человека и в тех пределах, в которых это допускает Господь. Слова "Господь да запретит тебе, сатана" (Зах. 3,2) – являются наглядным выражением меры свободы, отпущенной сатане Господом (ср. 1,12; 2,6). См. статью "Сатана".

1:7 я ходил по земле. Земля – сфера действия сатаны.

1:8 обратил ли ты внимание твое..? То, что сатана "обращает внимание" на сынов человеческих, судя по данному тексту, входит в сферу его обязанностей и полномочий. В этой связи особое значение приобретают слова Иисуса: "...идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего" (Ин. 14,30). Очевидно, что князь мира все же кое-что имел в Иове, несмотря на непорочность последнего.

человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. Эта характеристика Иова, данная ему Богом, полностью повторяет характеристику, данную автором в ст. 1. Таким образом, Иов в глазах людей (и в своих собственных) полностью соответствовал тому, как видел его Господь. Но и в первом, и во втором случае слово "праведность" отсутствует (ср. Быт. 6,9; 7,1). И это не случайно, поскольку праведность и будет предметом разговора Иова и его друзей.

1:12 Сатане позволено испытать Иова, однако его власть ограничена пределами, положенными Богом. См. ком. к 1,6.

1:13 И был день. Все беды обрушиваются на Иова в течение одного дня.

сыновья его и дочери его ели и вино пили. См. ком. к 1,4; 1,5. С этих слов начинается перечень несчастий, обрушившихся на Иова, ими (см. ст. 18) и заканчивается. Однако на этот раз Иов не успел принести очистительных жертв за своих детей.

1:20 Знаки глубокой покорности, скорби и смирения.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.