Псалтирь 104 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Благодарите Господа, призывайте Его имя; возвещайте среди народов о Его делах.
2 Воспойте Ему, пойте Ему хвалу, рассказывайте о всех Его чудесах.
3 Хвалитесь Его святым именем; пусть веселятся сердца ищущих Господа.
4 Ищите Господа и силу Его, ищите лица Его всегда.
5 Помните чудеса, которые Он сотворил, знамения Его и суды, что Он произнес.
6 О потомки Авраама, слуги Его, о сыновья Иакова, избранные Его.
7 Он — Господь, наш Бог; суды Его по всей земле.
8 Он помнит Свой завет вечно, слово, данное Им для тысяч поколений, —
9 завет, что Он заключил с Авраамом, и клятву Его Исааку.
10 Утвердил Он это Иакову в закон и Израилю вечным заветом,
11 сказав: «Я отдам тебе Ханаанскую землю в удел твоего наследия».[217]
12 Когда они были малочисленны и незначительны, и были чужеземцами на этой земле,
13 то скитались от народа к народу и из царства в царство.
14 Он никому не давал их притеснять и укорял за них царей:
15 «Не трогайте помазанников Моих и пророкам Моим не делайте зла».[218]
16 Он послал голод на землю, уничтожил все запасы пищи.
17 Он послал перед ними человека: в рабство был продан Иосиф.
18 Стеснили оковами его ноги, надели на шею железное ярмо,
19 пока не исполнилось слово Господне, пока слово Господне не доказало его правоту.
20 Царь приказал, и развязали его, владыка народов освободил его.
21 Он сделал его господином над своим домом и правителем над всем своим владением,
22 чтобы он наставлял его приближенных, как хотел, и старейшин его учил мудрости.
23 Тогда пришёл Израиль в Египет, поселился Иаков в земле Хама.
24 И умножил Бог Свой народ и сделал его сильнее его врагов.
25 Возбудил в сердцах врагов ненависть к Своему народу и хитрость против Его рабов.[219]
26 Он послал Моисея, Своего слугу, и Аарона, которого избрал.
27 Они показали среди них Его чудеса и Его знамения — в земле Хама.
28 Он послал тьму, и стало темно, и они[220] не воспротивились Его слову.
29 Обратил воды их в кровь и погубил в них рыбу.
30 Земля их закишела множеством лягушек, которые были даже в покоях царей.
31 Он произнес слово, и налетели тучи мух, комары заполнили все их земли.
32 Он послал на них град вместо дождя и пылающий огонь — на их землю.
33 Побил виноград и инжир, поломал деревья в их земле.
34 Сказал, и пришла саранча, целые тучи без числа,
35 и съели всю траву в их земле и плоды на их полях.
36 Затем Он поразил всех первенцев в их земле — первые плоды их мужской силы.[221]
37 Он вывел Израиль с серебром и золотом, и не было ни одного среди родов, кто бы споткнулся.
38 Египет обрадовался их уходу, потому что страх перед ними напал на него.[222]
39 Бог простер облако, чтобы укрыть их, и огонь, чтобы светить ночью.[223]
40 Народ попросил, и Он послал перепелов, и насытил людей хлебом с небес.[224]
41 Рассек скалу, и полились воды, рекой потекли в пустыне.[225]
42 Ведь Он вспомнил Свое святое слово к Аврааму, Своему слуге.[226]
43 Он вывел Свой народ в радости, избранных Своих в веселии.
44 Дал им земли народов, и они унаследовали то, над чем трудились другие,
45 чтобы соблюдали Его установления и хранили Его законы.
Аллилуйя!

Новой Женевской Библии

Пс 104 Псалом посвящен великим деяниям Божиим в истории Израиля со времен патриархов и завета с Авраамом вплоть до прихода евреев в землю обетованную. Псалмопевец наставляет людей в молитвенном восхвалении Бога и укрепляет их веру в то, что Бог верен обетованиям Своего завета. Если Пс 103 славил Бога-Творца мироздания, то рассматриваемый псалом является размышлением о содеянном Богом в истории человечества. Первые пятнадцать стихов псалма (наряду с Пс 95 и частью Пс 105) процитированы в 1Пар, гл. 16, что можно рассматривать как свидетельство того, каким образом он использовался в богослужебной практике.

104:1 возвещайте в народах. Израиль не должен скрывать дарованное ему Богом знание. Народ Божий призван свидетельствовать о благодати Господа по всему миру.

104:2 поведайте о всех чудесах Его. Т.е. о милости и судах Божиих, явленных Им в истории человечества.

104:4 ищите лица Его. Т.е. всегда пребывайте в Его присутствии. Псалмопевец часто говорит об ужасе, в который повергает человека ощущение богооставлености (Пс 21:2; Пс 27:1).

104:5 Воспоминайте. Воспоминание в ВЗ есть нечто большее, нежели усилие разума. Оно требует от человека веры и послушания Богу; отступничество же связано с нежеланием помнить (о завете с Богом).

104:6 семя Авраамово. Т.е. те, к кому обращен псалом.

104:8 помнит. Снова (как и в ст. 5) речь идет о памяти, которая предполагает не только мысль, но и действие: в настоящем Господь действует, неизменно памятуя об обетованиях, данных Им Аврааму.

завет Свой. См. Введение: Характерные особенности и темы. Завет, о котором здесь говорится, — это завет с Авраамом (ст. 9).

104:9 Аврааму. См. Быт 12:1−3; гл. 15; 17.

Исааку. Господь заново скреплял узы завета с каждым из потомков Авраама (см. Быт 26:3).

104:11 дам землю Ханаанскую. См. Быт 15:17−20.

104:12 пришельцами. Авраам, Исаак и Иаков жили в земле обетованной, однако оставались в ней пришельцами, скитаясь по всему Ханаану.

104:14 возбранял о них царям. См. Быт 12:17.

104:15 пророкам Моим. Об Аврааме как о пророке говорит Быт 20:7.

104:16−22 В Египте Господь наделил Иосифа властью.

104:16 призвал голод. Создатель псалма обращается к истории Иосифа (Быт, гл. 37; 39−50). В данном случае речь идет о голоде, наступление которого Бог предвозвестил устами Иосифа (Быт, гл. 41). Господь устроил все таким образом, чтобы Иосиф смог достигнуть власти и «сохранить жизнь великому числу людей» (Быт 50:20).

104:23 пришел Израиль в Египет. См. Быт, гл. 46.

в землю Хамову. Т.е. в Египет.

104:28 Послал тьму. Псалмопевец придает особое значение девятой казни египетской и упоминает ее первой.

104:29 Преложил воду их в кровь. Первая казнь египетская.

104:30 множество жаб. Вторая казнь египетская.

104:31 пришли разные насекомые, скнипы. Речь идет соответственно о третьей и четвертой казнях, однако здесь они предстают объединенными в одну.

104:32 послал на них град. Псалмопевец пропускает пятую и шестую казни; казнь градом следовала седьмой.

104:34 пришла саранча. Восьмая казнь египетская.

104:36 поразил всякого первенца. Десятая, последняя, казнь, после которой фараон позволил израильтянам покинуть Гесем.

104:37 с серебром и золотом. Из этого стиха можно уяснить величие милости и щедрот Господних. Пребывая в Египте, порабощенные израильтяне немногое могли назвать своим. Однако Господь Своими казнями вселил такой страх в сердца египтян, что они не только отпустили евреев из рабства, но и вручили им большое богатство, лишь бы те быстрее покинули Египет (Исх 12:33−36). В сущности, это богатство было заработано евреями рабским трудом.

104:40 хлебом небесным насыщал их. Т.е. манной. Господь по милости Своей не только вывел евреев из Египта, но и хранил их в пустыне, предоставляя им пищу и питье.

104:42 святое слово Свое к Аврааму. Среди обетовании завета Божиего с Авраамом было и обещание сделать Израиль «великим народом» (Быт 12:2).

104:44 дал им земли народов. Псалмопевец имеет в виду завоевание евреями Ханаана.

104:45 чтобы соблюдали уставы Его. Отношения завета, связывающие Бога с Его народом, установил и охраняет Сам Бог. Люди же обязаны с благоговением хранить Его заповеди и следовать Его воле, запечатленной в законе.

Примечания:

 
Новый русский перевод
9 [217] — См. Быт 15:18−21; Быт 26:3-4; Быт 28:13-14.
12 [218] — См. Быт 12:10-20 и Быт 20, в которых описываются эти события.
23 [219] — См. Исх 1:1-14.
28 [220] — В знач.: «Моисей и Аарон».
26 [221] — См. Исх 3; 4; 7-12.
38 [222] — Вышеперечисленные события описываются в Исх. 1-14.
39 [223] — См. Исх 13:21-22.
40 [224] — См. Исх 16.
41 [225] — См. Исх 17:1-7.
42 [226] — См. Быт 12:1-3; 15; 17 главы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.