Псалтирь 59 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Дирижеру хора. На мотив «Лилия свидетельства». Мольба Давида. Для наставления.
2 Написано когда Давид воевал с Арам-Нахараимом[112] и с Арам-Цовой[113], и когда Иоав, вернувшись, сразил 12 000 эдомитян в Соляной долине.[114]
3 Ты отверг нас, Боже, и сокрушил; Ты был в гневе — вернись к нам снова!
4 Ты заставил землю дрожать и расколол её; исцели её раны — она содрогается.
5 Ты послал Своему народу безотрадные времена. Ты напоил нас вином, от которого нас шатает.
6 Но для тех, кто Тебя боится, поднял Ты знамя, чтобы они, собравшись к нему, стали для лука недосягаемы[115].
Пауза
7 Сохрани нас правой рукой Своей и ответь мне, чтобы возлюбленные Тобой спаслись.
8 Бог обещал в Своем святилище: «Я разделю, торжествуя, Шехем и долину Суккот размерю.[116]
9 Мой — Галаад и Мой — Манассия, Ефрем — Мой шлем, Иуда — Мой скипетр.[117]
10 Моав — Моя умывальная чаша, на Эдом Я брошу Мою сандалию[118], над землей филистимлян торжествующе воскликну».
11 Кто приведет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который нас отринул, и не выходишь с войсками нашими?
13 Окажи нам помощь в борьбе с врагом, потому что людская помощь бесполезна.
14 С Богом мы одержим победу; Он низвергнет наших врагов.

Новой Женевской Библии

Пс 59 Этот псалом оплакивает военное поражение Израиля и содержит вопрос к Господу, почему Он отвернулся от Своего народа.

59:1−2 Псалом 59 примечателен еще и тем, что снабжен самым пространным во всей Псалтири заглавием. Названные в заглавии события изложены в 2Цар, гл. 8 и 1Пар, гл. 18, которые, однако, говорят о сирийском походе Давида как об исключительно победоносном, тогда как ст. 2 заставляет предположить, что, кроме побед, израильское войско испытало и поражение. Но это не единственное расхождение текста псалма с историческими книгами. Так, называется другое число убитых в Соляной долине идумеев. Впрочем, это расхождение легко объяснить ошибкой древнего переписчика. Интересно также отметить, что разные библейские тексты приписывают честь победы над идумеями разным людям: Псалтирь — Иоаву, 2Цар 8:13 — Давиду, 1Пар 18:12 — Авессе. Но это противоречие не столь уж и значительно, ибо все трое названных являлись полководцами одного войска; в такой ситуации однозначно решить, кого из троих считать победителем, было практически невозможно.

59:3 Ты отринул нас. Отринув Свой народ, Господь оставил его один на один с неприятелем. Израильтяне не устояли в битве, так как были лишены Божиего присутствия, а следовательно, и Божией помощи.

59:5 напоил нас вином изумления. Испить что-либо на языке Писания означает испытать, ощутить на себе.

59:6 Даруй боящимся Тебя знамя. Смысл этого выражения не вполне ясен. Очевидно, речь здесь идет о поданном Богом израильтянам знаке надежды; возможно, здесь «знамя» — символ Божиего присутствия.

59:8 Бог сказал во святилище Своем. По всей видимости, имеется в виду пророчество, переданное Господом через одного из служителей храма. О том, как исполнилось это пророчество, см. 2Цар, гл. 8.

59:8−9 В этих двух стихах перечисляются разные области земли обетованной.

Сихем... Сокхоф. Согласно Быт 33:17−20, в этих местах, находящихся соответственно на восточном и западном берегах реки Иордан, после взаимного примирения поселились Иаков и Исав.

Галаад... Манассия. Эти области лежат на разных берегах Иордана.

Ефрем... Иуда. Ефрем и Иуда — два сильнейших израильских племени. Они часто враждовали между собой, но неизменно объединялись под знаменами Господа.

скипетр Мой. См. Быт 49:10.

59:10 Моав... Едома... земля Филистимская. Речь идет о небольших соседних с Израилем государствах. Их народы на протяжении веков досаждали израильтянам, но те, с Божией помощью, всякий раз брали над ними верх.

простру сапог Мой. Вернее: «простру сандалий Мой». Попирая ногой побежденного, победитель демонстрировал свое превосходство и презрение.

59:11 Кто введет меня..? По всей видимости, эти слова от имени всего народа произносит царь.

59:14 С Богом мы окажем силу. Лишь с Божией помощью Израиль может добиться победы над неприятелем. Идея, что победа обеспечена Израилю, когда на его стороне выступает Господь, лежит в основе ветхозаветного представления о священной войне.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [112]Арам-Нахараим. Арамеи, населявшие северо-западное Междуречье.
2 [113]Арам-Цова. Арамеи, населявшие центральный Арам.
2 [114] — См. 2 Цар. 8-10; 1 Пар. 18-19.
6 [115] — Или: собрались к нему ради истины.
8 [116]Шехем здесь представляет всю территорию к западу от реки Иордан, а долина Суккот— к востоку от реки.
9 [117]Галаад— земля на востоке Иордана. Роду Манассии принадлежала часть этой земли. Роду Ефрема принадлежала земля западнее Иордана, представляющая собой Северное царство Израиля. Роду Иуды принадлежала южная часть этой земли западнее Иордана.
10 [118] — Символ заключения сделки о земельном участке: продавец давал свою сандалию покупателю.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.