Псалтирь 88 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Наставление Етана езрахитянина.
2 Я всегда буду петь о милости Господа; устами своими возвещу верность Твою всем поколениям.
3 Я говорю: навсегда основана Твоя милость, верность Твоя утверждена на небесах.
4 Ты сказал: «С избранным Моим заключил Я завет, с Давидом, Моим слугой. Я дал клятву:
5 „Семя твое навеки утвержу, из поколения в поколение упрочу престол Твой“».
Пауза
6 Небеса прославляют Твои чудеса, Господи, и Твою верность — в собрании святых[192].
7 Ведь кто на небесах сравнится с Господом? Кто из сынов властителей[193] уподобится Господу?
8 Бог почитаем в великом собрании святых, Он более всех окружающих Его.
9 О Господь, Бог Сил, кто сравнится с Тобой в силе Твоей? Ты силен, и верность Твоя окружает Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря; когда волны вздымаются, Ты укрощаешь их.
11 Ты поразил Раава[194] и убил его; крепкой рукой Ты рассеял врагов Своих.
12 Небеса Твои и земля Твоя; Ты основал вселенную и всё, что её наполняет.
13 Север и юг Ты сотворил; горы Фавор и Хермон радуются имени Твоему.
14 Твоя мышца крепка, длань Твоя могуча, вознесена рука Твоя правая.
15 Справедливость и правосудие — основание престола Твоего, милость и верность идут пред Твоим лицом.
16 Благословен народ, знающий радостный крик, во свете Твоего лица, Господи, они будут ходить.
17 Во имя Твое они радуются целый день и праведностью Твоей возвышаются,
18 ведь Ты — их слава и мощь, и по Твоему благоволению наш рог[195] вознесется.
19 От Господа — щит наш, от Святого Израиля — царь наш.[196]
20 Некогда в видении Ты говорил верным Тебе[197]: «Я оказал помощь воину, вознес избранного из народа.
21 Я нашел Давида, Моего слугу, и Моим святым маслом помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не одолеет его[198], и нечестивый не притеснит его.
24 Сокрушу перед ним всех его врагов и поражу ненавидящих его.
25 Верность и милость Моя будут с ним, и во имя Мое возвысится его рог.
26 Левую руку его Я положу на море, а правую — на реки.
27 Он будет звать Меня: „Ты — Отец мой, Бог мой и скала моего спасения!“
28 И Я сделаю его первенцем, превыше всех царей земных.
29 Навек сохраню милость Свою к нему, и завет Мой с ним твердым будет.
30 Я продлю семя его навеки, и будет престол его долговечным, как небо.
31 Если потомки его забудут Мой Закон и не будут следовать Моим постановлениям,
32 если преступят установления Мои и не будут хранить Моих повелений,
33 то накажу их жезлом за их беззакония и ударами за их грехи.
34 Милости же Моей не отниму от него и не изменю верности Моей.
35 Своего Завета Я не нарушу и не отменю сказанного устами Моими.
36 Однажды Я поклялся Своею святостью, и не солгу Давиду:
37 семя его пребудет навеки, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 будет утвержден вовеки, как луна, он — верный свидетель на небесах».
Пауза
39 Но теперь Ты отринул помазанника Твоего, с презрением прогневался на него.
40 Ты отменил завет, что заключил со Своим слугой и поверг на землю венец его.
41 Ты разрушил все его ограды, крепости его превратил в развалины.
42 Крадут у него все проходящие мимо; он стал посмешищем для соседей своих.
43 Ты вознес правую руку противников его, всех его врагов обрадовал.
44 Ты повернул вспять острие его меча и не укрепил его в сражении.
45 Отнял у него блеск и поверг его престол на землю.
46 Ты сократил дни его юности и покрыл его стыдом.
Пауза
47 Долго ли, Господи, будешь ещё скрываться? Долго ли, как огонь, будет пылать гнев Твой?
48 Вспомни, как коротка моя жизнь! Ужели напрасно Ты сотворил человека?[199]
49 Какой человек жил и не видел смерти, избавил ли он душу свою от руки мира мертвых?
Пауза
50 Где Твоя прежняя милость, Владыка, о которой Ты клялся Давиду верностью Своей?
51 Вспомни, Владыка, поношение слуг Твоих от многих народов, которое ношу я в себе,
52 как злословят Твои враги, Господи, как бесславят они следы Твоего помазанника.
53 Благословен будь, Господи, навек!
Аминь и аминь!

Новой Женевской Библии

Пс 88 Несмотря на то, что данный псалом открывается исполненной радости хвалой, его все же следует отнести к группе плачей. Центральная тема псалма — завет Божий с Давидом. 2Цар 7:4−17 повествует о тесных отеческих отношениях, которые Бог установил с Давидом. Ему было угодно, чтобы эти отношения распространились на всех верных Ему потомков царя. Однако обетование «вечной» жизни дому Давидову отнюдь не освобождало царя и его потомков от обязательств перед Богом. Господь предостерегал потомков Давида: «если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих» (2Цар 7:14). Но уже сын Давида, Соломон, впал в вероотступничество, исполняя религиозные обряды своих иноземных жен (2Цар, гл. 11). Господь, по великой милости Своей, попустил многовековое царствование потомков Давида, невзирая на то, что многие из них не хранили верности завету. Но гнев Господень все же постиг их, и весь народ был обречен Богом на вавилонское пленение, вместе с которым оборвалось царствование династии Давида. Между тем история взаимоотношений избранного народа с Богом отнюдь не заканчивается вавилонским пленением. Падение царского дома Иудеи только ярче высвечивает исполнение обетования Господа Давиду во Иисусе Христе. Христос, сын Давидов по плоти (Рим 1:3), вовеки восседает на престоле небесном одесную Отца Своего.

88:2 Милости Твои. Псалмопевец воздает хвалу чудесной верности Бога Своему народу, явленной в милостях завета.

88:4 клялся Давиду. Псалмопевец повторяет слова завета, заключенного Господом с Давидом (см. 2Цар, гл. 7 и 1Пар, гл. 17).

88:5 навек утвержу семя твое. В этих словах заключена центральная идея псалма (см. Введение: Характерные особенности и темы).

88:6 небеса прославят чудные дела Твои. В данном стихе небеса персонифицируются, подразумевая всех обитателей неба (ангелов, херувимов).

88:7 кто на небесах сравнится с Господом? Упомянув о других обитателях неба, псалмопевец незамедлительно отмечает исключительность Господа. Все они, наравне с людьми, — Его творения. Утверждение исключительности Бога Израиля важно тем, что опровергает религиозные представления соседних с израильтянами народов. В письменных памятниках Ханаана и Месопотамии также встречается понятие «собрание святых», однако язычники понимали под ним сонм богов, из которых одни более могущественны, чем другие. Утверждая неповторимость божественного естества Господа, псалмопевец тем самым обособляется от упомянутых языческих представлений.

88:10 Ты владычествуешь над яростью моря. Т.е. над бездной и хаосом.

88:11 Ты низложил Раава. Имеется в виду мифологическое морское чудовище (наподобие левиафана), символизирующее силы зла и разрушения (Иов 9:13). Кроме того, именем Раав иногда называется Египет (см. Пс 86:4 и ком.).

88:12 вселенную... Ты основал. В отличие от языческих богов, Бог является Создателем вселенной.

88:13 Фавор и Ермон. Гора Ермон, находящаяся на самом севере Израиля, по высоте превосходит все другие горы страны. Фавор, известный необычной формой своей вершины, возвышается в долине Меггиддо и служит вехой, на которой сходятся границы владений трех колен.

88:15 Правосудие и правота. Праведность, справедливость и святость — сущность Господа, которую Он открывает Своему творению.

предходят пред лицем Твоим. Милость Божия опережает, предваряет непогрешимую истинность Его суда.

88:16 Блажен. См. ком. к Пс 1:1.

88:18 рог наш. Т.е. царь. Мысль о том, что Господь есть Тот, Кто вооружает царя его властью, раскрывается в следующем стихе.

88:20 говорил Ты в видении. Несмотря на то, что Писание не содержит слов, в точности совпадающих с приводимыми ниже, в данном стихе можно видеть либо неточный пересказ откровения Господа Нафану (2Цар, гл. 7), либо слова, которыми Господь впервые возвестил Самуилу об избрании Им на царствование Давида (1Цар, гл. 16).

88:22 мышца Моя укрепит его. На царя возложены священные обязанности, как общественные, так и религиозные. Господь обещает даровать Давиду силы, чтобы он мог с честью эти обязанности исполнять.

88:25 истина Моя и милость Моя. Эти ключевые для данного псалма слова повторяются на всем его протяжении (см. ком. к ст. 1).

88:27 Ты отец мой. Данные слова свидетельствуют о тесных узах, связывающих Давида с Богом (2Цар 7:14).

88:28 сделаю его первенцем. Данный стих говорит о Давиде не просто как об одном из чад Божиих, а как о первом и достойнейшем из них. Тесные узы, связывающие Давида с Богом — прообраз отношений Всевышнего со Своим Единородным Сыном, Иисусом Христом.

88:30 продолжу вовек семя его. Это обетование исполнилось в Иисусе Христе — потомке царя Давида во плоти.

88:32 уставы Мои. Т.е. волю Господа, запечатленную в книгах Закона.

88:33 посещу жезлом беззаконие их. Завет Господа с Давидом предусматривал жестокую кару царю в случае его отступничества (2Цар 7:14). В соответствии с этим заветом Господь нередко карал царей Израиля руками их врагов, как внутренних (Иеровоам в 3Цар 11:9−40), так и внешних (египтяне, ассирийцы, вавилоняне).

88:35 Не нарушу завета Моего. Обетования Божии пребывают вовек. Завет, который Бог заключил с Давидом, нес в себе элемент условности (ст. 33), т.е. предусматривал исполнение царями определенных обязательств. В то же время окончательное исполнение этого завета в Иисусе Христе является безусловным.

88:39 Ты отринул. Первая часть псалма исполнена торжества и восхваления чудесных уз, связывавших Бога и царя в прошлом. В данном же стихе псалмопевец обращается к настоящему, когда узы эти распались: Господь расторг их, прогневавшись на царя за его грехи.

на помазанника Твоего. Речь идет об одном из наследников Давида на израильском престоле; о каком именно — неизвестно.

88:53 Этим славословием завершается третья книга Псалтири (см. Введение: Характерные особенности и темы).

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [192] — Возможное значение: ангелов. Так же в ст. 8.
7 [193] — Букв.: сыновей бога; или: сыновей Бога.
11 [194]Раав. Мифическое морское чудовище, символизирующее силы зла и разрушения. Кроме того, этим именем иногда называют Египет.
18 [195] — Рог был символом могущества, власти и силы. То же в ст. 25.
19 [196] — Или: « Господь — щит наш, Святой Израиля — Царь наш».
20 [197] — См. 2Цар 7:4-17.
23 [198] — Или: не сделает его данником.
48 [199] — Или: « Почему смертным Ты сотворил человека?»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.