Исход 21 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Вот законы, которые ты должен им дать.
2 Если купишь раба-еврея и он прослужит у тебя шесть лет, то на седьмой год он должен стать свободным без выкупа.
3 Если он пришёл один, пусть один и освободится, а если пришёл с женой, пусть вместе с ним станет свободной и она.
4 Если господин даст ему жену и она родит ему сыновей или дочерей, то женщина и дети будут принадлежать господину, а свободным станет только он сам.
5 Но если раб скажет: „Я люблю своего господина и жену с детьми. Я не хочу становиться свободным“,
6 то пусть господин приведет его к судьям,[59] подведет к двери или дверному косяку и проколет ему ухо шилом. После этого он останется его рабом на всю жизнь.
7 Если человек продаст дочь в рабство, то она не должна освобождаться из рабства, как рабы-мужчины.[60]
8 Если она не угодит господину, который выбрал её себе в жёны,[61] он должен позволить выкупить её. Он не имеет права продавать её чужеземцам, потому что обошелся с ней нечестно.
9 Выбрав её женой для сына, пусть даст ей права дочери.
10 Если он женится на другой, пусть не лишает первую жену еды, одежды и супружеских прав.
11 Если он не даст ей всё это, то она может стать свободной без выкупа.
12 Любой, кто ударит человека и убьет его, будет предан смерти.
13 Если он сделает это неумышленно, если Бог допустит этому случиться, то пусть убийца убежит, куда Я укажу.[62]
14 Но если человек затаит зло и убьет другого человека намеренно, то заберите его от Моего жертвенника[63] и предайте смерти.
15 Любой, кто ударит[64] отца или мать, должен быть предан смерти.
16 Любой, кто украдет человека и продаст его или будет ещё держать его у себя, когда его схватят, должен быть предан смерти.
17 Любой, кто злословит отца или мать, должен быть предан смерти.
18 Если мужчины поссорятся и один ударит другого камнем или кулаком[65] и тот не умрет, но сляжет,
19 то нанесший удар не будет в ответе, если тот, кто получил увечье, поднимется и станет выходить из дома, опираясь на палку. Но он должен заплатить ему за потерянное время и за лечение.
20 Если хозяин ударит раба или рабыню палкой и раб тотчас умрет, то хозяин должен быть наказан.
21 Но если раб встанет через день или два,[66] то хозяина наказывать не следует, потому что раб — его собственность.
22 Если дерущиеся мужчины ударят беременную женщину и она преждевременно родит[67], но другого вреда не будет, то с обидчика нужно взыскать всё, что потребует муж и позволит суд.
23 Если будет причинен вред, то берите жизнь за жизнь,
24 глаз за глаз, зуб за зуб, ногу за ногу,
25 ожог за ожог, рану за рану, ушиб за ушиб.
26 Если хозяин ударит раба или рабыню в глаз и выбьет его, то пусть отпустит их на свободу за потерянный глаз.
27 Если он выбьет рабу или рабыне зуб, то пусть отпустит их на свободу за выбитый зуб.
28 Если бык забодает мужчину или женщину до смерти, то быка нужно забить камнями, а мясо его есть нельзя. Но хозяин быка не будет в ответе.
29 Если бык был бодлив и хозяина предупреждали, но он не смотрел за ним, и тот убил мужчину или женщину, то быка нужно забить камнями, а хозяина тоже предать смерти.
30 Впрочем, если с него потребуют выкуп, он может откупиться, заплатив столько, сколько потребуется.
31 Этот же закон действует, если бык забодает мальчика или девочку.
32 Если бык забодает раба или рабыню, то пусть хозяин заплатит их господину тридцать шекелей[68] серебра, а быка пусть забьют камнями.
33 Если кто-то, открыв или выкопав яму, не закроет её, и туда упадут вол или осел,
34 то тот, кто выкопал яму, должен заплатить за потерю. Пусть он заплатит хозяину, а туша будет его.
35 Если чей-то бык изувечит чужого быка и тот умрет, то пусть хозяева продадут живого быка и поделят поровну и выручку, и тушу.
36 Но если было известно, что бык бодлив, а хозяин не держал его взаперти, то он должен заплатить быком за быка, а тушу пусть возьмет себе.

Новой Женевской Библии

21:1 — 23:33 Господь излагает постановления Своего завета.

21:1 законы. Данные законы дополняют основные (20:1−17) в качестве принципов, регулирующих социальные взаимоотношения. Производный характер этих законов предполагает, что они были переданы Богом через Моисея и не произносились перед всем народом, как Десять Заповедей. Гражданские и уголовные законы представлены в 22:1 — 22:15; законы, касающиеся нравственности, — в 22:16−27; 23:1−9; законы о поклонении — в 20:22−26; 22:28−30; 23:10−19. В 22:17 и далее излагаются судебные законы (типа «Если ... тогда»), предполагающие наказания. Далее следуют императивные законы (типа законов 20:1−17, гласящих: «Не делай того-то и того-то»). Эти социальные законы были призваны регулировать жизнь Израиля в обетованной земле. В древнем мире подобные судебные законы напоминали об ответственности правителя за обеспечение правосудия на его территории. О том, когда требуется Божие правосудие, рассказывается в гл. 21−23.

21:2 Еврея. Здесь имеется в виду раб-израильтянин. В случае, если человек не в состоянии выплатить долг или полностью обнищал, он мог продать себя или свою жену в рабство (4Цар 4:1; Неем 5:1−5; Ам 2:6). Израильтянин мог быть также продан в рабство своим отцом (ст. 7). Закон ограничивает срок подобного порабощения шестью годами. В юбилейный (пятидесятый) год раб должен был освобождаться. Вполне естественно, что законы, определяющие положение раба, открывали весь свод законов — израильтяне долгое время находились в порабощении у египтян.

21:6 пред богов. Т.е. пред судей. Вероятно, суд вершился в стенах святилищ Божиего. Здесь не уделяется особого внимания двери или дверному косяку, однако во Втор 15:17 эта деталь подчеркивается особо. Прокалывание уха было публичным признанием вечного рабства.

21:7−11 Законом предусматривалась продажа женщин в наложницы, а также их защита в дальнейшем. Рабыня могла быть куплена в качестве будущей невестки.

21:12 ударит. Имеется в виду удар, который нанесен умышленно.

21:13 не злоумышлял. Здесь говорится о непреднамеренном действии. Человек, совершивший этот поступок (в отличие от злоумышленника), может найти прибежище и защиту в святилище. Пребывание там продолжается до тех пор, пока не будет доказана невиновность или вина скрывающегося (3Пар 1:50 — 2:46) или же пока не утихнет гнев мстителя и не будет определен размер выкупа.

21:15 ударит отца своего. Подобные действия являются нарушением пятой заповеди.

21:16 украдет человека. В древнем мире похищение человека с целью превращения его в раба было обычным явлением.

21:17 злословит. Еще одно нарушение пятой заповеди.

21:18 камнем, или кулаком. Речь идет о менее тяжких, чем убийство, непреднамеренных действиях, которые человек совершает, не имея какого-либо оружия.

21:19 если... будет выходить из дома с помощью палки. Т.е. если человек выздоравливает.

21:20 раба. Раб, согласно Божиему установлению, провозглашается личностью, что было весьма необычным для норм того времени. Если после удара хозяина раб находился в постели временно, то поступок хозяина считался мерой воспитания, не покушением на убийство.

21:21 серебро. В то время как законы ВЗ были терпимы к «рабству по соглашению» (продажа себя в рабство), Благая Весть новозаветного христианства привел к его отмене. Законы, регламентирующие жизнь Израиля, должны быть истолкованы в их социальном и культурном контексте. Они сдерживали эксплуатацию и угнетение, имея в виду человеческое «жестокосердие» (ср. Мф 19:8).

21:22 она выкинет. Букв.: «и дети выйдут». Имеется в виду любой ребенок, мальчик или девочка, один или двое, поэтому здесь используется общее слово «дети» (как в ст. 4 и 1:17−18). Глагол же означает рождение ребенка, появление его из материнской утробы (Быт 25:26; Быт 38:28−30). В данном случае говорится о вреде, причиненном матери и преждевременно родившемуся ребенку.

21:24 глаз за глаз. В данном стихе изложен основополагающий принцип, суть которого в том, что правонарушитель обязан нести ответственность адекватно причиненному ущербу, не более и не менее (Лев 24:19−20; Втор 19:21). Подобный закон существовал и в своде законов Хаммурапи (1792−1760 гг. до Р.Х.), хотя там оговаривалось, что в случае нанесения увечья члену общины можно было ограничиться уплатой штрафа.

21:28 Если вол забодает. За ущерб, нанесенный животными, ответственность несет их хозяин, который обязан выплатить соответствующее возмещение. Поскольку вол повинен в смерти человека, мясо этого животного нельзя употреблять в пищу.

21:32 тридцать сиклей серебра. Цена раба устанавливалась ниже цены свободного человека; и именно такой была цена предательства Иуды, выдавшего Иисус (Зах 11:12; Мф 26:15).

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [59] — Или: поставит его перед Богом.
7 [60] — Продажа девушки в рабство зачастую означала, что она становилась женой или наложницей хозяина. Рабыня могла быть куплена и в качестве будущей невестки.
8 [61] — Или: « господину, и он не выберет ее, то…»
13 [62] — См. Нав 20:1-9.
14 [63] — В древности жертвенник считался местом убежища для преследуемых.
15 [64] — Или: убьет.
18 [65] — Или: орудием.
21 [66] — Или: « Но если раб проживет еще день или два».
22 [67] — Или: выкинет.
32 [68] — Около 345 г.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.