Исход 23 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Не разноси лживых слухов. Не помогай виновному, чтобы не быть свидетелем злонамеренным.
2 Не следуй за большинством, творя зло или извращая на суде правду,
3 и не потворствуй бедному в его тяжбе.
4 Если увидишь, что вол или осел твоего врага заблудились, то непременно верни их ему.
5 Если увидишь, что осел того, кто ненавидит тебя, упал под ношей, не оставляйте его так, непременно помоги ему.
6 Не лишай бедняков правосудия.
7 Не обвиняй ложно, не казни невиновного и праведного: Я не прощу такого злодеяния.
8 Не бери взятки, потому что взятка ослепляет зрячих и искажает слова праведников.
9 Не угнетай поселенцев. Вы сами знаете, каково поселенцам, потому что были ими в Египте.
10 Шесть лет засевай поля и собирай урожай,
11 а на седьмой год пусть земля отдыхает под паром. Тогда бедняки из народа смогут кормиться от неё, а звери — доедать после них остатки. Так же поступай с виноградниками и оливковыми рощами.
12 Шесть дней трудись, но в седьмой день не работай, чтобы твой вол и осел отдохнули, а раб, рожденный у тебя в доме, и поселенец набрались сил.
13 Будьте внимательны ко всему, что Я вам сказал. Не призывайте имен других богов. Пусть ваши уста даже не произносят их имен.
14 Три раза в год устраивай Мне праздник.
15 Справляй праздник Пресных хлебов. Семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе. Делай так в установленное время месяца авива, потому что в этом месяце ты вышел из Египта. Пусть никто не приходит поклоняться Мне с пустыми руками.
16 Справляйте праздник Жатвы, когда собираешь первые плоды посеянного тобой в поле. Справляй и праздник Сбора плодов[74] в конце года, когда убираешь с поля весь урожай.
17 Пусть три раза в год все мужчины предстают пред лицо Владыки Господа.
18 Когда приносишь Мне жертву, не проливай кровь животного на дрожжевой хлеб.
Жир от праздничных приношений нельзя хранить до утра.
19 Лучшее из первых плодов твоей земли приноси в дом Господа, твоего Бога.
Не вари козленка в молоке его матери.
20 Я посылаю перед вами Ангела, чтобы защищать вас в пути и привести на место, которое Я приготовил.
21 Будьте внимательны к Нему и слушайтесь Его. Не восставайте против Него; Он не простит вам отступничества, потому что в Нем Мое имя.
22 Если вы будете слушаться Его, если будете исполнять всё, что Я говорю, Я буду врагом вашим врагам и противником вашим противникам.
23 Мой Ангел пойдет перед вами и приведет вас в землю аморреев, хеттов, ферезеев, хананеев, хиввеев и иевусеев, и Я погублю их.
24 Не поклоняйтесь их богам, не служите им и не подражайте их обычаям. Сокрушите их и разбейте на куски их священные камни.
25 Служите Господу, вашему Богу, и Его благословение будет на вашей пище и воде. Я избавлю вас от болезней,
26 и в вашей земле не будет выкидышей и бесплодия. Я сделаю полным число дней вашей жизни.
27 Я пошлю перед вами Мой ужас и повергну в смятение всякий народ, против которого вы пойдете. Я обращу в бегство ваших врагов.
28 Я пошлю перед вами шершней, чтобы прогнать с вашей дороги хиввеев, хананеев и хеттов.
29 Но Я не прогоню их в один год — ведь тогда земля опустеет, а диких зверей станет слишком много.
30 Я буду прогонять их от вас постепенно, пока вы не расплодитесь настолько, чтобы завладеть этой землей.
31 Я проведу ваши границы от Красного моря до Филистимского моря[75] и от пустыни до Евфрата. Я отдам вам во власть жителей этой земли, и вы прогоните их от себя.
32 Не заключайте союз ни с ними, ни с их богами.
33 Не давайте им жить на вашей земле, иначе они введут вас в грех против Меня: служение их богам непременно станет для вас западней».

Новой Женевской Библии

23:1 свидетелем неправды. Имеется в виду свидетель в судебном разбирательстве, касающемся акта насилия, когда мог быть вынесен смертный приговор.

23:2 Не следуй. Всегда было и остается предосудительным уступать давлению большинства, становясь при этом соучастником неправедного дела.

23:4 врага твоего. Члену общины запрещается обращать себе во благо бедственное положение своего врага (возможно, здесь имеется в виду законный противник).

23:6 Не суди превратно. В ст. 6−8 представлены инструкции, регулирующие судебные разбирательства. Судьи должны быть честны и неподкупны; жалобы следует рассматривать беспристрастно.

23:9 Пришельца. Этот стих перекликается с 22:21, но здесь он излагается в контексте закона, а не социальных отношений.

23:11 в седьмой. Бедняки должны были питаться урожаем субботнего года. В отличие от богатых членов общины, они не могли обеспечить себя продуктами в седьмой год. На этот год распространялся порядок, предписанный для времени субботнего покоя.

питались звери полевые. Это постановление исходит от Творца, Который заботится о малых птицах (Мф 10:29) и кормит воронов (Лк 12:24).

23:14 Три раза в году. Три ежегодных праздника Израиля связаны с непрерывным циклом сельскохозяйственных работ. Первый урожай приходился на месяц авив (апрель/май), когда созревал ячмень и отмечался праздник Пасхи и праздник Опресноков. Созревание других зерновых культур происходило семь недель спустя, давая начало празднику Жатвы, т.е. Пятидесятнице (через пятьдесят дней после Пасхи, в июне). Окончательное созревание всего урожая знаменовалось праздником собирания Плодов (в сентябре). Праздник Пасхи был первым в череде праздничных дней.

23:15 праздник опресноков. Был установлен в память о поспешном исходе из Египта. Пасха и праздник Опресноков считались одним праздником.

23:16 праздник жатвы. Этот праздник также называют праздником Седьмиц, поскольку его отмечали через семь недель после праздника Опресноков. Согласно НЗ, он соответствует дню Пятидесятницы (Деян, гл. 2), когда на Церковь сошел Святой Дух (Рим 8:23).

праздник собирания плодов. Известен также под названием «праздник поставления кущей (шалашей)» (Лев 23:24) — в память об исходе из Египта, когда израильтяне жили во временных жилищах. Этот праздник отмечается в конце сельскохозяйственного года (после уборки всего урожая). Он служит напоминанием о странствиях израильтян по пустыне.

в конце года. Год по израильскому календарю завершался осенью. Лишь позднее, под влиянием вавилонян, начало года было перенесено на весну. Некоторые исследователи полагают, что всегда существовали одновременно два календаря: один — религиозный, другой — гражданский.

23:18 не изливай крови жертвы. Предписания, изложенные в этом стихе, часто связывают с Пасхой; правильнее было бы воспринимать их по отношению к жертвоприношению вообще.

23:19 Начатки плодов. Начатки плодов олицетворяли весь урожай. Этот образ связывается с воскресением Христа (1Кор 15:20).

не вари. Этот запрет представляет (в образной форме) этические нормы. Кроме того, не исключается, что, символически, он запрещает использовать то, что предназначено для поддержания жизни (молоко), в целях разрушения этой жизни. Данная часть ст. 19 является библейским обоснованием современной практики кошерной пищи, когда мясные и молочные продукты нельзя употреблять в пищу одновременно.

23:20−33 Эти стихи, завершающие книгу Завета, в какой-то мере соответствуют 20:22−26. Здесь особенно подчеркивается посвящение Израиля Господу и отказ от всех иных богов.

23:20 Ангела. Ангел Божий таинственным образом отличается от Бога и, в то же время, отождествляется с Ним (14:19 и ком.). Присутствие Ангела, так же как и присутствие Бога, сопровождается облаком (14:19).

23:21 имя Мое в Нем. Иначе говоря, Ангел воплощает природу Бога. То, что говорит Ангел, говорит Бог (ст. 22). Он будет расценивать бунт против себя как бунт против Бога. См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога».

23:24 столбы их. Израильтяне также должны разрушить священные столбы в местах поклонения хананеев. Подобные столбы, узаконенные ранее (Быт 28:28), отныне запрещались. Израильтяне должны уничтожить все, связанное с языческими обрядами.

23:25 Он благословит. Во Втор 28:1−14 дан более длинный перечень благословений Израилю.

23:27 Ужас Мой. Это одно из ключевых выражений, использованных в описании священной войны Израиля.

23:28 шершней. Возможно, это метафора, связанная с военными действиями египтян против упомянутых народов.

23:31 пределы. Пределы обетованной земли не были установлены вплоть до царствования Давида, при котором формально окончилось завоевание всей территории.

моря Чермного. Очевидно, имеется в виду залив Акаба на юго-востоке (см. также ком. к 13:18).

23:32 не заключай союза. Однако Израиль не выполнил этот наказ (Нав 9).

Примечания:

 
Новый русский перевод
16 [74] — См. Лев 23:39-43.
31 [75] — То есть до Средиземного моря.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.