Исход 32 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Увидев, что Моисей медлит спускаться с горы, народ собрался вокруг Аарона и сказал:
— Послушай, сделай нам богов[115], которые пойдут перед нами, потому что мы не знаем, что приключилось с этим Моисеем, выведшим нас из Египта.
2 Аарон ответил им:
— Снимите золотые серьги с ваших жен, сыновей и дочерей и принесите их мне.
3 Народ снял золотые серьги и принес их Аарону.
4 Он взял то, что они принесли ему, и сделал из этого золота литого тельца, придав ему вид резцом. Тогда они сказали:
— Вот твои боги,[116] Израиль, которые вывели тебя из Египта.
5 Увидев это, Аарон поставил перед тельцом жертвенник и возвестил:
— Завтра — праздник Господу.
6 Встав на следующий день рано утром, они принесли всесожжения и жертвы примирения. Народ сел есть и пить, а потом встал веселиться.
7 Тогда Господь сказал Моисею: «Спускайся с горы. Твой народ, который ты вывел из Египта, развратился.
8 Как скоро они сошли с пути, которого Я повелел им держаться! Они сделали себе литого тельца, поклонились ему и принесли ему жертвы, говоря: „Вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из Египта“».
9 — Я вижу этот народ, — сказал Господь Моисею, — он упрям.
10 Итак, оставь Меня. Я обращу Свой гнев на них и погублю их. Потом Я произведу великий народ от тебя.
11 Но Моисей принялся умолять Господа, своего Бога:
— Господи, — сказал он, — зачем Тебе гневаться на Свой народ, который Ты вывел из Египта великой силой и могучей рукой?
12 Зачем египтянам давать повод говорить: «Он вывел их со злым умыслом, чтобы убить в горах и стереть с лица земли?» Оставь Свой пылающий гнев, смягчись, не наводи на Свой народ беду.
13 Вспомни Твоих слуг Авраама, Исаака и Израиля, которым Ты клялся Собой: «Я дам вам столько потомков, сколько на небе звезд. Весь этот край, который Я обещал отдать им, будет достоянием ваших потомков навеки».
14 Господь смягчился и не навел на Свой народ беду, которой грозил.
15 Моисей повернулся и спустился с горы с двумя каменными плитками свидетельства в руках. Они были исписаны с обеих сторон, спереди и сзади.
16 Бог сделал эти плитки и Он высек на них Свои письмена.
17 Когда Иисус услышал гул кричащего народа, он сказал Моисею:
— В лагере шум битвы.
18 Но Моисей ответил:
— Это не клич победителей, не плач побежденных: голос поющих я слышу.
19 Подойдя к лагерю и увидев тельца и пляски, Моисей разгневался. Он бросил каменные плитки, которые нес, разбив их на куски у подножия горы.
20 Он взял сделанного ими тельца и расплавил его в огне. Он стер его в порошок, рассыпал по воде и заставил израильтян пить эту воду.
21 Моисей сказал Аарону:
— Что сделали тебе эти люди, что ты ввел их в такой страшный грех?
22 — Не гневайся, мой господин, — ответил Аарон. — Ты знаешь, как склонны эти люди к злу.
23 Они сказали мне: «Сделай нам богов, которые пойдут перед нами, потому что мы не знаем, что приключилось с этим Моисеем, выведшим нас из Египта».
24 Тогда я сказал им: «У кого есть золотые украшения, пусть снимет их». Они дали мне золото, я бросил его в огонь, и вышел этот телец!
25 Моисей увидел, что люди необузданны, потому что Аарон позволил им это на посмешище врагам.
26 Он встал у входа в лагерь и сказал: «Кто за Господа — ко мне!» И вокруг него собрались все левиты.
27 Он сказал им:
— Так говорит Господь, Бог Израиля: «Все опояшьтесь мечом! Идите через лагерь от ворот до ворот и обратно, убивая братьев, друзей и ближних».
28 Левиты сделали, как повелел Моисей, и в тот день из народа погибло около трех тысяч человек.
29 Моисей сказал:
— Сегодня вы посвятили себя служению Господу ценой сыновей и братьев, и Он благословил вас.
30 На другой день Моисей сказал народу:
— Вы совершили страшный грех. Но сейчас я поднимусь к Господу, может быть, я смогу загладить ваш грех.
31 Моисей вернулся к Господу и сказал:
— Да, эти люди совершили страшный грех, сделав себе золотых богов.
32 Но теперь, молю, прости их, а если не простишь — так сотри и мое имя из книги, которую Ты написал.[117]
33 Господь ответил Моисею:
— Того, кто грешит против Меня, Я сотру из Моей книги.
34 А теперь ступай, веди народ туда, куда Я тебе сказал, и Мой Ангел пойдет перед тобой. Но когда придет срок, Я накажу их за грех.
35 Господь поразил народ мором за то, что они сделали тельца — того, которого изготовил Аарон.

Новой Женевской Библии

32:1 не знаем. Поведение израильтян объясняется именно этим словом: они еще не знали Бога и не осознавали различия между Господом и золотым тельцом.

32:4 тельца. Телец как символ божества был широко известен в древнем мире. Возможно, здесь имеется в виду изваяние Аписа, египетского бога, ассоциированного с быком. По всей вероятности, Аарон пытался загладить вину народа и оправдать отступничество построением жертвенника и провозглашением праздника Яхве. Израильтяне, принеся жертвы тельцу, сказали: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» В этом возгласе Аарон усмотрел обращение к Яхве. Он, возможно, вообразил, что народ поклонялся тельцу как символу Господа (разумеется, это нельзя считать оправданием, даже в этом случае израильтяне были виновны в идолопоклонстве). В возгласе народа используется глагол в форме множественного числа («вывели») с существительным Элохим («Бог» или «боги»). Если это существительное обозначало Бога, с ним всегда употреблялся глагол в форме единственного числа. Народ обратился за водительством к золотому тельцу, грубо извратив слова Господа (20:2).

32:5 праздник. Возможно, Аарон имеет в виду праздник, упомянутый в 3:19, который также следовало отметить на горе Синай. Первая, вторая, третья и, возможно, седьмая заповеди были грубо нарушены, но особенно подчеркивается нарушение второй заповеди. Золотой телец символизировал решимость израильтян иметь такого Бога, который отвечал бы их собственным представлениям. Действительный, истинный символ Божиего присутствия, которого требовал народ, в этот момент был дан Моисею на горе Синай.

32:6 играть. После еды народ, вероятно, стал предаваться распутству (Быт 26:8; Быт 39:14, 17). Это в корне отличается от трапезы, описанной в 24:11.

32:7 народ твой, который ты вывел. Господь обещал патриархам (Иакову) вывести из Египта народ, который произойдет от него. Но из Египта вышли не духовные потомки Иакова и патриархов, а язычники, поклоняющиеся тельцу. Этими словами Господь как бы говорит, что идолопоклонники не имеют отношения к обетованиям, данным Аврааму, Исааку и Иакову. Кроме того, эти слова являются ответом на утверждение израильтян: «вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской».

32:9 жестоковыйный. Непокорный, упрямый.

32:10 произведу многочисленный народ от тебя. В духовном смысле это и произойдет, поскольку вера Моисея станет верой народа израильского (в новом поколении, родившемся и возмужавшем в пустыне).

32:13 Израиля. Обычно после имен Авраама и Исаака называлось имя Иакова, но Моисей заменяет его именем Израиль в соответствии со сложившейся ситуацией.

32:14 отменил. Господь не отменяет Своих решений, но Он внял и заступничеству Моисея, совместив таким образом Свою волю и горячие просьбы Моисея (ст. 34). См. статью «Духовная природа Божества».

32:15 две скрижали откровения. Евреи делят заповеди на две группы (по количеству скрижалей) по пять на каждой скрижали. Кальвин, как и Августин, делит заповеди также на две группы — четыре и шесть заповедей, помещая все обязанности по отношению к Богу на первой скрижали, а по отношению к человеку — на второй. Когда Иисус Христос свел число заповедей только к двум (Мф 22:34−40), Он мог подразумевать именно такое деление.

32:16 дело Божие... письмена Божии. Особое внимание обращается на божественное происхождение скрижалей, которые были разбиты. См. статью «Слово Божие: Писание как откровение».

32:18 голос. Моисей отвечает Иисусу Навину яркой поэтичной фразой, в которой три раза используется слово, означающее «пение». Буквально она звучит так: «Это не звук воспевания победы и не звук отпевания поражения, но звук пения слышу я».

32:19 и разбил их. Разбитые скрижали завета символизируют нарушенный завет.

32:20 сжег его. Возможно, телец был сделан из дерева и обложен золотом. Израиль был вынужден «испить свой грех» в знак того, что следует понести наказание за него (позднее горькую воду должна была пить жена, нарушившая супружескую верность; Чис 5:18−22). Израиль, дщерь Сиона, была неверна своему Супругу.

32:21−24 народ сей. Аарон защищается, обвиняя народ в неверности и заявляя о чудесном происхождении тельца. Поведение Аарона во время этого эпизод свидетельствует о том, что левитскому священству с самого его зарождения были свойственны отступления и грехопадения.

32:26 кто Господень. Только сыны Левия, к которым принадлежал и сам Моисей, откликнулись на призыв силой подавить восстание. Нам не сообщается, каким образом левиты находили отступников. Однако они были готовы использовать меч Божиего суда против ближних и даже против членов собственных семей.

32:30 я взойду к Господу. Несмотря на то, что восстание было подавлено, вина Израиля все еще не была искуплена. Моисей вновь вынужден оставить израильтян и взойти на гору, чтобы встретиться с Господом.

32:32 изгладь и меня из книги Твоей. По всей видимости, имеется в виду книг переписи народа (Пс 55:9; Ис 4:3; Мал 3:16), подобная книге исчисления Израиля (ср. книга Чисел).

32:33 того, кто согрешил. Моисей не мог, жертвуя собой, совершить умилостивление за грех народа, и потому самопожертвование его не было принято. См. статью «Посредническое служение Христа».

32:34 Я посещу их за грех их. Целое поколение израильтян, за исключением Иисуса Навина и Халева, погибло в пустыне.

32:35 поразил. Эта непосредственная Божия кара стала добавлением к поражающему мечу левитов и, по-видимому, была кратковременной. Наказание же на этом не кончается.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [115] — Или: бога; так же в ст. 23, 31
4 [116] — Или: « Вот твой бог»; так же в ст. 8
32 [117] — См. Пс 68:29; Откр 20:15; Откр 21:27.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.