— Помолитесь Господу, чтобы Он избавил от лягушек меня и мой народ, и я отпущу народ принести жертву Господу.
— Я предоставляю тебе честь выбрать, когда мне помолиться за тебя, за твоих приближенных и народ. После этого лягушки уйдут от тебя и из твоих дворцов и останутся только в Ниле.
Моисей ответил:
— Будет по-твоему для того, чтобы ты узнал: нет никого, подобного Господу, нашему Богу.
Комары облепляли людей и скотину.
— Это рука Божья.
Но сердце фараона оставалось упрямым. Он не послушал их, как и говорил Господь.
— Идите, принесите жертву вашему Богу в этой стране.
— Так делать нельзя. То, что мы приносим в жертву Господу, нашему Богу, для египтян — мерзость. Если мы станем приносить жертву, которой они гнушаются, они забьют нас камнями.
— Я отпущу вас принести жертву Господу, вашему Богу, в пустыню, но только не уходите далеко. Помолитесь и обо мне.
— Как только я уйду от тебя, я помолюсь Господу, и завтра мухи оставят тебя, твоих приближенных и народ. Но и ты больше не обманывай, не отпуская народ принести жертву Господу.
8:2 жабами. В Египте жабы были связаны с богиней Хекет, которая, как считалось, помогала женщинам при родах. Иконографически богиня изображалась с головой жабы, как, впрочем, и боги Хух, Нун и Амон, олицетворявшие созидательную силу.
8:7 вывели жаб. И вновь волхвы смогли лишь усилить это бедствие (см. 7:22; 9:11 и ком.). Все, что богиня Хекет, «содействовавшая» рождению новой жизни, «смогла» сделать для египтян — это одарить их жабами. И если сама богиня представлялась в образе женщины-жабы, то эти жабы, как в том смогли убедиться египтяне, ипостасями богини отнюдь не являлись. Еще одно божество египтян обернулось в проклятие им.
8:13 И сделал Господь... и жабы вымерли. Поскольку появление жаб и их исчезновение происходило по воле Господа — Бога евреев, — и фараону, и волхвам должно было бы стать понятным, что созидательные силы (см. ком. к 8:2) находятся в Его руке, ибо заклинания магов ни к чему не привели.
8:15 не послушал. Действия Яхве в этих наказаниях направлены на то, чтобы Израиль поверил в Его знамения, а не на то, чтобы убедить фараона отпустить избранный народ. Фараон, которого лично коснулось это бедствие, в первый раз делает уступку.
8:16 персть земная сделается мошками. По мемфисской космогонии, бог-творец Пта (Птах) усилием воли создал из земли (персти) свое тело. Земля послужила ему строительным материалом для создания всего остального; т.е. для фараона должно было быть очевидным, что бог Пта послушно «выполняет» волю Моисея и Аарона, поскольку мошки также возникли из земли.
8:18 не могли. То, что волхвы не смогли воспроизвести мошек (и тем самым усугубить казнь Господнюю), следует рассматривать кок милость Божию, обращенную к египтянам, поскольку, в отличие от первых двух казней, эта непосредственно причиняла страдания людям и скоту: «и были мошки на людях и на скоте».
8:19 перст Божий. Теперь волхвы признают, что имеет место прямое божественное вмешательство. Однако и это не убеждает фараона.
8:20−32 Бог насылает песьих мух на весь Египет, кроме земли Гесем, где живет Его народ. Это бедствие вынуждает фараона прибегнуть к обману.
8:20 он пойдет к воде. Бог являет Моисею Свое предвидение — Он знает, что фараон утром пойдет к реке.
8:21 песьих мух. Древнееврейское слово, стоящее за этим переводом, встречается только здесь и в Пс 77:45; Пс 105:31 («насекомые»). Песьи мухи, по всей видимости, имеют отношение к египетскому богу Анубису, которого изображали с головой шакала (егип.: «собачка»).
8:22 отделю. Наказания второй группы характеризуются тем, что Бог отделяет землю Гесем, где пребывает Его народ, от остальной части Египта. Тем самым Он показывает расположение к Своему народу. Позднее фараон поймет это (9:7).
8:26 отвратительно. Египтяне обожествляли животных, которых израильтяне обычно приносили в жертву.