Притчи 15 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Кроткий ответ отвращает гнев, а резкое слово будит ярость.
2 Язык мудрых восхваляет знание, а уста глупых изрыгают глупость.
3 Глаза Господни смотрят повсюду, и за злыми следят они, и за добрыми.
4 Язык умиротворяющий[61] — дерево жизни, а лживый язык сокрушает дух.
5 Глупец презирает отцовский урок, а слушающий упрёки благоразумен.
6 В доме праведника — много сокровищ, а доход нечестивых приносит беду им.
7 Уста мудрых распространяют знание; сердца глупцов не таковы.
8 Господь гнушается жертвой злодеев, а молитва праведных Ему угодна.
9 Господь гнушается путем нечестивого, но любит того, кто идет за праведностью.
10 Оставляющего путь ждет жестокий урок; ненавидящий упрек погибнет.
11 Мир мертвых и Погибель[62] открыты пред Господом; сколь же больше — людские сердца!
12 Глумливый не любит, когда его упрекают, не станет он с мудрым советоваться.
13 При счастливом сердце лицо сияет, а сердечная скорбь сокрушает дух.
14 Разум рассудительных ищет знания, а уста глупцов питаются глупостью.
15 Все дни удрученных — скорбь, а у веселого сердца — вечный пир.
16 Лучше немного, но со страхом перед Господом, чем большое богатство и с ним — тревога.
17 Лучше блюдо из овощей там, где любовь, чем из откормленного теленка, где ненависть.
18 Тот, кто гневлив, возбуждает раздор, а терпеливый угашает распрю.
19 Путь лентяя колючками зарос, а дорога праведных — гладкая.
20 Мудрый сын радует отца, а глупец презирает мать.
21 Глупость — радость для скудоумных, а разумный держится прямого пути.
22 Без совета рушатся замыслы, а при многих советчиках они состоятся.
23 К месту ответить — радость для всякого, и как замечательно слово ко времени!
24 Путь жизни ведет рассудительных вверх, чтобы спасти их от мира мертвых внизу.
25 Господь разрушает дома гордецов, но хранит границы владений вдов.
26 Господь гнушается злыми мыслями, а добрые слова для Него чисты.
27 Жадный до наживы наведет на свою семью беду, а ненавидящий взятки будет жить.
28 Разум праведного взвешивает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.
29 Господь далек от злодеев, а молитвы праведных слушает.
30 Радостный взгляд[63] веселит сердце, и добрые вести — здоровье телу.
31 Слушающий благотворный упрек будет как дома среди мудрецов.
32 Пренебрегающий наставлением презирает себя самого, а внимающий упреку обретает рассудительность.
33 Страх перед Господом учит мудрости,[64] и смирение предшествует славе.

Новой Женевской Библии

15:1 См. ст. 2, 4, 7, 14 и 23. Слова обладают силой, которая способна устанавливать и разрушать человеческие отношения.

15:2 См. 6:17, 24; 10:20, 31; 12:18−19.

15:3 См. 2Пар 16:9; Пс 32:13−14. Предостережения против гнева и бессильной злобы обосновываются указанием на всевидение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (см. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение»).

15:4 древо жизни. См. 3:18 и ком.

15:5 См. 1:8; 6:20; 12:15; 13:1, 13, 18. Смиренное ученичество — признак благоразумного человека.

15:6 сокровищ. Это слово, с одной стороны, подразумевает материальное богатство (3Цар 4:20−28), а с другой является метафорой мудрости (8:18−21).

15:7 См. ст. 2 и ком.

15:8 См. Ис 1:12−13; Ам 5:21−22. Обращаясь к религиозной жизни Израиля, мудрец акцентирует внимание на условиях завета, в рамках которого действует мудрость.

15:10 от пути. Т.е. от пути мудрости (2:12−15).

ненавидящий обличение погибнет. См. 2:18 и ком.

15:11 Преисподняя. См. ком. к 1:12.

Аваддон. Губитель. В данном случае — синоним смерти.

15:12 распутный. Точнее: «насмешник» (см. 1:22 и ком.).

15:13 См. ком. к 14:30.

15:14 Мудрый человек ищет знания, никогда не останавливаясь на достигнутом.

15:15 См. 14:30 и ком.

пир. Здесь — метафора радости.

15:16 Здесь говорится о том, что страх Господень сам по себе уже богатство (ст. 6 и ком.).

большое сокровище, и при нем тревога. См. 10:2. Богатство, не подкрепленное мудрой жизнью, призрачно (Мк 10:25).

15:17 Духовное родство крепче родства кровного.

15:18 См. ст. 1; 14:17, 29.

15:19 См. 6:6−11; 10:4; 13:4.

праведных. В данном случае — трудолюбивых, прилежных, добродетельных.

15:24 См. 2:18−22 и ком.

от преисподней. См. ком. к 1:12.

15:25 Это упоминание о божественном воздаянии основывается, скорее, на откровении о божественном искуплении, чем на видимых фактах.

15:26 Должные отношения с Богом являются вершиной мудрости (см. ст. 8−9).

15:27 Корыстолюбивый. Содержание второй части стиха предполагает, что это слово относится к тому, чье богатство приобретено неправедным путем.

15:28 Одним из признаков мудрости является способность не только давать взвешенные советы, но и осознавать свою ответственность за них.

15:29 См. ком. к ст. 8.

15:30 Ср. ст. 13.

Светлый взгляд. Очевидно, это выражение следует понимать в смысле: глаза — зеркало души.

15:32 внимает обличению. См. 1:7; 11:2 и ком.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [61] — Букв.: исцеляющий.
11 [62] — Евр. аваддо́н.
30 [63] — Букв.: « Светлый взгляд…»
33 [64] — Или: « Мудрость учит страху Господню…»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.