Притчи 2 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Сын мой, если ты примешь мои слова и повеления мои сохранишь в себе,
2 обратив свое ухо к мудрости и склонив свое сердце к пониманию,
3 если будешь взывать о разуме и призывать понимание,
4 если будешь искать его, как серебра, и разыскивать, словно клад,
5 то поймешь, что такое страх перед Господом, и обретешь познание Бога.
6 Потому что Господь дает мудрость, и из уст Его — знание и понимание.
7 Он бережет победу для праведных; щит Он для тех, чей шаг непорочен.
8 Он хранит стези справедливых и оберегает путь верных Ему.
9 Тогда ты поймешь, что такое праведность, справедливость и честность — всякий добрый путь.
10 Мудрость войдет в твое сердце, и знание будет приятно твоей душе.
11 Рассудительность охранит тебя, и понимание тебя сохранит.
12 Мудрость спасет тебя от пути злодеев, от тех, чьи слова превратны,
13 кто оставляет стези прямые, чтобы ходить по путям тьмы;
14 от тех, кто веселится, делая зло, и радуется извращенности зла,
15 чьи дороги развращены, и кто плутает по своим путям.
16 Так убережешься от чужой жены, от жены другого с её обольщающими словами,
17 которая оставила супруга своей юности и забыла союз, что она заключила пред Богом[4].
18 Дом её ведет к смерти, и пути её — к духам умерших.
19 Никто из идущих к ней не возвращается и не выходит уже на стези живых.
20 Так ты будешь ходить по пути добрых и хранить стези праведников,
21 ведь праведные будут жить на земле, и беспорочные останутся на ней;
22 а нечестивые будут истреблены с земли, и вероломные будут искоренены.

Новой Женевской Библии

2:1−22 Эта глава не изобилует обычными для наставлений повелительными формами; ее выразительность достигается за счет содержания самих притч. Приобретающий мудрость человек вступает на путь спасения, ему открываются знания о Боге и блаженство жизни (ст. 5:9, 21). Основной вывод главы в том, что, с одной стороны, мудрость является даром Божиим, а с другой — сам человек должен немало потрудиться, чтобы приобрести ее (см., напр., ст. 4, 6).

2:1 сохранишь при себе. Т.е. «исполнишь».

2:2 ухо твое сделаешь внимательным. Художественный прием (парафраз выражения «внимательно слушать»).

сердце. Т.е. средоточие разума и чувства.

2:3 Ср. Мф 7:7−8; Лк 11:9−10.

2:4 отыскивать его, как сокровище. Ср. Мф 13:44.

2:5 уразумеешь страх Господень. Если в 1:7 страх Господень назван началом мудрости, данный стих определяет его как предмет познания. Двуединая природа мудрости — божественный дар и человеческое стремление — исключает противоречие этих утверждений. Знание о Боге дается в Его спасительном откровении и становится основой мудрости. Страх Господень — это первая ступень, с которой начинается познание Бога, подготавливающее человечество к явлению Сына Божия.

2:6 Господь дает мудрость. Не имеет значения, каким образом люди приобретают свой опыт и знание о мире, ибо, в конечном счете, Бог является источником истины. В Своем откровении Он дает мудрость, и всякое знание истинно лишь в свете этого откровения (3:5).

из уст Его. В книге Притчей и во Второзаконии по-разному выражена одна и та же мысль: Слово Божие — первооснова всего земного знания (Втор 8:3). Даже еще до грехопадения Адам нуждался в слове Божием, дабы уразуметь свое место среди прочих творений Божиих.

2:7 Нравственные правила для тех, кто ищет мудрость, определены Богом. Мудрость не ограничивается упражнениями в нравственности, как не является залогом исполнения закона. Однако, несмотря на это, мудрость включает в себя нравственность, чистоту и праведность.

2:8 пути правды. Т.е. такой образ жизни, при котором мудрость проявляется в следовании установленному Богом справедливому миропорядку.

святых. Т.е. тех, кто имеет страх Господень. Соответствующее древнееврейское слово обозначает верность завету. Древнеизраильская мысль строилась вокруг понятия завета, и хотя прямые ссылки на него не так уж часты, мудрые люди никогда не стремились найти другой — не связанный с заветом, но, вместе с тем, праведный — образ жизни.

2:9 всякую добрую стезю. Литература мудрости важна и тем, что дает возможность понять, как Бог руководит нашей жизнью.

2:10 приятно душе. Нарушение установленного Богом миропорядка (грехопадение) повлекло за собой искажение нравственных ориентиров; требуется время (и усилия), чтобы «знание» стало «приятно душе».

2:16 от чужой. Нарушение супружеской верности расценивается как вероломное отступление от установленного Богом порядка в человеческих взаимоотношениях (5:1−23; 6:20−29; 7:1−27). В данном случае словом «чужая» называется женщина, которой чуждо понятие о святости брака, т.е. неверная жена или блудница (6:26; 7:10).

2:17 руководителя. Т.е. мужа.

завет Бога своего. Если под словом «чужая» в предыдущем стихе подразумевалась не израильская женщина, то слово «завет» в данном случае относится к браку, заключенному перед лицом иноплеменного бога. Однако предпочтительнее считать, что речь идет об израильтянке, преступившей Синайские заповеди.

2:18 к смерти. Слово «смерть» в данном случае подразумевает окончательное и безвозвратное падение в пучину греха (ср. 5:23, где об умершем говорится, что он «теряется»).

2:19 никто... не возвращается. См. ком. к ст. 18.

2:20−22 Жизнь является достоянием праведников и навсегда утрачивается грешниками. В этих стихах жизнь осмысливается в понятиях завета. Среди других обетовании, предвещающих христианское понятие вечной жизни (Исх 20:12; Втор 1:8; Втор 26:1−9), главное — обетование земли. Непорочные и мудрые наследуют землю, а грешные будут извержены из нее (Втор 28). В таком случае мудрость понимается как способность разобраться в превратностях существования, сообразуясь с Божиим планом спасения. Как Христос делает верующих в Него свободными (Ин 8:36), так и ветхозаветное избавление наделяет народ Божий свободой властвовать над землей и приобретать знание о мире и о своем месте в нем.

Примечания:

 
Новый русский перевод
17 [4] — Или: завет с ее Богом.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.