Притчи 31 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Высказывания Лемуила, царя. Изречения,[138] которым научила его мать:
2 «О сын мой, сын моего чрева, о сын мой — ответ на молитвы мои,[139] [140]
3 не давай своей силы[141] женщинам, мощи своей — губительницам царей.
4 Не царям, Лемуил, не царям пить вино, не правителям жаждать хмельного питья,
5 чтобы, напившись, они не забыли закона и не лишили всех угнетенных прав.
6 Дайте хмельное питье погибающим, вино — тем, кто скорбит жестоко;
7 пусть выпьют и бедность свою забудут и не вспомнят больше своих невзгод.
8 Говори за тех, кто не может сказать сам за себя, для защиты прав всех обездоленных[142].
9 Говори, отстаивая справедливость; защищай права бедных и нищих».
10 [143]Хорошая жена — кто её найдет? Камней драгоценных она дороже.
11 Всем сердцем верит ей муж, с ней он не будет в убытке.
12 Она приносит ему добро, а не зло во все дни своей жизни.
13 Она выбирает шерсть и лен и охотно трудится своими руками.
14 Она подобна купеческим кораблям — издалека добывает свой хлеб.
15 Затемно она встает, готовит пищу своей семье и дает служанкам их порцию еды.[144]
16 Присматривает поле и покупает его; на заработанное ею насаждает виноградник.
17 С жаром принимается за работу, её руки крепки для её трудов.
18 Она понимает, что торговля её доходна; не гаснет ночью её светильник.
19 Руки свои на прялку кладет, пальцы её держат веретено.
20 Для бедняка она открывает ладонь и протягивает руки нуждающимся.
21 В снег не боится за свою семью: вся её семья одевается в алые одежды.
22 Она делает покрывала для своей постели, одевается в тонкий лен и пурпур[145].
23 Мужа её уважают у городских ворот[146] — со старейшинами страны место его.
24 Она делает льняные одежды и продает их и поставляет купцам пояса.
25 Одевается силою и достоинством и весело смотрит она в завтрашний день.
26 Она говорит с мудростью, и доброе наставление на её языке.
27 Она смотрит за делами своей семьи, хлеб безделья она не ест.
28 Её дети встают и благословенной её зовут, также муж — и хвалит её:
29 «Много есть хороших жен, но ты превзошла их всех».
30 Прелесть обманчива и красота мимолетна, но женщина, что боится Господа, достойна хвалы.
31 Дайте ей награду, которую она заслужила, пусть дела её славят её у городских ворот.

Новой Женевской Библии

31:1 Слова Лемуила царя. См. ком. к 30:1. Лемуил не был царем Израиля. К тому же особенности этой части книги определенно наводят на мысль о ее египетском или, возможно, вавилонском происхождении. Глава отличается особой направленностью; назначение ее в том, чтобы подготовить правителя к его будущим обязанностям. С точки зрения формы, наставления в этой главе ничем не отличаются от тех, что были представлены в гл. 1−9 (см. Введение: Характерные особенности и темы), только в данном случае все наставления даны от лица матери (ср. 1:8; 4:1). Необходимо отметить, что первостепенную роль в обучении детей играл отец, однако благочестивые женщины также могли принимать в нем участие (14:1 и ком.). История Израиля знает женщин выдающейся мудрости (см., напр., 2Цар 14:2; 2Цар 20:16).

31:2 сын обетов моих. Возможно, имеются в виду обеты, даваемые перед рождением детей (как поступила Анна в 1Цар 1:11).

31:3 губительницам царей. Царя губят те, кто отвращает его от обязанностей правителя.

31:8−9 Обязанность царя заботиться о справедливости в Израиле рассматривалась в контексте завета (Втор 17:14−20).

31:10−31 Это часть главы представляет собой поэму-акростих (где каждый стих начинается с очередной буквы еврейского алфавита) во славу женщины, которая воплощает собой мудрость как в житейском, так и в духовном смысле. Порядок, в котором перечисляются ее добродетели, обусловлен в большей мере требованиями акростиха, нежели последовательностью изложения. Тем не менее, поэма в целом представляет собой связное, хотя и несколько идеализированное, описание женщины.

31:10 Кто найдет. Образ такой женщины не является предметом несбыточных мечтаний, но чтобы найти ее, необходимо немало потрудиться.

31:11 не останется без прибытка. Такая уверенность обоснована не только искусностью женщины в домашнем хозяйстве, но и ее мудростью, т.е. верностью завету.

31:12 См. 18:22.

31:13 с охотою работает своими руками. Букв.: «удовольствие (она получает от) своих рук». Иначе говоря, работа не обременяет ее.

31:15 раздает... урочное. Т.е. распределяет обязанности.

31:16 Она может умело вести дело и пускать в оборот полученные средства.

31:18 светильник ее не гаснет. Данные слова представляют собой либо метафору благополучия, либо говорят о прилежании женщины, работающей и по ночам. Эти слова можно трактовать и в духовном смысле.

31:23 Прилежание и сноровка, с которыми жена управляется в домашнем хозяйстве, снимают с мужа все заботы о нем и освобождают ему время для служения народу израильскому.

у ворот. См. 1:21 и ком.

31:24 См. ст. 18.

31:25 Крепость и красота — одежда ее. Эти слова относятся либо к характеру женщины, либо, что более вероятно, если исходить из содержания второй части стиха, к ее благосостоянию, которое столь прочно, что ей не нужно заботиться о будущем.

31:26 кроткое наставление. Такая женщина исполняет все, к чему обязывает ее положение жены, матери и повелительницы слуг.

31:30−31 боящаяся Господа. См. 1:7 и ком. Книга Притчей заканчивается так же, как начиналась: житейская мудрость без откровения Божиего до определенного момента является достаточной, однако только самооткровение Творца открывает высшую истину.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [138] — Или: « Изречения Лемуила, царя из Массы…»
2 [139] — Букв.: сын обетов моих. Вероятно, здесь имеется в виду один из тех случаев, когда женщины (в данном случае царица-мать) давали Богу обеты, прося у Него сына (см. напр., 1Цар 1:11).
2 [140] — Букв.: сын обетов моих (см. напр., 1Цар 1:11).
3 [141] — Или: своего богатства.
8 [142] — Букв.: всех детей исчезновения.
10 [143] — В оригинале этот отрывок написан в форме акростиха: каждый стих начинается с очередной буквы евр. алфавита.
15 [144] — Или: и дает служанкам работу.
22 [145] — То есть одежды из дорогих для того времени тканей.
23 [146] — Ворота города были центром всей общественной жизни, около них проходили и судебные разбирательства.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.