Притчи 4 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Послушайте, сыновья, наставление отца; внимайте, чтобы обрести понимание.
2 Я даю вам учение доброе, не оставляйте моего поучения.
3 Когда я был мальчиком в доме у моего отца, нежным ещё и единственным у моей матери,
4 отец учил меня и говорил: «Пусть твое сердце удержит мои слова; храни мои повеления и живи.
5 Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них.
6 Не оставляй мудрости, и она защитит тебя; люби её, и она тебя сохранит.
7 Начало мудрости таково[14]: приобретай мудрость. И всем, что имеешь, приобретай разум.
8 Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если примешь её в объятия.
9 Она возложит тебе на голову прекрасный венок, славным венцом тебя одарит».
10 Слушай, сын мой, и прими мое слово, — и долгими будут годы твоей жизни.
11 Я наставлю тебя на путь мудрости и по тропам прямым тебя поведу.
12 Когда ты пойдешь, не будет стеснен твой шаг, и когда побежишь, не споткнешься.
13 Крепко держись наставления, не оставляй его; храни его, потому что в нём твоя жизнь.
14 Не вступай на стезю нечестивых, не ходи по пути злодеев.
15 Избегай его, не иди по нему, отвернись от него и пройди мимо.
16 Ведь они не уснут, если не сделают зла; нет им сна, если не навредят.
17 Они едят хлеб нечестия и, как вино, они пьют насилие.
18 Стезя праведных подобна первому свету зари, светит она всё ярче и ярче — до полного света дня.
19 Но путь нечестивых подобен кромешной тьме; они и не знают, обо что спотыкаются.
20 Сын мой, будь внимателен к речи моей; слова мои слушай прилежно.
21 Не упускай их из вида, храни их в сердце;
22 ведь они — жизнь для тех, кто нашел их, и для тела всего — здоровье.
23 Больше всего храни свое сердце, потому что оно — источник жизни.
24 Удали от уст своих лживую речь, удержи свои губы от слов обмана.
25 Пусть глаза твои глядят прямо, взгляд твой пусть будет устремлен вперед.
26 Тропу для ног своих делай ровной,[15] и все пути твои будут тверды.
27 Не отклоняйся ни вправо, ни влево, удаляй свою ногу от зла.

Новой Женевской Библии

4:1−27 Глава состоит из трех самостоятельных наставлений, каждому из которых предпослано обращение (ст. 1:10:20). Во всех наставлениях говорится о мудрости как о высшем достоянии человека (ст. 1−9), и пути к праведной жизни (ст. 10−19) и, наконец, как основе справедливого миропорядка (ст. 20−27). В этих наставлениях нет ссылок на религиозные предписания: мудрость Божия открыта для всех народов (см. ком. к 22:17 — 24:22) — Соломон обсуждал это с представителями иных племен и наций (3Цар 4:29−34; 3Цар 10:1−7). Однако в Израиле житейская мудрость подвергалась переосмыслению и связывалась с таким понятием, как страх Господень (см. 1:7).

4:2 учение. В древнееврейском языке данное слово имеет дополнительное значение — «вовлеченность», «участие», что подчеркивает активную позицию ученика.

4:3−4 В данном стихе подчеркивается преемственный характер мудрости. Знания, которые юноша получает от своих родителей, впоследствии передаются следующему поколению. Возраст и опыт наставников не являются определяющим фактором, но имеют весьма важное значение.

4:4 живи. См. ком. к 2:18 и 3:2.

4:6 Мудрость рассматривается здесь как нечто большее, чем совокупность знаний, и требует одновременно любви и верности.

4:7 Главное. Смысл древнееврейского текста в данном случае неясен. Буквальный перевод этого места может выглядеть двояко: «мудрость на первом месте», и, следовательно, к ней необходимо стремиться; или же: «первое качество мудрости» состоит в том, что ее приобретают. Согласно второй версии перевода, мудрость изначально предназначена для человека, и от него требуется лишь желание овладеть ею.

всем имением твоим. Иисус говорил то же о драгоценной жемчужине, с которой Он сравнивал Царствие Небесное (Мф 13:45−46).

4:9 См. ком. к 1:9.

4:10 См. ком. к 3:2.

4:11 Метафора пути как жизни человеческой — одна из наиболее распространенных в литературе мудрости.

4:13 оно — жизнь твоя. Жизнь невозможна без мудрости. Новый Завет называет Христа «премудростью от Бога» (1Кор 1:30) и нашей жизнью (Кол 3:4).

4:14 стезю нечестивых. Сопоставление противоположных явлений и понятий (особенно в кратких поучениях в гл. 10−22) — типичный прием для учительной литературы мудрости. Путь мудрости в разных вариантах противопоставляется путям злых и нечестивых (здесь ст. 11−13 противопоставлены ст. 14−17, а ст. 18 — ст. 19).

4:16 пропадает сон. Зло опьяняет, и человек, однажды испытавший опьянение злом, уже не в силах обходиться без этого.

4:17 едят... пьют. Смысл этой метафоры в том, что зло и беззаконие «питают» нечестивых. См. ком. к ст. 16.

4:18−19 В этих стихах противопоставляются образы восходящего светила праведности и непроглядной тьмы, в которой блуждают беззаконные. Необходимо отметить, что под праведностью здесь понимается нечто большее, нежели простое соблюдение нравственных норм и исполнение обрядов, предписываемых законом (ср. Ин 8:12; Еф 5:8−13).

4:20−27 Наставления в этом фрагменте также основаны на противопоставлении мудрости безрассудству, хотя это противопоставление прямо не выражено.

4:21 сердца. Т.е. разума (см. ком. к 2:2).

4:22 здравие. Имеется в виду не только физическое, но и душевное здоровье (3:8).

4:23 источники жизни. Наши мысли влияют на наши поступки и, в конечном итоге, направляют нашу жизнь (см. Мф 12:35; Мк 7:21; Иак 3:13−18; Рим 2:29).

4:25−27 Мудрость позволяет человеку следовать по жизни, не попадая в трясину зла.

Примечания:

 
Новый русский перевод
7 [14] — Или: « Мудрость важнее всего…»
26 [15] — Или: « Обдумывай путь свой…»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.