Притчи 6 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Сын мой, если ты поручился за другого и дал заклад за чужого,
2 то ты был пойман на слове, попался в ловушку собственных слов.
3 И тогда, сын мой, сделай вот что, чтобы спастись, раз ты попал в руки другого: пойди, унижайся[20] и мольбами его осади!
4 Не давай глазам своим сна и не смыкай век своих.
5 Спасайся, как газель из руки охотника, как птица из силков птицелова.
6 Пойди к муравью, лежебока, посмотри на труды[21] его и будь мудрым!
7 Нет у него ни начальника, ни надсмотрщика, ни правителя;
8 но он запасается летом пищей, собирает себе еду во время жатвы.
9 Сколько валяться тебе, лежебока? Когда же ты встанешь ото сна?
10 Немного поспишь, немного подремлешь, немного, руки сложив, полежишь —
11 и придет к тебе нищета, как бродяга, и настигнет нужда, как разбойник[22].
12 Негодяй и злодей ходит с лживой речью,
13 подмигивает глазами, подает знаки ногами и тычет пальцами.
14 Порочность в его сердце; он замышляет зло и постоянно сеет раздор.
15 К такому нежданно придет беда; он будет внезапно погублен — без исцеления.
16 Шесть вещей ненавидит Господь,
даже семь, что Ему отвратительны:
17 надменные глаза, лживый язык,
руки, что льют безвинную кровь,
18 сердце, что вынашивает нечестивые замыслы,
ноги, что скоры бежать к злу,
19 лжесвидетель, что дышит ложью,
и тот, кто меж братьями сеет раздор.
20 Сын мой, храни повеления своего отца и не отвергай поучения своей матери.
21 Навсегда навяжи их на сердце, обвяжи их вокруг шеи.
22 Когда ты пойдешь, они тебя поведут; когда ты уснешь, они тебя будут охранять; когда ты встанешь, они будут с тобой разговаривать.
23 Ведь повеления эти — светильник, наставление — свет, а назидательное обличение — путь к жизни,
24 хранящие тебя от дурной женщины, от льстивого языка чужой жены.
25 Не желай в своем сердце её красоты, не давай ей увлечь тебя ресницами,
26 ведь из-за блудницы нищают до куска хлеба,[23] а чужая жена охотится за самой жизнью.
27 Разве можно за пазуху взять огонь и не прожечь одежду?
28 Разве можно ходить по горячим углям и не обжечь ног?
29 Так и тот, кто спит с женой другого; никто из коснувшихся её не останется безнаказанным.
30 Не презирают вора, когда крадет он из-за голода лишь для того, чтоб насытиться.
31 Но будучи пойман, заплатит он семикратно, отдав всё добро своего дома.
32 Но нарушающий верность в супружестве — безрассуден; так поступающий сам себя губит.
33 Побои и срам он получит, и позор его не изгладится.
34 Ведь ревность приводит мужа в ярость, и не сжалится он, когда будет мстить.
35 Никакого выкупа он не примет, не захочет подарка, какого бы ты ни давал.

Новой Женевской Библии

6:1 дал руку. Иначе: «принес клятву». Здесь подразумевается подтверждающий принесенную клятву определенный ритуальный жест, подобием которого в наше время является рукопожатие (см. 11:15; 17:18; 22:26).

6:2 опутал... пойман. Ручаясь за другого, человек попадает в зависимость от его поступков.

6:3 в руки ближнего. Принимая на себя ответственность за чужие долги, человек, по сути дела, позволяет другому распоряжаться своей собственной жизнью.

6:4 не давай сна. Не жалея усилий, человек должен стараться расторгнуть опрометчивое соглашение.

6:5 Сравнение с преследуемой охотниками дичью должно, по мысли автора, указать, о какой опасности идет речь.

6:6−11 В основе данных наставлений лежит не только убеждение в целесообразности и упорядочении вселенной, но и уверенность в том, что в мире все взаимосвязано: человеческое общество имеет общие черты с примитивным миром насекомых, что и показано на примере муравья. Возможно, этот же смысл лежит в основе притчей Соломона о растениях и животных (3Цар 4:33).

6:6 муравью. См. 30:25. Действия муравья служат примером благоразумия.

ленивец. Во многих притчах лень рассматривается как признак отсутствия мудрости (10:26; 13:4; 15:19; 19:24; 20:4; 26:16).

6:11 бедность. Книга Притчей не раз предостерегает человека от такого образа жизни, который ведет к нищете. Одной из причин бедности является лень (10:4−5; 19:15; 20:13), в то время как усердие и трудолюбие связываются в книге Притчей с процветанием (12:11; 13:4; 14:23). Однако бедность не всегда можно понимать только как результат отсутствия мудрости (14:31; 17:5; 19:1, 17, 22; 21:12; 22:22; 28:3, 11).

как разбойник. Такое сравнение говорит не столько о том, что бедность приходит неожиданно, сколько о том, что перед ней человек беспомощен, как перед вооруженным грабителем.

6:12 Человек лукавый, человек нечестивый. Евр: «человек Велиала» — выражение неясного происхождения и значения.

6:13 мигает глазами... говорит ногами... дает знаки пальцами. Вместо четкой и ясной речи лукавый человек прибегает к жестам, знакам и лживым намекам, которые сеют зерна безверия и раздора (ст. 14).

6:15 Причиной гибели нечестивых людей часто оказываются они сами. В ВЗ Бог в конечном счете воздает грешникам (24:19, 20) и вознаграждает праведников (23:17−18; 24:15−16). Тем не менее, учение о наказании в последующей жизни не получило достаточного развития. Лишь в НЗ показано, что справедливое возмездие Божие не минует грешников ни в этой жизни, ни в будущей.

6:16−19 Перечислительные высказывания (см. также 30:15−16, 18−19, 21−31). По форме такие высказывания напоминают загадки, ответ на которые дается тут же. Перечисления явлений, в которых можно увидеть некие общие качества, — обычный прием учительной литературы. Обнаруживаемые при этом связи часто оказываются весьма неожиданными, и это, как и сам по себе процесс узнавания, упражняет человека в постижении мудрости. В то время как ст. 12−15 выражают мысль о возмездии, не объясняя, откуда оно исходит, данные стихи прямо говорят о Боге и Его суде (см. ком. к 6:12−15).

6:16 шесть... семь. Второе число является «настоящим». В древнееврейской поэзии употреблялся прием перехода от меньшего числа к большему, чтобы подчеркнуть именно это, последнее, число.

6:20−35 В этих стихах повторяется предостережение против супружеской измены (см. 5:1−23; 7:1−27; 30:20). Закон составляет основу откровения, возлагая на народ Божий ответственность за исполнение условий завета. Мудрость же призвана (сообразуясь с содержанием откровения) установить пределы этой ответственности. Закон Божий предусматривает суровую кару за супружескую измену (Исх 20:14; Лев 20:10). Библейская мудрость не менее твердо противостает прелюбодеянию (библейские мудрецы принадлежали к народу завета), но она прежде всего рассматривает результаты греха, как неизбежное несчастье, которое несет с собой это безрассудство.

6:20 См. 1:8.

заповедь. См. ком. к 3:1.

6:21 См. 3:3 и Втор 6:6, 8.

6:23 В стихе использована та же метафора, посредством которой выражено почтение к закону в Пс 118:105. Однако это не означает, что древнееврейские мудрецы не видели различий между мудростью и законом. Закон был прямым откровением мудрости Божией и, как таковой, является Его благодатным даром. Книга Притчей рассматривает мудрость как обязанность человека во всех случаях жизни пользоваться этим даром. Эти два аспекта являются взаимодополняющими, но на первом месте стоит благодать Божия (явленная через закон).

6:24 См. ком. к 2:16 и 5:3.

6:25 Не пожелай. Безрассудным поступкам предшествуют необузданные желания. Взаимосвязь желания и действия здесь установлена не так отчетливо, как в Мф 5:28, однако ее нельзя не заметить.

6:26 до куска хлеба. Смысл данного отрывка в древнееврейском тексте неясен. По всей вероятности, имеется в виду крайняя степень нищеты, при которой человек лишен даже самого скудного пропитания. Не допуская ни малейшего снисхождения к человеку, вступившему в общение с блудницей, автор книги указывает, что последствия супружеской измены еще более губительны.

6:29 без вины. В центре внимания книги Притчей находятся, как правило, последствия неразумных поступков, но порой за изложением зримых причинно-следственных связей ясно просматривается всеобъемлющий промысел Божий и Его суд (см. ком. к 3:33; 5:14).

6:30−33 Человек, крадущий для утоления голода, подлежит предусмотренному законом наказанию (количество «всемеро» не согласуется с предписаниями закона — см. Исх 22:1 — и употреблено здесь, по-видимому, в фигуральном смысле), но, по крайней мере, мотивы его действий понятны всем. Прелюбодеяние же, напротив, не дает никакого повода для снисхождения.

6:33 побои. См. ст. 34−35.

6:34−35 Речь в данном случае идет не об установленном наказании в соответствии с Божиим законом, а о чувствах оскорбленного мужа. Ревность рождает в его сердце ярость и требует беспощадной мести, предотвратить которую не помогут ни выкуп, ни дары. Влечения, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, привлекали внимание мудрецов древности.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [20] — Или: поспеши.
6 [21] — Букв.: пути.
11 [22] — Или: как попрошайка.
26 [23] — Возм. перевод, поддерживаемый рядом древн. переводов: ведь плата блудницы — лишь хлеба кусок.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.