Библия » Сравнение переводов

Исаия 1 глава

Книга пророка Исаии

Новый русский перевод

1 Видение об Иудее и Иерусалиме, которое Исаия, сын Амоца, видел во времена правления Уззии, Иотама, Ахаза и Езекии, царей Иудеи.1
2
Слушайте, небеса! Внимай, земля!
Так говорит Господь:
– Я воспитал и вырастил сыновей,
а они восстали против Меня.
3
Знает вол владельца своего,
и осел – кормушку хозяина своего,
а Израиль не знает,
народ Мой не понимает.
4
Горе грешному народу, отягченному грехом.
О потомство злодеев, сыновья растления!
Оставили Господа,
презрели Святого Израилева –
повернулись к Нему спиной.
5
Зачем вы так упорны в своем отступничестве?
Хотите, чтобы вас били еще?
Вся голова изранена,
все сердце измождено.
6
С головы до пят
нет здорового места,
только раны, рубцы
и открытые язвы –
не промытые, не перевязанные,
не смягченные маслом.
7
В запустении ваша страна,
сожжены дотла города.
Вашу землю у вас на глазах
объедают чужие;
в запустении все, как после разорения чужими.
8
Дочь Сиона осталась,
как шатер в винограднике,
словно шалаш в огороде,
точно город в осаде.
9
Если бы Господь Сил2
не оставил нам нескольких уцелевших,
то мы уподобились бы Содому,
стали бы как Гоморра.
10
Слушайте слово Господне,
вожди «Содома»;
внимай Закону нашего Бога,
народ «Гоморры»!
11
– Что Мне множество ваших жертв? –
говорит Господь. –
Я пресыщен всесожжениями баранов,
жиром откормленного скота;
крови телят, ягнят и козлят
Я не желаю.
12
Когда вы приходите,
чтобы предстать предо Мной,
кто вас об этом просит?
Не топчите Мои дворы;
13
не приносите больше бессмысленных даров;
благовония Мне противны.
Ваши Новолуния, субботы,3
созывы собраний не терплю –
это праздники с беззаконием.
14
Новолуния ваши и праздники
ненавидит душа Моя.
Они стали для Меня бременем,
Я устал их нести.
15
Когда вы простираете свои руки в молитве,
Я прячу от вас глаза,
и когда умножаете ваши молитвы,
Я не слышу.
Ваши руки полны крови;
16
омойтесь, очиститесь.
Уберите свои злодеяния
с глаз Моих!
Перестаньте творить зло,
17
научитесь делать добро!
Ищите справедливости,
обличайте угнетателя,4
защищайте сироту,
заступайтесь за вдову.
18
Придите же, и вместе рассудим, –
говорит Господь. –
Пусть грехи ваши как багрянец,
убелю их, как снег;
пусть красны они, словно пурпур, –
они будут как белая шерсть.
19
Если захотите и послушаетесь,
будете есть блага земли,
20
но если будете упрямыми и мятежными,
вас поглотит меч –
так сказали уста Господни.
21
Как же это стала блудницей
некогда верная столица!
Она была полна правосудия,
обитала в ней правда,
а теперь вот – убийцы!
22
Серебро твое стало окалиной,
вино твое разбавлено водой.
23
Правители твои – изменники
и сообщники воров;
все они любят взятки
и гоняются за подарками.
Не защищают они сироту,
дело вдовы до них не доходит.
24
Поэтому Владыка, Господь Сил,
Могучий Израилев, возвещает:
– О, как Я избавлюсь от врагов,
отомщу за Себя Своим недругам!
25
Руку Мою на тебя обращу;
отчищу окалину твою, точно щелоком,
отделю от тебя все примеси.
26
Я верну тебе судей, как в прежние времена,
твоих советников, как в начале.
И тогда тебя назовут
«Городом правды»,
«Столицей верной».
27
Сион будет выкуплен правосудием,
раскаявшиеся жители его – праведностью.
28
Но мятежники и грешники будут сокрушены,
и оставившие Господа погибнут.
29
– Вы постыдитесь из-за священных дубов,
которые вам желанны;
вы покраснеете за сады,
которые вы избрали.
30
Будете как дуб с увядшими листьями,
как сад без воды.
31
Сильные станут паклей,
дело их – искрой:
вспыхнут они вместе, и никто не потушит.

Новой Женевской Библии

1:1 См. Введение: Время и обстоятельства написания. Видение. Божие откровение, воспринимаемое пророком в зрительных, слуховых и иных образах. Обычно подобные образы носят символический характер, что отличает их от явлений объективной реальности. Исаии. Имя Исаия означает "Господь спасает" (8,8).

1:2 небеса... земля. Все творение призывается в свидетели против Израиля: Господь Бог должным образом предупреждал израильтян о наказании, грозящем им в том случае, если они нарушат завет, который Он заключил с ними (Втор. 30,19; 32,1).

Господь. Яхве. Это имя является напоминанием о личном откровении Бога Израилю (Исх. 3,15).

сыновей. Они были сыновьями Бога по избранию, завету и обетованию (45,11; 49,7; 64,8; Втор. 32,6.18; Мал. 2,10).

возмутились. Бунт, возмущение представляет собой сознательное преступление против исполненного благодати суверенитета Господа (1,28; 43,27; 46,8; 48,8; 53,12; 59,13; 66,24).

1:4 Увы. Это междометие выражает сетование, сожаление, однако гораздо чаще оно встречается в контексте угрозы ("горе": 3,9.11; 5,11.18.20-22; 29,1.15; 30,1;33,1).

Оставили. Т.е. стали отступниками.

Святаго Израилева. Называя Господа этим особым титулом, Исаия акцентирует внимание на Его исключительном величии, внушающем благоговейный страх. В Книге пророка Исаии этот титул встречается двадцать шесть раз (напр., в 5,19.24; 12,6; 30,11.12.15; 41,14.16.20; 45,11; 48,17; 55,5; 60,9.14; ср. также титул "Святой Иаковлев", 29,23; "Святой", 10,17; 40,25 и "Святой ваш", 43,15).

1:5-6 бить... язвы. Народ был не в состоянии оправиться после Божиего наказания. Страдания народа находят выражение в страданиях Слуги Божия (53,4.5), Который по собственной воле отдал Себя на суд Божий, понеся осуждение за других.

1:8 дщерь Сиона. Персонифицированный образ Иерусалима. Сион в данном случае символизирует народ Иудеи.

1:9 Господь Саваоф. Иегова Саваоф. Объяснение имени Иегова см. в ком. к Быт. 2,4. Саваоф – военачальник, вождь боевых сил. Смысл двух слов в одном имени выражает руководящую роль Бога в мире ("Господь сил, Он – Царь славы", Пс. 23,10). В Писании это имя Божие открывалось Израилю, когда народ оказывался в стесненных обстоятельствах. Оно не встречается ни в Пятикнижии, ни в книгах Иисуса Иавина или Судей, изредка упоминается в псалмах. Однако Иеремия, предвещая наказание, употребляет это имя около восьмидесяти раз; Захария в четырнадцати главах призывает имя "Господа сил" более пятидесяти раз. Под "силами" подразумеваются силы небесные (главным образом ангелы, но не только они, а все, находящееся в подчинении у Бога и в Его власти).

остатка. Господь, храня верность Своим обещаниям, продолжает осуществлять замысел об искуплении всего человечества (Рим. 9,29). Учение Исаии об остатке Израиля, призыв стать частью этого остатка и надежда, которая дается остатку, красной нитью проходят через всю книгу (1,27; 4,2.3).

Содом... Гоморре. Народ Божий уподобился развращенным жителям Ханаана, города которого были разрушены (1,10; Быт. 18,20.21; 19,24.25). Содом и Гоморра символизируют царства этого мира, над которыми нависла угроза Божиего суда (3,9; 13,19; Лк. 17,28.29; Рим. 9,29; 2 Пет. 2,6-10; Иуд. 7; Откр. 11,8).

1:11 всесожжениями. Это были жертвы посвящения (Лев. 1,3-17; 6,8-13). Жертвам Бог предпочитает послушание, которое исходит из сердца человека (1 Цар. 15,22.23; Мих. 6,6-8; Мф. 23,23).

1:11.15 не хочу... не слышу. Бог не принимает поклонения от неверного и непокорного народа (Пс. 50,18).

1:18 багряное, – как снег убелю. Бог может удалить любое пятно греха и при этом не изменить Своей праведности благодаря тому, что Иисус Христос понес Божие наказание за грешников (53,4-6; Рим. 3,21-26).

1:19-20 Евангелие – это обоюдоострый меч: вечная жизнь (ст. 19) или вечна смерть (ст. 20; 66,24).

1:21 блудницею. Блудодеянием в Библии называется измена Господу и поклонение идолам (см. Исх. 34,15). Поскольку Иерусалим на еврейском – слово женского рода, то столица Иудеи предстает здесь в образе женщины-блудницы.

верная. Т.е. соблюдающая завет с Господом.

правосудия. Правильные, справедливые отношения между людьми.

Правда. Честность, справедливость и правда Божия. Люди чтили истину, жили в соответствии с заповедями (см. Втор. 5,6-21) и поклонялись Господу Богу.

1:22 Серебро. Образ лжи, обмана и нечестия.

вино... испорчено водою. Вино часто выступает символом Божиего откровения. В данном случае подразумевается, что Божия истина искажена ложными упованиями на то, что истиной не является, – на идолов и истуканов, на дубравы и сады (ст. 29).

1:23 подарки. Взяточничество сурово осуждается в законе Божием, поскольку оно поощряет несправедливость и предвзятость (Исх. 23,8; Втор. 10,17; 16,19; 27,25; ср. 5,23; 33,15; 45,13).

1:24 Господь. Господин. Всевластный Бог восстановит справедливость, очистив все Своим судом.

Господь Саваоф. См. ком. к ст. 9.

1:26 как прежде... как вначале. Новый век будет подобен началу. Это означает чудесное восстановление и обновление народа завета. Князья и народ будут жить в согласии с Божией волей (24,23; 32,1).

1:27 спасется. Это слово означает "выкупать" или "освобождать кого-либо из рабства посредством уплаты определенного выкупа". Раскаявшиеся грешники, отвернувшиеся от идолопоклонства и несправедливости, обретут свободу от сатаны, греха и смерти и познают праведность, которая вменится им через Иисуса Христа и войдет в их сердца под действием Святого Духа.

1:29 дубравы... сады. Места поклонения идолам.

1:30-31 нет воды. Вода в Писании часто является символом надежды. В данном случае подчеркивается безнадежность служения идолам (сад – место идолослужения – без воды (надежды) обречен на гибель). Ср. 8,7.

1:31 отрепьем... искрою. Сами дела нечестивых ("отрепье") явятся той искрой, которая сожжет и нечестивого, и нечестие его.

гореть. См. ком. к 4,4.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.