Исаия 22 глава

Книга пророка Исаии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Пророчество о долине Видения[94].
Что с тобою, что ты весь поднялся на крыши,
2 город, охваченный суматохой, шумный, ликующий город? Не мечом поражены твои убитые и не в битве погибли.
3 Все правители твои вместе бежали, но были схвачены без помощи лука. Все, кто был найден, вместе схвачены, даром что далеко убежали.
4 Потому и сказал я: «Оставьте меня; я буду горько плакать. Не старайтесь утешить меня в гибели моего народа».
5 Владыка, Господь Сил, определил день смуты, попрания и замешательства в долине Видения, день разрушения стен и крика о помощи к горам.
6 Елам поднимает колчан, идет с колесницами и всадниками,[95] Кир обнажает щит.[96]
7 Твои лучшие долины полны колесниц, и всадники выстроились у городских ворот;
8 сметены укрепления Иудеи.
В тот день вы смотрели на оружие во дворце Ливанского леса.[97] [98]
9 Вы видели множество проломов в укреплениях Города Давида.[99] [100] Вы запасали воду в Нижнем пруду[101].
10 Вы осматривали дома в Иерусалиме и разрушали некоторые из них, чтобы укрепить стену.
11 Вы устраивали между двумя стенами хранилище для вод Старого пруда, но не смотрели на Того, Кто всё это определил, и не обращали внимания на Того, Кто задумал это издавна.
12 Владыка, Господь Сил, призвал вас в тот день плакать и горевать, остричь головы и одеться в рубище.[102]
13 Но нет, вместо этого у вас веселье и радость; вы режете волов, убиваете овец, едите мясо и пьете вино: «Будем есть и пить, потому что завтра умрем!»
14 Господь Сил открыл моим ушам: «Этот грех не будет прощен вам до вашего дня смерти», — говорит Владыка, Господь Сил.
15 Так говорит Владыка, Господь Сил:
«Пойди, скажи этому царедворцу, Шевне, что распоряжается дворцом:
16 „Кто ты здесь, и кто у тебя здесь, что ты вырубаешь себе здесь гробницу? Ты высек себе могилу на высоте и вытесал место своего упокоения в скале“.
17 Но Господь крепко схватит и вышвырнет тебя, силач.
18 Он скатает тебя в клубок и забросит в большую страну. Там умрешь ты, и там останутся твои великолепные колесницы, о ты, позор на дом своего господина!
19 Я смещу тебя с твоей должности, и ты будешь изгнан со своего места.
20 В тот день Я призову Моего слугу Элиакима, сына Хелкии.
21 Я одену его в твою одежду, опояшу его твоим поясом и отдам ему твою власть. Он будет отцом жителям Иерусалима и дому Иуды.
22 Я возложу на его плечи ключ от дома Давида[103]; то, что он открывает, никто не закроет, и то, что он закрывает, никто не откроет.
23 Я вгоню его, как гвоздь, в твердое место; он будет престолом славы для дома своего отца.
24 Потомки и отпрыски его семьи всей своей тяжестью будут висеть на нём, как малые сосуды, от чаш до кувшинов, висят на гвозде».
25 «В тот день, — возвещает Господь Сил, — гвоздь, вогнанный в твердое место, расшатается; будет вырван и упадет, а висящий на нём груз пропадет». Так сказал Господь.[104]

Новой Женевской Библии

22:1−25 Пророчество о Иерусалиме.

22:1 о долине видения. В Иерусалиме Исаия имел пророческие видения, легшие в основу книги.

взошел на кровли. Очевидно, чтобы видеть приближающиеся ассирийские войска.

ликующий. Точнее: «полный безумного вопля».

Пораженные... не в битве умерли. Как видно из ст. 3, пророк говорит о вождях народа, которые, пораженные страхом, бежали из города.

22:3 найденные. Точнее: «воины твои».

22:4 дочери народа моего. Речь идет об Иерусалиме.

22:5 день... от Господа. Все происходит по воле Господа Бога.

22:6 Елам... Кир. Народы, обитавшие к востоку от Иерусалима и вместе с ассирийцами участвовавшие в его осаде, когда беззащитный город был полностью окружен.

22:8−11 Данные стихи описывают приготовления к осаде. Жители Иерусалима тщетно ищут спасения среди городских укреплений (ст. 8−11), позабыв о Том, в Чьей воле избавить их от опасности (ст. 11).

22:8 покров с Иудеи. Оборонительные сооружения, прикрывавшие Иудею (и Иерусалим) от вторжения врагов.

в доме кедровом. Так называлась одна из пристроек иерусалимского храма (3Цар 7:2−6), где обычно хранили оружие (39:2). Иудеи полагаются на мощь своего оружия и не вспоминают о Боге, Который — их единственное оружие и защита.

22:9 города Давидова. Иерусалима.

в нижнем пруде. Водоем, служивший резервуаром воды во время осады, был построен в правление Езекии; в других местах Писания он носит название «купальня Силоам», «водоем Селах» (Неем 3:15; Лк 13:4; Ин 9:7, 11).

22:10 чтобы укрепить стену. Готовясь к осаде, жители Иерусалима разрушили некоторые дома, чтобы получить материал для укрепления городских стен (ср. 2Пар 32:5).

22:11 старого пруда. См. ком. к ст. 9.

не взираете, и не смотрите. Охваченные суетой и смятением, жители Иерусалима позабыли о Боге.

22:12 Господь Саваоф. См. ком. к 1:9, 24.

в этот день. См. ком. к 2:11.

плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. Действия, являющиеся свидетельством покаяния.

22:14 не будет прощено вам это нечестие. См. Ам 7:1−9.

22:15−25 В этих стихах Исаия предсказывает участь Севны — одного из самых высокопоставленных иерусалимских чиновников.

22:16 здесь. Исаия говорит о местности, расположенной к востоку от долины Кедрона и ныне носящей имя Сильван.

гробницу... в скале жилище. Стремясь увековечить свое имя, Севна высекает в скале гробницу, подобную царской усыпальнице. Однако эта гробница не понадобится, поскольку по воле Господа, Севна будет пленен, уведен из Иерусалима (ст. 17−18) в Месопотамию («землю обширную»), где и умрет.

22:19 столкну тебя. В 701 г. до Р.Х. Севна был смещен со своей высокой должности и назначен писцом, а вместо него начальником дворца был поставлен Елиаким (36:3, 22).

22:20 в тот день. См. ком. к 2:11.

раба Моего. Это имя свидетельствует об особой близости Елиакима к Господу.

22:21 одежду... поясом. Речь идет об особом одеянии начальника дворца.

отцом. Этот эпитет относится к благочестивому правителю, заботящемуся о своем народе.

22:22 ключ дома Давидова. Ключ, о котором говорит Исаия, давал право на вход в царские покои и потому служил символом власти (ср. Мф 16:19; Откр 3:7).

22:23−24 седалище славы... слава. Елиаким стяжает славу себе и своему потомству, в то время как Севна станет «поношением для дома господина» его (ст. 18).

22:25 В тот день. См. ком. к 2:11. Даже верный раб Божий Елиаким не мог уберечь Иудею от Божиего суда.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [94] — В знач.: «об Иерусалиме»; так же в ст. 5.
6 [95] — Смысл этого места в евр. тексте неясен.
6 [96]Елам… Кир. Народы, обитавшие к востоку от Иерусалима, вместе с ассирийцами участвовали в его осаде, когда беззащитный город был полностью окружен.
8 [97]Дворец Ливанского леса. Так назывался арсенал, сооруженный царем Соломоном при его дворце (см. 3Цар 7:2−5; 3Цар 10:16-17).
8 [98] — См. 3Цар 7:2−5; 3Цар 10:16-17.
9 [99] — Старая часть города Иерусалима, где находилась крепость и царский дворец, на горе Сион (см. 2Цар 5:7-9).
9 [100] — См. 2Цар 5:7-9.
9 [101] — Вероятно то же, что и Старый пруд (см. ст. 11). Царь Езекия прорыл канал от источника Гихон и наполнил этот пруд водой, чтобы город не имел в ней нужду во время осады (см. 4Цар 20:20; 2Пар 32:30). В других местах Писания он носит название: пруд Силоам, бассейн Селах; (см. Неем 3:15; Лк 13:4; Ин 9:7-11).
8 [102] — Эти стихи говорят об осаде Иерусалима Синаххерибом в 701 г. до н. э. (см. гл. 36-37).
22 [103] — Ключ, о котором говорит пророк Исаия, давал право на вход в царские покои и потому служил символом власти (ср. Мф 16:19; Откр 3:7).
20 [104] — Так как Элиаким злоупотребил своим должностным положением, которое дал ему Бог, и доверием царя, тем что нанимал только своих родственников, Бог наказал Элиакима и его семью, отобрав у него высокое положение, от которого они все зависели. В отличие от Элиакима, Иосиф и пророк Даниил являются хорошим примером выполнения своих обязательств (см. Быт 37; Быт 39; Быт 41:37-57; Дан 6:1-3).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.