Исаия 29 глава

Книга пророка Исаии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Горе тебе, Ариил, Ариил[137], город, где станом стоял Давид! Прибавляйте год к году, праздники пусть совершают свой круг.
2 Но Я стесню Ариил; станет он плакать и сетовать, станет он у Меня, как очаг жертвенника.
3 Встану Я станом вокруг тебя, осадными башнями окружу, укрепления против тебя воздвигну.
4 Низверженный будешь ты говорить с земли, речь твоя будет стлаться над прахом; голос твой, как голос умершего, будет идти из земли, речь твоя будет шелестеть из праха.
5 Но полчища врагов[138] станут как мелкая пыль, беспощадные орды — как развеянная мякина. Внезапно, в одно мгновение,
6 явится Господь Сил с громом, землетрясением и страшным шумом, ураганом, бурей и пламенем пожирающего огня.
7 С ордами всех народов, воюющих с Ариилом, нападающих на него, на его крепость, и осаждающих его, будет, как бывает со сном, с ночным сновидением.
8 Как снится голодному, что он ест, но, проснувшись, он всё ещё мучается от голода, и как снится жаждущему, что он пьет, но, проснувшись, он всё ещё измучен и томим жаждой, так же будет и с ордами всех народов, что воюют против горы Сион.
9 Изумляйтесь и удивляйтесь, ослепите себя и будьте слепы; будьте пьяны, но не от вина, шатайтесь, но не от хмельного.
10 Господь навел на вас глубокий сон: Он сомкнул вам глаза, пророки; Он закутал вам головы, провидцы.
11 Всё это видение для вас — не более, чем слова в запечатанном свитке. Если вы дадите свиток тому, кто умеет читать, и скажете: «Пожалуйста, прочти его», то он ответит: «Не могу, ведь он запечатан».
12 А если вы дадите свиток тому, кто читать не умеет, и скажете: «Пожалуйста, прочти это», то он ответит: «Я не умею читать».
13 Владыка говорит:
«Этот народ приближается ко Мне устами, чтит Меня губами, но сердца их далеки от Меня, и их поклонение Мне — лишь заученное человеческое предписание.
14 Поэтому Я опять совершу с этим народом необыкновенные дела, необыкновенные и поразительные. Мудрость его мудрецов погибнет, разум разумных исчезнет».
15 Горе прячущимся в глубине, чтобы скрыть от Господа свои замыслы, делающим свое дело во тьме и думающим: «Кто нас увидит? Кто узнает?»
16 Как же вы всё извращаете! Можно ли смотреть на горшечника, как на глину? Может ли изделие сказать о своем создателе: «Он не делал меня»? Может ли произведение сказать о своем творце: «Он ничего не знает»?
17 Разве не совсем уже скоро Ливан станет плодородным полем, а плодородное поле будут считать лесом?
18 В тот день глухие услышат слова свитка, и прозреют из мрака и тьмы глаза слепых.
19 Кроткие найдут в Господе новую радость; бедняки возликуют в Святом Израиля.
20 Беспощадные пропадут, глумливые исчезнут, и все, кто привержен злу, будут истреблены —
21 те, кто словом делают человека виновным, расставляют западню судье и ложным свидетельством лишают невиновного правосудия.
22 Поэтому Господь, Который искупил Авраама, говорит дому Иакова так:
«Иаков не будет больше постыжен; лица их больше не будут бледными.
23 Когда увидят среди себя своих детей — дело Моих рук, — они будут свято чтить Мое имя; они признают святость Святого Иаковлева, и будут благоговеть перед Богом Израиля.
24 Заблуждающиеся духом придут к пониманию, и ропщущие примут наставление».

Новой Женевской Библии

29:1−14 Пророчество о судьбе Иерусалима.

29:1 Горе Ариилу. В данном случае это имя, означающее «лев Божий» (Быт 49:9), «жертвенник» (Иез 43:15), относится к Иерусалиму. Господь допустит осквернение Иерусалима, который прежде был Его алтарем.

Давид. Городом Бога Иерусалим стал во времена Давида (ср. Пс 131).

приложите год к году. Падение Иерусалима — дело времени.

29:2−3 Господь свободен в Своем решении покарать Иерусалим.

29:3 воздвигну против тебя укрепления. Здесь подразумеваются укрепления близ Иерусалима, воздвигнутые ассирийцами в 701 г. до Р.Х.

29:4 будешь унижен... шептать. Пророк предсказывает Иерусалиму грядущие унижения (2:10; 8:19).

29:5 как мелкая пыль. Враги будут угрожать Иерусалиму, но Господь обратит их мощь в пыль. Господь будет оберегать Иерусалим до дня суда над погрязшим в нечестии народом.

это совершится внезапно. Падение Иерусалима в день посещения Господнего.

29:6 Господь Саваоф посетит тебя. По-видимому, речь идет не о наказании Иерусалима, а о посещении его Господом с целью спасения во время осады ассирийцами.

29:7 сон... сновидение. Осада Иерусалима покажется его жителям сновидением, т.к. проснувшись утром, они увидят пораженных и спасающихся бегством ассирийцев.

29:9 они ослепили других, и сами ослепли. Духовно слепые вожди иудейские «ослепляли» народ, извращая истину Божию и выдавая ложь за правду.

29:10 пророки... прозорливцы. См. ком. к 28:7.

29:11 слова в запечатанной книге. Пророчества передаются образным, иносказательным языком, поскольку в их основе, как правило, лежат видения, посланные пророку Богом. Таким образом, пророчества требуют истолкования, а именно этого дара Господь лишил иудейских вождей за их отступничество и самонадеянность.

29:11−12 не могу... не умею читать. Т.е. «не понимаю пророчества».

29:13 приближается... далеко отстоит. Господь желает не внешних проявлений веры, а требует благоговения, идущего из глубины сердца (Мф 15:8−9; Мк 7:6; 1Кор 1:19; Кол 2:22).

изучение заповедей человеческих. См. Кол 2:6−23.

29:14 необычайно поступлю... дивно. Господь посрамит земную мудрость, ибо Его деяния превзойдут пределы человеческого разума (ср. 29:15−24; 30:1−7; 31:1−3).

29:15−16 Предсказание об участи иерусалимских мудрецов открывает третью часть горестных пророчеств гл. 28−33 (28:1; 29:1, 15; 30:1; 31:1; 33:1).

29:16 горшечника... глину. Ср. Иер 18:6.

29:17 Ливан. Ливан в данном стихе олицетворяет дикую необузданную мощь.

сад. Возделанная Богом земля, т.е. народ, знающий истинность Бога.

лес. Мир, люди, не знающие или не принимающие Господа.

29:18 в тот день. День благодати Божией. Этот стих является мессианским пророчеством (Мф 11:5).

глухие. Духовно глухие.

глаза слепых. Слепые духовно.

29:23 когда увидит у себя детей своих. Это пророчество можно воспринимать и как обетование о возвращении из вавилонского плена, и как предвидение создания в 1948 г. по Р.Х. государства Израиль.

свято... благоговеть. Потомки Иакова с благоговейным трепетом покорятся святой воле Божией (4:3 и ком.; Мф 6:9).

29:24 блуждающие духом. См. ком. к ст. 18.

мудрость... послушанию. Высшая мудрость состоит в том, чтобы послушно следовать воле Божией (ср. 32:4; 2:2−5).

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [137] — В знач.: «Иерусалим». Слово Ариил созвучно слову, переводимому как: очаг жертвенника (см. ст. 2), или лев Бога.
5 [138] — Возможный текст; букв.: чужаков.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.