Исаия 30 глава

Книга пророка Исаии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 «Горе упрямым детям, — возвещает Господь, — которые вынашивают замыслы, что не от Духа Моего, заключают союз против Моей воли, к греху добавляют грех;
2 ходят в Египет, не вопросив Меня; прибегают к защите фараона, ищут убежище в тени Египта.
3 Но защита фараона станет вашим стыдом, тень Египта принесет вам бесчестие.
4 Пусть правители их в городе Цоане, и послы их пришли в Ханес,[139]
5 всё равно постыдится всякий из-за бесполезного народа, от которого ни помощи, ни выгоды, только стыд и бесчестие».
6 Пророчество о животных Негева.
По земле беды и тягот, львиц и льва ревущего,[140] гадюк и змей-стрелок везут послы свои богатства на спинах ослов, свои сокровища — на горбах верблюжьих тому бесполезному народу,
7 в Египет, чья помощь напрасна и ненадежна. Поэтому Я назвал его: «Раав Праздный».
8 Итак, ступай, напиши им это на табличке, начертай им это и на свитке, чтобы в грядущие дни это было вечным свидетельством.
9 Это народ отступников, лживые дети, дети, что не хотят внимать учению Господа[141].
10 Они говорят провидцам: «Перестаньте провидеть!», а пророкам: «Не пророчествуйте нам истины! Говорите нам лестное, предсказывайте миражи.
11 Сойдите с этой дороги, уклонитесь от этого пути и уберите с наших глаз Святого Израилева!»
12 Поэтому так говорит Святой Израилев:
«Раз вы отвергли эту весть, понадеялись на угнетение и положились на ложь,
13 то станет для вас этот грех точно высокая стена, что трескается, клонится и рушится внезапно, в одно мгновение.
14 Она разобьется, словно глиняный сосуд, расколотый так беспощадно, что среди осколков не найдется черепка, чтобы взять из очага углей или зачерпнуть из водоема воды».
15 Так говорит Владыка Господь, Святой Израилев:
«Ваше спасение — в покаянии и покое, ваша сила — в надежде и тишине, но вы не захотели этого.
16 Вы сказали: „Нет, мы умчимся на конях“. Что ж, вы умчитесь! Вы сказали: „Мы ускачем на быстрых конях!“ Что ж, и погоня за вами будет быстрой!
17 Тысяча побежит от страха перед одним, от страха перед пятью побежите вы все, пока не останетесь, словно флагшток на вершине горы, словно знамя на холме».
18 Но Господь медлит, чтобы помиловать вас; Он поднимется, чтобы сжалиться над вами. Ведь Господь — Бог правосудия. Блаженны все, кто Его ожидает!
19 Воистину, о народ Сиона, жители Иерусалима, вы не будете больше плакать. Он непременно помилует вас, когда вы воззовете к Нему! Едва лишь услышав, Он ответит вам.
20 Хотя Владыка и даст вам хлеб напасти и воду беды, ваши учители больше не будут скрываться; вы своими глазами увидите своих учителей.
21 Направо ли вы повернете или налево, ваши уши услышат голос сзади, говорящий: «Вот путь; идите по нему».
22 Тогда вы посчитаете скверною своих идолов, покрытых серебром, и свои изваяния, покрытые золотом; вы отбросите их, как нечистое тряпье, и скажете им: «Прочь!»
23 Ещё Он пошлет вам дождь для зерна, которое вы сажаете в землю, и тогда пища, которую родит земля, будет хороша и обильна. В тот день твой скот будет пастись на широких лугах.
24 Волы и ослы, пашущие землю, будут есть силос, провеянный лопатой и вилами.
25 В день великой бойни, когда обрушатся башни, по каждой высокой горе и по каждому высокому холму побегут потоки воды.
26 Луна будет сиять, как солнце, а солнечный свет станет в семь раз ярче, словно свет семи полных дней, когда Господь перевяжет язвы Своего народа и исцелит раны, которые Он нанес.
27 Вот, имя Господне идет издалека, пылая гневом, в густом облаке дыма; уста Его полны негодования, и язык Его — пожирающий огонь.
28 Дыхание Его, как разливающийся поток, поднимающийся до шеи. Он просеивает народы в решете гибели; Он вкладывает в челюсти народов узду, которая уводит их с пути.
29 Вы будете петь, как в ночь, когда празднуете священный праздник. Ваши сердца будут ликовать, как у идущих под пение свирели на гору Господа, к Скале Израиля.
30 Господь даст людям услышать Свой величественный голос и явит им Свою мышцу, которая обрушится в ударе с лютым гневом и пожирающим огнем, с ливнем, бурей и градом.
31 Голос Господа потрясет Ассирию; Он поразит её Своим скипетром.
32 Каждый удар, который Господь нанесет им Своим карающим жезлом, будет под музыку бубнов и арф, когда Он сразится с ними в бою ударами Своей мышцы.
33 Место для сожжения[142] [143] давно готово, приготовлено для ассирийского царя[144]. Огненная яма сделана глубокой и широкой, вдоволь в ней и огня, и дров; дыхание Господа зажжет её, как поток горящей серы.

Новой Женевской Библии

30:1 — 31:9 В этих стихах Исаия говорит о безрассудстве тех, кто полагается только на человеческие силы.

30:1−7 Пророчества о крушении надежд, связанных с Египтом.

30:1 Горе непокорным сынам. Советникам Езекии.

заключают союзы. Это место можно было бы перевести как «плетут сети» или же «присоединяются к трапезе». И в том, и в другом случае смысл этого стиха именно таков, каким он представляется в русском переводе (29:16 и ком.). Подразумеваете союз с Египтом против Ассирии.

не по духу Моему. Господь желает, чтобы Его народ прежде всего обращался за помощью к Нему.

30:2 в Египет. В 701 г. до Р.Х. Иудея рассчитывала на помощь египетских войск в борьбе с Сеннахиримом (20:5; 4Цар 8:21).

укрыться под тенью. Только Господь способен защитить Свой народ от опасности (ст. 3; 4:6; 16:3; 25:4−5; 32:2; 49:2; 51:16; ср. Пс 17:8; Пс 35:7; Пс 91:1; Пс 120:5).

30:3 будет для вас стыдом. Союз с Египтом не принесет Иудее спасение.

30:4 князья. Иудейские посланники к египетскому фараону.

в Цоане. См. ком. 19:11.

до Ханеса. Город в среднем Египте — в пятидесяти километрах к югу от Каира и на северо-западе от Тафны (Гераклеополиса).

30:6 на животных. Т.е. на вьючных животных, караваны которых шли по пустыне, доставляя дары иудеев в Египет (ст. 7−11).

30:8 на доске... в книгу. Пророчества о безрассудной надежде на помощь египтян должны быть записаны в назидание потомкам.

30:9 мятежный. Это слово, редко встречающееся у Исаии, принадлежит к числу самых часто употребляемых у Иезекииля (Иез 2:5−8; Иез 3:9, 26, 27; Иез 12:2, 3, 9, 25; Иез 17:12; Иез 24:3; Иез 44:6).

дети. См. ком. к 1:2.

закона. Отвергнутое слово Божие включает в данном случае и проповедь самого Исаии (ср. Притч 2:1).

30:10 правды... лестное. Народ хочет слышать от пророка только хорошие вести.

провидящим... пророкам. Проповедь многих пророков совпадала с тем, что хотели услышать от них люди (9:15; 28:7; 29:10; 44:25; 1Цар 22:8; Иер 6:14; Иер 14:13−16; Иер 20:9−10; Иер 28:8, 9; Иез 13; Ос 9:7−9; Ам 2:12; Ам 7:12, 16; Мих 2:6−11; Мих 3:5, 11), чего никак нельзя сказать об Исаие.

30:11 Святаго Израилева. См. ком. к 1:4.

30:12 Посему. Народу, не пожелавшему услышать голоса пророков Божиих, теперь предстоит услышать Его Самого.

Святый Израилев. См. ком. к 1:4.

слово. Т.е. слово Божие, реченное через Исаию (ст. 8:9).

30:13 беззаконие. Упорное непослушание Богу, чьей помощи иудеи предпочли союз с Египтом, приведет их к гибели.

30:16 на конях убежим... ускачем. Точнее: «устремимся... поскачем». Евреи рассчитывали на колесницы, которые мог предоставить им Египет. Очевидно, планировались наступательные действия против ассирийцев.

за то и побежите. Т.е. кони и колесницы, которые предназначались для нападения на ассирийцев, понадобятся евреям, чтобы спастись бегством.

30:18 помиловать... сжалиться. Несмотря ни на что, Господь исполнен милости и сострадания к Своему народу (Ос 11:9).

Бог правды. См. ком. к 1:21.

блаженны. В данном контексте — те, кто испытает благо от Господа.

30:19−26 Господь обещает вновь даровать радость и блаженство народу Сиона.

30:19 на Сионе. См. ком. к 1:8.

услышит... ответит. Эти слова относятся прежде всего к молитвам, которые возносит Богу страдающий народ (59:1; 65:24; Суд 2:18).

30:20 хлеб в горести. Не только физический хлеб для пропитания, но и слово Божие, которое в Писании часто ассоциируется с хлебом.

воду в нужде. Вода, кроме прямого лексического значения, имеет в Писании и переносный смысл, выступая символом надежды.

учители. Данное слово можно понимать как относящееся к пророкам, однако, основываясь на древнееврейском тексте, где оно стоит в единственном числе, предпочтительнее считать, что Исаия называет «учителем» Самого Бога (28:9−13; 29:11−12; 30:5).

30:22 Это пророчество касается периода после вавилонского пленения. Возвратившийся из плена народ уже не впадал в идолопоклонство.

30:25 в день великого поражения, когда упадут башни. Т.е. когда Господь ниспровергнет народы, враждебные народу иудейскому.

30:26 будет светлее всемеро. Свет богопознания и богообщения не будет затмеваться поклонением идолам.

обвяжет... исцелит. Когда возвратит Господь народ Свой из вавилонского плена.

30:27−33 В заключительной части главы пророк повествует о неизбежном поражении Ассирии, используя символику богоявления.

30:27 имя Господа. Под словом «имя» подразумевается Сам Бог.

30:28 до шеи. См. ком. к 8:8.

30:29 песни... со свирелью. Здесь изображено праздничное паломничество на Сион.

на гору. См. ком. к 2:2.

к твердыне Израилевой. Твердыней (крепостью, оплотом) Израиля всегда был Сам Господь.

30:33 Тофет. Долина и овраг на южной окраине Иерусалима, где в жертву Молоху — божеству аммонитян — приносили младенцев, сжигая их на костре (57:5; 4Цар 23:10; Иер 7:31−32; Иер 19:6, 11−14). Часто в Писании ассоциируется с шеолом — преисподней.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [139]Цоан и Ханес— египетские города.
6 [140] — Возможный текст; букв.: от них.
9 [141] — Или: внимать Закону.
33 [142] — Или: Тофет. Это было место в долине Бен-Гинном, недалеко от Иерусалима, где приносили детей в жертву богу Молоху (см. 4Цар 23:10; Иер 7:31).
33 [143] — Или: Тофет, см. 4Цар 23:10; Иер 7:31.
33 [144]Царя. Или: Молоха.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.