Исаия 36 глава

Книга пророка Исаии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 На четырнадцатом году правления царя Езекии[163] Синаххериб[164], царь Ассирии, напал на все укрепленные города Иудеи и захватил их.
2 Затем царь Ассирии послал из Лахиша[165] к царю Езекии в Иерусалим главного виночерпия[166] с большим войском. Когда полководец остановился у водопровода Верхнего пруда, на дороге к Сукновальному полю,
3 к нему вышли распорядитель дворца Элиаким, сын Хелкии, писарь Шевна и летописец Иоах, сын Асафа.
4 Главный советник сказал им:
— Передайте Езекии:
«Так говорит великий царь, царь Ассирии.
Откуда у тебя эта уверенность?
5 Ты думаешь, что пустые слова — то же самое, что военное искусство и сила? На кого же ты надеешься, что восстал против меня?
6 Вот ты надеешься на Египет, эту надломленную трость, которая пронзит ладонь всякому, кто на неё обопрется! Фараон, царь Египта, таков со всеми, кто на него надеется.
7 А если ты скажешь мне: „Мы надеемся на Господа, нашего Бога“, то не Его ли святилища на возвышенностях и жертвенники убрал Езекия,[167] [168] сказав Иудее и Иерусалиму: „Поклоняйтесь только перед этим жертвенником“?
8 Итак, заключи сделку с господином моим, царем Ассирии: я дам тебе две тысячи коней, только найдешь ли ты для них всадников?
9 Как ты сможешь отразить хотя бы наименьшего начальника из слуг господина моего, даже надеясь на египетские колесницы и всадников[169]?
10 Да и разве не по воле Господа я двинулся на эту страну, чтобы уничтожить её? Господь Сам сказал мне пойти на эту страну и уничтожить её».
11 Тогда Элиаким, Шевна и Иоах сказали главному советнику:
— Пожалуйста, говори с твоими слугами по-арамейски, ведь мы понимаем этот язык. Не говори с нами по-еврейски[170] при народе, что на стене.
12 Но главный советник ответил:
— Разве мой господин послал меня сказать это только вашему господину и вам, а не людям, находящимся на стене, которые, как и вы сами, будут есть свой кал и пить свою мочу?
13 Главный советник встал и громко закричал по-еврейски:
— Слушайте слово великого царя, царя Ассирии!
14 Так говорит царь: «Не давайте Езекии обманывать вас. Он не может избавить вас.
15 Не давайте Езекии убедить вас положиться на Господа, когда он говорит: „Господь непременно спасет нас; этот город не будет отдан в руки царя Ассирии“».
16 Не слушайте Езекию. Так говорит царь Ассирии: «Заключите со мной мир и выходите ко мне. Тогда все вы будете есть со своей лозы и инжирных деревьев и пить воду из своего колодца,
17 пока я не приду и не возьму вас в страну, такую же, как ваша, в страну зерна и вина, страну хлеба и виноградников.
18 Не давайте Езекии сбить себя с толку, говоря: „Господь спасет нас“. Разве какой-либо бог другого народа избавил свою страну от руки царя Ассирии?
19 Где боги Хамата и Арпада? Где боги Сепарваима? Разве кто-нибудь избавил от моей руки Самарию?
20 Кто из богов всех этих стран смог избавить от меня свою страну? Как же Господь сможет избавить от моей руки Иерусалим?»
21 Но народ молчал и не говорил в ответ ничего, потому что царь приказал: «Не отвечайте ему».
22 И распорядитель дворца Элиаким, сын Хелкии, писарь Шевна и летописец Иоах, сын Асафа, пришли к Езекии в разорванных одеждах и передали ему то, что сказал главный советник.

Новой Женевской Библии

36:1 — 39:8 Данные главы книги пророка Исаии образуют своего рода исторический мост, соединяющий гл. 1−35 и 40−66, и, в свою очередь, распадаются на два больших раздела: повествование об исполнении предсказаний Исаии (гл. 36−37) и рассказ о вере царя Езекии, которая принесла ему спасение от ассирийцев (гл. 38−39). В первом разделе подтверждаются пророчества Езекии о том, что, повинуясь воле Господа, ассирийские полчища окажутся возле самых стен Иерусалима, где им будет суждено принять Его кару; верный же остаток Израилев затворится в городе и будет спасен. Повествуя о болезни Езекии, Исаия противопоставляет этого царя, принявшего верою знамения свыше (37:30), его отцу Ахазу, отказавшемуся от знамения (7:12).

36:1 — 37:38 Центральное место в этих главах пророк отводит противостоянию войск Сеннахирима и защитников Иерусалима.

36:1−3 Описание военных успехов Ассирии.

36:1 в четырнадцатый год. В 701 г. до Р.Х. Известно, что Езекия был соправителем своего отца Ахаза с 729 г., а в 715 г. до Р.Х. началось его самостоятельное правление, продолжавшееся до 686 г. до Р.Х. По мнению некоторых исследователей, текст книги в данном месте испорчен, и вместо «в четырнадцатый» следует читать «в двадцать четвертый год»; другие же ученые полагают, что Исаия имеет в виду только время самостоятельного правления царя с 715 по 701 г. до Р.Х.

Сеннахирим. Царь, правивший Ассирией с 705 по 681 гг. до Р.Х.

укрепленных городов. В анналах Сеннахирима перечислено сорок шесть завоеванных им иудейских городов (4Цар 18:14).

Ассирийская империя (650 г. до Р.Х.).

36:2 из Лахиса. Город, расположенный в юго-западной части удела, принадлежавшего колену Иудину; был важным пунктом в войне Езекии с Сеннахиримом, поскольку охранял дорогу, которая вела на юг Иудеи (ср. Иер 34:7).

Рабсака. Этот ассирийский чиновник был советником Сеннахирима. Согласно 4Цар 18:17, вместе с ним царь послал в Иерусалим своего главного военачальника Тартана (ср. 20:1) и еще одного советника по имени Рабсарис.

с большим войском. Как следует из 37:36, ассирийское войско насчитывало свыше ста восьмидесяти пяти тысяч человек.

верхнего пруда. Место, где Исаия встретился с Ахазом (7:3).

36:3 Елиаким... начальник дворца. См. ком. к 22:19−20.

Иоах... дееписатель. Летописец; одна из высших придворных должностей.

36:4−20 Данные стихи содержат изложение речи Рабсака.

36:4 царь великий. Официальный титул ассирийского царя.

что это за упование..? Езекия уповал на Господа, и пророк Исаия укрепил его в этом.

36:5 совет и сила. Мудрые советники и военная мощь.

36:6 на Египет. Езекия полагался на помощь египтян (20:1−6), однако, как открылось пророку Исаие, Египет не смог бы защитить Иудею, так как над ним самим нависло Божие осуждение (19:1−15; 30:3, 7; 31:3).

36:7 высоты и жертвенники. Благочестивый Езекия истребил множество языческих капищ по всей Иудее (4Цар 18:4; 2Пар 31:1), что, без сомнения, не могло не вызвать злобы и ненависти к царю многих ее жителей.

которого высоты. Намек на то, что разрушение жертвенников, посвященных языческим богам, предпринятое Езекией, могло вызвать гнев каждого конкретного «бога», чей жертвенник был разрушен. Рабсак пытается подорвать упование Езекии на Господа, намекая, что тот надеется на помощь одного Бога, в то время как «прогневил» многих «богов». Этот шантаж явился подлинным пробным камнем для веры царя Езекии, и Езекия остался верен Господу.

пред сим только жертвенником поклоняйтесь. Иными словами, Езекия запретил своим подданным поклонение, отличное от поклонения Богу в иерусалимском храме.

36:8 коней... всадников. В отличие от Ассирии, Иудея располагала только пешим войском.

36:11 Елиаким. См. ком. к 22:19−20.

по-арамейски. В ветхозаветные времена арамейский был международным языком Ближнего Востока.

36:14 Езекия. Рабсак говорит о Езекии, не называя его титула, чтобы, унизив его, подчеркнуть царское достоинство Сеннахирима.

36:15 спасет нас Господь. В этих словах высказана главная мысль проповеди Исаии (гл. 7−35).

36:16 примиритесь. Букв.: «блаженствуйте». Рабсак предлагает иудеям возобновить союз с Ассирией.

ест... пьет. Ассирийский военачальник соблазняет иудеев довольством и сытостью (37:30 и ком.) на родной земле, тем самым как бы заявляя, что жители Иерусалима не будут угнаны в плен.

виноградной лозы... смоковницы. Рабсак предлагает Иудее то же, что обещано ей Богом (Мих 4:4), но не в его силах исполнить это обещание.

36:17 возьму. Данные слова напоминают об обычае ассирийцев уводить в плен покоренные народы (ср. 4Цар 15:29).

36:18 Спасли ли боги народов..? Покоренным Ассирией народам не помогли их «боги», т.е. не защитили их от Ассирии.

36:21 — 37:4 Народ Иерусалима отвечает на обольстительные слова ассирийцев.

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [163] — В 701 г. до н. э.
1 [164]Синаххериб. Сын и преемник Саргона II. Он правил в 705-681 гг. до н. э.
2 [165]Лахиш. Город, расположенный в юго-западной части удела, принадлежавшего роду Иуды, был важным пунктом в войне Езекии с Синаххерибом, поскольку охранял дорогу, которая вела на юг Иудеи (ср. Иер 34:7).
2 [166] — Главный виночерпий был одним из самых важных лиц при дворе, которому царь доверял свою жизнь.
7 [167] — Благочестивый Езекия истребил множество святилищ Господу по всей Иудее, которые были за пределами Иерусалима (см. 4Цар 18:1-4; 2Пар 31:1), что, без сомнения, не могло не вызвать злобы и ненависти к царю многих ее жителей.
7 [168] — См. 4Цар 18:1-4; 2Пар 31:1.
9 [169] — Или: колесничих.
11 [170] — Букв.: по-иудейски.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.