Исаия 37 глава

Книга пророка Исаии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Услышав это, царь Езекия разорвал на себе одежду, надел рубище и пошел в дом Господа.
2 Он послал распорядителя дворца Элиакима, писаря Шевну и старших священников, одетых в рубище, к пророку Исаии, сыну Амоца.
3 Они сказали ему:
— Так говорит Езекия: «Сегодня день беды, наказания и бесчестия; словно дитя вот-вот должно родиться, а родить нет силы.
4 Может быть, Господь, твой Бог, услышит слова главного советника, которого его господин, царь Ассирии, послал глумиться над живым Богом, и накажет его за слова, которые услышал Господь, твой Бог. Вознеси же молитву за тех, кто ещё жив!»
5 Приближенные царя Езекии пришли к Исаии,
6 и тот сказал им:
— Скажите своему господину, что так говорит Господь: «Не бойся того, что ты слышал — тех слов, которыми оскорбляли Меня слуги царя Ассирии.
7 Вот, Я пошлю в него такой дух, что когда он услышит одну весть, то будет вынужден вернуться в свою страну. А там Я поражу его, и он падет от меча».
8 Главный советник услышал, что царь Ассирии оставил Лахиш, и, вернувшись, нашел царя осаждающим Ливну.
9 Синаххериб получил весть о том, что Тиргака, царь Куша[171], идет на него войной. Услышав об этом, он послал к Езекии послов, чтобы сказать:
10 — Скажите Езекии, царю Иудеи: «Не давай Богу, на Которого ты надеешься, обманывать тебя, когда Он говорит: „Иерусалим не будет отдан царю Ассирии“.
11 Ты же слышал о том, что цари Ассирии сделали со всеми странами, предав их полному уничтожению[172]. А разве ты уцелеешь?
12 Разве боги народов, истребленных моими отцами, боги Гозана, Харрана, Рецефа и народа Едена, который был в Телассаре, спасли их?
13 Где теперь царь Хамата, царь Арпада, цари городов Сепарваима, Ены или Иввы?»
14 Езекия получил письмо через послов и прочитал его. Тогда он пошел в дом Господа и развернул его перед Господом.
15 Езекия молился Господу:
16 «О Господь Сил, Бог Израиля, восседающий на херувимах[173], лишь Ты — Бог над всеми земными царствами. Ты создал небо и землю.
17 Склони, Господи, ухо Свое и услышь; открой, Господи, глаза Свои и взгляни; услышь все слова Синаххериба, которые он послал, чтобы глумиться над живым Богом.
18 Правда, Господи, что ассирийские цари погубили все эти народы и их страны,
19 бросили их богов в огонь и уничтожили их, потому что то были не боги, а только дерево и камень, обработанные руками человека.
20 Теперь, Господи, наш Бог, избавь нас от его руки, чтобы все царства земные узнали, что только Ты — Господь».
21 И Исаия, сын Амоца, послал сказать Езекии: «Так говорит Господь, Бог Израиля: „Ты молился о Синаххерибе, царе Ассирии.
22 Вот слово, которое сказал о нём Господь.
Девственная дочь Сиона, презирает тебя, над тобой смеется. Дочь Иерусалима вслед тебе головой качает.
23 Ты над кем глумился, кого оскорблял? На кого ты повысил голос и глаза надменные поднял? На Святого Израилева!
24 Через своих рабов ты глумился над Владыкой. Ты сказал: «Со множеством моих колесниц я поднялся на горные вершины, на дальние склоны Ливана. Я срубил его высочайшие кедры, его лучшие кипарисы. Я достиг его самых отдаленных вершин, его наилучших лесов.
25 Я копал колодцы и пил воду чужих земель[174]. Ступнями своих ног я иссушил все реки Египта».
26 Разве ты не слышал? Давно Я это определил, в древние дни задумал. Теперь Я это исполнил, дав тебе превратить укрепленные города в груды развалин.
27 Их жители обессилены, испуганы, опозорены. Они — как растения в поле, как нежные зеленые побеги, как трава, пробившаяся на крыше, опаленная[175], прежде чем вырасти.
28 Но Я знаю, когда ты садишься, когда выходишь и входишь, и как ты гневаешься на Меня.
29 За твою ярость против Меня и за твою надменность, что достигла Моих ушей, Я продену в твой нос Мое кольцо, и вложу в твой рот Мои удила, и верну тебя назад той дорогой, которой ты пришёл.
30 Это будет тебе знамением, Езекия:
в этом году вы будете есть то, что вырастет само собой, а в следующем году то, что вырастет из этого. Но в третий год сейте и жните, сажайте виноградники и ешьте их плоды.
31 Уцелевшие из дома Иуды опять пустят корни внизу и принесут плод наверху.
32 Ведь из Иерусалима выйдет остаток, и с горы Сион — уцелевшие. Это совершит ревность Господа Сил“.
33 Поэтому Господь говорит о царе Ассирии так:
„Он не войдет в этот город и не пустит сюда стрелы. Он не приступит к нему со щитом и не насыплет против него осадного вала.
34 Он вернется той же дорогой, какой пришёл, он не войдет в этот город, — возвещает Господь. —
35 Я защищу этот город и спасу его, ради Себя и ради Давида, Моего слуги“».
36 И Ангел Господень вышел и предал смерти в лагере ассирийцев 185 000 человек. Когда на следующее утро люди проснулись, то увидели повсюду мертвые тела.
37 Тогда Синаххериб, царь Ассирии, снял лагерь и ушел. Он возвратился домой и жил в Ниневии.
38 Однажды, когда он поклонялся в храме своего бога Нисроха, его сыновья Адрамелех и Сарецер поразили его мечом и бежали в араратскую землю. А Асархаддон, его сын, стал царем вместо него.

Новой Женевской Библии

37:1 разодрал одежды свои и покрылся вретищем. Эти знаки скорби и раскаяния выражают смирение и осознание всецелой зависимости от воли Божией.

37:3 силы нет родить. Езекия подчеркивает тщету человеческих усилий в трудную минуту (см. ком. 26:17−18).

37:4 Бог твой. То, что Езекия использует эти слова вместо «мой (наш) Бог», может являться признанием им того, что в прошлом он полагался на Египет, а не на Господа (см. ком. к 36:6).

хулить. Царь уверен, что Господь защитит Свое славное имя.

Бога живаго. Данные слова выражают веру Езекии и его ревность об имени Божием.

37:7 возвратится... поражу. См. ст. 36:37. Передавая Езекии слова Бога, Исаи стремится укрепить веру царя.

37:8−13 Сеннахирим снова пытается соблазнить Езекию отречься от веры в Бога и подчиниться владычеству ассирийцев.

37:8 Ливны. Город, завоеванный в свое время Иисусом Иавином и отданный левитам. Один из городов-убежищ.

37:9 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак, который во главе египетских войск «вышел сразиться» с Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х., взошел на престол лишь в 689 г. до Р.Х.

37:10−11 Сеннахирим сомневается в том, что во власти Божией спасти Иудею.

37:12 отцы. Сеннахирим напоминает о военной славе Ассирии, сопровождавшей ее на протяжении многих поколений.

Гозан... Едена. Города в Месопотамии.

37:13 Емафа... Иввы. Арамейские города (ср. 36:18, 19; 10:7−9).

37:14−20 Езекия не отвечает на дерзость Рабсака и обращается к Богу с молитвой. В отличие от Ахаза, Езекия молится, исповедуя свою твердую веру в Господа — Царя, Творца и Спасителя (ср. 38:2). Богословский акцент в этих стихах обобщает учение Исаии о сущности Бога.

37:16 Господи Саваоф. См. ком. к 1:9.

Боже Израилев. По завету Господь является Богом всех двенадцати колен Израилевых (ср. ст. 21; 17:6; 21:17; 24:15; 29:23; 41:17; 45:3; 48:2; 52:12).

седящий на Херувимах. См. 1Цар 4:4; 2Цар 6:2; Пс 79:1; Пс 98:1. Помимо глубокого богословского смысла, в этих словах заключается напоминание о Святом Святых иерусалимского храма, где ковчег завета размещался между фигурами двух херувимов.

Ты один Бог. См. 44:8; 45:5, 6, 14, 22; 46:9.

сотворил небо и землю. В своей молитве царь подчеркивает величие Яхве как единственного Создателя Вселенной (42:5; 45:8, 12, 18; 27:10−11).

37:17 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь. Езекия, исповедуя живого Бога, обращается к Нему как к собеседнику. Езекия не имеет такого тесного общения с Богом, как Исаия, но убежден, что его молитва будет услышана — об этом свидетельствует его непоколебимая уверенность, что Господь Сам защитит Иерусалим от ассирийцев.

Бога живаго. См. 36:20.

37:19 О споре Исаии с идолопоклонниками см. 2:8.

37:20 Господи Боже наш. Ср. ст. 4; см. ком. к 25:9.

Ты, Господи, Бог один. См. ком. к ст. 16.

37:21−35 Господь передает через Исаию Свое слово к Езекии и его народу.

37:22 девствующая дочь Сиона. Иерусалим. «Дочь Сиона» — традиционный парафраз, широко используемый в Писании для обозначения иудейской столицы. Пророк имеет в виду, что столица Иудеи никогда никем не была завоевана, она «девственна» и обручена с Богом.

посмеется... покачает вслед тебя головою. Иерусалим не будет взят Сеннахиримом и только посмеется вслед неудачливому «соискателю».

37:23 на кого возвысил голос. Сеннахирим (в лице Рабсака) возвысил голос на тех, кого охраняет и защищает Господь, следовательно — на Самого Господа.

Святаго Израилева. См. ком. к 1:4.

37:24 со множеством колесниц. Военная мощь составляла главный предмет гордости ассирийцев.

взошел на высоту гор. Поэтический оборот, выражающий величие. В данном контексте употреблен в ироническом значении (см. ком. к ст. 22).

Ливана. См. 33:9; 35:2.

37:25 откапывал я... осушу. Любые притязания на господство над мирозданием являются вызовом суверенной власти Бога.

37:26 Разве не слышал ты..? Риторический вопрос, утверждающий, что и Сеннахирим, и Рабсак не могли не знать того, о чем говорит Господь.

Я издавна сделал это. Ассирия является ничем иным, как орудием воли Божией.

предначертал. Посредством Ассирии свершилась Божественная воля в отношении царств мира сего (10:5−19; 40:6−8; Пс 36:1−2; Мих 4:9−13; см. ком. к 27:10−11).

37:28 Я знаю. Ассирия всецело во власти Господа и не сможет избежать Его суда (ср. Пс 138).

37:30 знамение. Ниспровержение ассирийцев и спасение остатка Израиля свидетельствуют о постоянстве, с которым Господь совершает Свой промысел.

в этот год... на третий год. Господь обещает Свое благословение Езекии не только в данной ситуации, но и на будущее. Народ Иудеи будет сеять и есть свой хлеб, но делать это ему позволит не царь Ассирии (36:16), а Господь — Бог Израилев.

37:31 остаток. Сохранившие верность Господу.

корень... плод. Мессианское пророчество. Господь не только обещает помощь, но, более того, говорит, что Иерусалим будет местом, откуда придет Спаситель (ст. 32). И это обетование — залог того, что Сеннахирим не сможет взять город.

37:35 охранять... спасти. Осада Иерусалима Сеннахиримом не принесла успеха Ассирии. Господь не покинул Свой народ, будучи верен обетованию, данному Давиду (8:8, 10; 2Цар 7:16).

раба. См. ком. к 20:3.

37:36−38 Чудесное спасение Иерусалима и поражение Ассирии.

37:36 Ангел Господень. Иерусалим был спасен вмешательством сверхъестественной силы. Ср. Исх 12:12.

37:38 в доме. Смерть Сеннахирима в доме Нисроха, по мысли Исаии, противостоит жизни, обретенной Езекией в Доме Божием (ст. 1).

убили его мечом. Двадцать лет спустя после осады Иерусалима, в 681 г. до Р.Х., Сеннахирим принял смерть от рук собственных сыновей.

в землю Араратскую. В горные области Урарту.

Асардан. Исаия говорит об Асархаддоне, правившем Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х.

Примечания:

 
Новый русский перевод
9 [171] — Территория южнее Египта.
11 [172] — См. Исх 22:20 и сноску к нему.
16 [173]Херувим. Один из высших ангельских чинов.
25 [174] — По 4Цар 19:24; чужих земель также присутствует в Большом свитке пророка Исаии из Кумрана.
27 [175] — По 4Цар 19:26; букв.: поле.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.