Исаия 40 глава

Книга пророка Исаии
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Ваш Бог говорит: «Утешайте, утешайте народ Мой.
2 Говорите с Иерусалимом ласково, объявите ему, что его борьба окончена и грех его искуплен; что он получил от Господней руки вдвое за все свои грехи».
3 Раздается голос: «В пустыне приготовьте путь Господу;[180] выпрямите в долине дорогу для нашего Бога.[181]
4 Всякий овраг пусть поднимется, а всякая гора и холм — опустятся; неровная земля пусть станет гладкой, и бугристые места — ровными.
5 И откроется слава Господня, и все люди увидят её». Потому что сказали это уста Господни.[182]
6 Голос сказал: — Кричи! Я спросил: — Что мне кричать?
— Все люди — как трава,[183] и вся их слава — как полевые цветы.
7 Трава засыхает, вянут цветы, так как на них веет дыхание Господне. Воистину, народ — трава.
8 Трава засыхает, вянут цветы, но слово нашего Бога пребывает вовек.
9 О вестник, несущий добрую весть Сиону, поднимись на высокую гору. О вестник, несущий добрую весть Иерусалиму,[184] мощно возвысь свой голос! Возвысь, не бойся; скажи городам Иудеи: «Вот Бог ваш!»
10 Вот, Владыка Господь идет в могуществе, и мышца Его властвует. Вот, награда Его с Ним, и воздаяние Его перед Ним.
11 Он пасет Свое стадо, словно пастух: берет ягнят на руки, несет на груди, и заботливо ведет маток.[185]
12 Кто измерил пригоршней воды или ладонью вымерил небеса? Кто вместил земную пыль в мерный сосуд или взвесил горы на весах и на весовых чашах холмы?
13 Кто постиг Духа[186] Господня или был Ему советником?
14 Кого Он просил Его просветить, кто учил Его правильному пути? Кто учил Его знанию, показал Ему путь постижения?
15 Вот народы — как капля в ведре; они — что пылинка на весах; Он поднимает острова, как крупинку.
16 Не достанет Ливана для жертвенных дров, и животных его для всесожжения.[187]
17 Все народы пред Ним — ничто; они для Него считаются меньше ничтожества и пустого места.
18 Итак, кому уподобите Бога? Какое подобие для Него подберете?
19 Идола? — Отливает его ремесленник, мастер его золотит и льет для него серебряные цепочки.
20 А кто слишком беден для этого, выбирает дерево, что не гниет; ищет искусного ремесленника, чтобы поставить идола так, что не рухнет.
21 Разве вы не знаете? Разве вы не слышали? Разве не было сказано вам от начала? Разве вы не поняли ещё от создания земли?
22 Он восседает над земным кругом, а обитатели земли пред Ним что кузнечики. Он распростирает небеса, как занавес, и раскидывает их, как шатер для жилья.
23 Он обращает вождей в ничто, правителей земли — в пустое место.
24 Едва они были посажены, едва они были посеяны, едва корни в земле пустили, как дохнул Он на них — и они засохли, и вихрь уносит их, как солому.
25 «Кому уподобите вы Меня? Кто Мне ровня?» — говорит Святой.
26 Поднимите глаза и взгляните на небо: Кто его сотворил? Тот, Кто по счету выводит Свое воинство и называет их всех по имени. Так как Он велик властью и могуч силой, они все в сборе.
27 Как же ты, Иаков, можешь говорить, и ты, Израиль, жаловаться: «Путь мой сокрыт от Господа; мой Бог пренебрег моим делом»?
28 Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал? Господь — есть Бог навеки, сотворивший края земли. Он не устанет и не утомится, разум Его непостижим.
29 Он дарует силу усталым, укрепляет изнемогших.
30 Даже юноши устанут и утомятся, молодые упадут от изнеможения;
31 но надеющиеся на Господа наберутся новых сил. Они воспарят на крыльях, словно орлы, побегут — и не утомятся, пойдут — и не устанут.

Новой Женевской Библии

40:1 — 55:13 Пророчества, составляющие эту часть книги Исаии, обращены непосредственно к иудеям, томящимся в вавилонском плену, дабы укрепить силы пленников, жаждущих избавления, и упрочить их упования на возвращение в землю обетованную (см., напр., 48:20, 21). Пророчества произнесены за полтора столетия до того, как начали совершаться указанные в них события (см. Введение: Трудности истолкования). Исаия предсказывает освобождение евреев из вавилонского плена по воле царя Кира (44:24 — 45:13) и пришествие Христа после возвращения в землю обетованную, Который крестными муками искупит грехи мира (42:1−7; 49:1−13; 50:4−11; 52:13 — 53:12); окончательное спасение Израиля в последние времена (51:6). Все пророчества Исаии сплетаются воедино, образуя плотную ткань повествования. По мысли Исаии, восстановление Израильского царства после пленения знаменует начало нового века, а первый опыт спасения через посредничество Божиего слуги, Кира, соединяется для пророка с окончательным спасением, которое дарует людям Сын Божий — Христос. Незыблемость пророчеств Исаии с особой полнотой открывается избранным в наше время, после того, как эти и многие другие пророчества исполнились в Иисусе Христе и продолжают исполняться в Его Церкви (2Пет 1:19).

40:1 — 48:22 Пророчества о грядущем царстве славы Божией.

40:1−31 В этих стихах Исаия благовествует о милости Божией и Его спасительном могуществе, осознание которых заставит Его народ довериться своему великому Царю и навсегда проститься со страхом перед другими народами и их ложными богами.

40:1 Утешайте, утешайте. С этими словами Господь обращается ко всему сонму ангелов и вместе с ними — к пророкам (ст. 6; 44:26); другим глашатаям Своей воли Господь повелевает не утешать народ, а благовествовать ему (ст. 9−11; 52:7). Повторение этих слов в дальнейшем (51:9, 17; 52:1, 11; 57:14; 62:10; 65:1) придает им еще большую силу и значение.

народ Мой. Несмотря на то что народ Израиля восставал против Бога, он остается Его народом. Эти слова, запечатлевшие неизменную Божию любовь к Израилю, много раз встречаются у Исаии (1:3; 3:12, 15; 43:20; 51:4, 16; 53:8; 58:1; 61:7; 65:10, 22).

40:2 говорите... возвещайте. Слова, обращенные к провозвестникам Божественного спасения, стоят, как и в предыдущем стихе, во множественном числе (ст. 1 и ком.).

к сердцу Иерусалима. Т.е. к тем, кто находится в вавилонском плену.

борьбы... неправды. Исаия имеет в виду вавилонское пленение, которое было для народа Иудеи расплатой за содеянный грех.

от руки Господней. См. ком. к 27:9; ср. 51:17.

принял вдвое за все грехи свои. Люди сполна понесли наказание за грех, Божественное правосудие свершилось (51:19), и Господь готов простить Свой народ (43:24; 44:22; 48:9; Откр 1:5).

40:3 Глас вопиющего. Исполнением этих слов стало служение Иоанна Крестителя (Мф 3:3; Мк 1:3; Лк 1:76; Лк 3:4−5; Ин 1:23), однако нельзя не отметить, что в неменьшей степени они относятся к служению его предшественников, среди которых был и сам Исаия.

в пустыне... в степи. Образ пустыни является синонимом одиночества и скорби (14:17; 25:5; 27:10; 35:1; 64:10). Во власти Божией превратить пески в цветущий и изобильный оазис, знаменующий полноту и радость Его спасения (32:15−16; 35:1, 6; 41:18−19; 43:19−20; 48:21).

приготовьте... прямыми сделайте. Господь Сам устранит все преграды на Своем пути (ср. 57:14), но в то же время Он хочет, чтобы люди были готовы войти в Его царство (62:10).

путь... стези. Путь Спасителя к людям проходит через их сердца, которые очистятся покаянием.

40:4 неровные пути. Препятствия и сопротивления, чинимые силами зла.

40:5 явится. Царство Божие явится людям в величии Его милости и суда, и прежде всего в пришествии Его Сына Иисуса Христа (Лк 2:30−31; Ин 1:14). Освобождение из плена — явление Божией славы, как это было во время Первого пришествия Христа (Ин 1:14) и как будет в час Его Второго пришествия.

всякая плоть. Явление Царства Божиего зримо пребывает в акте творения, земной жизни Христа, торжестве Его Церкви и обетованном обновлении всей земли (Быт 9:17; Мф 2:1−11; Мф 16:27; Мф 24:30; Деян 28:28; 2Кор 3:18).

40:6 Голос. В данном случае ангельский голос обращен к самому Исаии.

трава... цвет полевой. Слова, символизирующие краткость и уязвимость человеческой жизни.

40:7 дуновение. Гнев Божий подобен иссушающему восточному ветру (Пс 102:16; Иер 4:11; Иез 17:10).

40:8 слово. Слово Божие соединяет в себе обетование и суд (55:8−11).

40:9 благовествующий. Т.е. несущий благую весть о спасении.

вот Бог ваш! Эти слова, составляющие суть Благой Вести, получают дальнейшее развитие в ст. 10:11.

40:10 с силою... со властью. Бог утверждает Свою власть над всем творением и печется о Своем народе, повергая в прах его врагов, как истинный Бог Воинств (см. ком. к 13:4).

мышца. Сила Божия.

награда. Наградой в рассматриваемом стихе предстает сам спасенный народ, который, освободившись из плена, вступает в Царство Мессии.

40:11 пасти... водить. Метафора нежной, пастырской заботы Божественного Царя о Своем народе (Пс 22:1−4; Пс 77:52; Пс 79:1; Иер 31:10; Иез 34:11−16; Мих 2:12; Ин 10:11).

40:12−26 См. статью «Духовная природа Божества».

40:17 ничто... ничтожества. Мятежная и непостоянная природа человека не может препятствовать воле Божией.

40:18 уподобите. Таинственная природа Божия ни с чем не сравнима (ср. ст. 25; 46:5). См. статью «Духовная природа Божества».

40:19 серебряные цепочки. Эти цепочки поддерживали идола, не давая ему опрокинуться.

40:21 не знаете... не уразумели..? Это обвинение обращено к тем, кто не уверовал в откровение Божие.

от начала... из оснований..? Слава и величие Божии открываются в явлениях природы (Рим 1:20).

40:22 восседает... раскинул. Господь царит над всем мирозданием (66:1).

над кругом. Это слово означает здесь либо линию горизонта, либо небосвод.

шатер. Творение Божие предстает здесь, как и повсюду в книге Исаии, как огромный, раскинутый Самим Богом шатер (42:5; 44:24; 51:13; Пс 17:11; Пс 18:4).

40:23 князей... судей. Эти слова относятся к земным правителям и к их подданным, ибо Господь воздает и тем, и другим одинаковой мерой (ст. 17; 2:22).

40:24 посажены... вихрь. Данный стих продолжает тему ст. 6:7.

40:25 Святый. См. ком. к 1:4.

40:26 Поднимите... посмотрите. Люди способны увидеть и воспринять откровение Бога в Его творении (Рим 1:18−32).

воинство их. Звезды.

40:27 Иаков... Израиль. Здесь Исаия имеет в виду остаток народа Божия, пребывавший в плену.

сокрыт... забыто. Во гневе Господь сокрыл от людей Свое лицо (49:14; 54:8), однако, будучи милостив, употребит Свое могущество для их спасения.

40:28−31 См. статью «Самобытие Бога».

40:28 не утомляется и не изнемогает... неисследим. Господь являет Собой полную противоположность тем, над кем Он простирает Свою власть (44:11−18). См. статью «Вот имя Мое»: самораскрытие Бога».

40:31 обновятся в силе. Господь придаст силы.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [180] — Или: « Раздается голос в пустыне: Приготовьте путь Господу…»
3 [181] — В одном из древн. переводов: прямыми сделайте дороги нашего Бога.
3 [182] — См. Мф 3:1-3; Лк 3:2-6; Ин 1:23.
6 [183] — Букв.: « Всякая плоть — как трава…»
9 [184] — Или: « О Сион, вестник с добрыми новостями, поднимись на высокую гору…»; или: « О Иерусалим, вестник с добрыми новостями…»
11 [185] — См. Ин 10:11, 14-15.
13 [186] — Или: духа. Это слово можно перевести и как разум.
16 [187] — Ливан славился обилием лесов и обитающих в них животных.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.